Презентация на тему Профилактика оптической дисгарфии у учащихся 1 класса посредством развивающих игр
Профилактика оптической дисграфии у учащихся 1 класса посредством развивающих игр.Подготовила учитель начальных классов Казаченок В.А.
Оптическая дисграфия- дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов(«палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве,и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличиваются сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Свою работу я начинаю с выявления возможных трудностей. С помощью тестов, предлагаемых В.А. Киселевой, определяю состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений детей. (см. Приложение.)
По результатам тестирования и анализа письменных работ учащихся моего класса было выявлено, что у 90% первоклассников есть предпосылки к возникновению оптической дисграфии. Было выявлено следующее: -трудности в ориентировке на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки, -трудности концентрации и переключения зрительного внимания, -трудности целостности и избирательности зрительного внимания, -нарушения зрительной памяти, -недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве, - нарушения зрительно-моторной координации.
С учетом принципа ведущей деятельности средствами профилактики оптической дисграфии у первоклассников являются развивающие игры, направленные на развитие тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма. А именно:Развивающие игры на развитие зрительной памяти, развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.- развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений,- развивающие игры на формирование буквенного гнозиса,- развивающие игры на развитии конструктивного праксиса путем моделирования букв,- развивающие игры на развитие тактильных ощущений.
Игра «Приключения зайчонка Кузи»Жил-был зайчонок Кузя. Это был славный зайчонок: умный, добрый. Но вот беда. Кузя очень плохо писал. Узнала о беде Кузи Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:- Не расстраивайся малыш я тебе помогу.-Правда?! Обрадовался зайчонок. – А как?-Сейчас мы с тобой будем играть, а вы играйте, ребята, вместе с нами.Выполним нелегкие задания.Научим зайчонка правильно писать.
1. «Чего не стало»Интересны своим разнообразием, дети мыслят, рассуждают поясняя и доказывая свой принцип исключения. Здесь одновременно происходит работа над развитием зрительной памяти и идет активная речевое развитие.
2. «Угадай тень»Вам предлагаются разные предметы и их тени (силуэты).Задание: Догадайся, где чья тень.
3. «Фотограф»Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести этифигуры на листе бумаги.
4. «Назови предметы»Пошли зайчонок и Сова в сад и вдруг они увидели там ежика Колючку, который никак не мог назвать предметы, которые наложены друг на другаНапример: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема “Фрукты”)
5. «Назови меня»Задание: назвать предметы по их контурам.
6. «Цветные лужайки»Зайчонок Кузя и Сова пришли на очень красивую лужайку.Предлагаю каждому из вас по цветному фону красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета арбуза, огурца, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники).Задание: положить картинку на свою “лужайку”
7. «Буквоед» По дороге домой они встретили БуквоедаЗадание: дорисовать недостающие элементы букв.
8. «Назови буквы»Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
9. «Домик»Кузя и Сова вернулись с прогулки домой, но где же ключик от дома? Выполнив последнее задание, ты узнаешь, где он лежит.Задание: дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Слева от домика речка. Над речкой облака. Перед речкой зеленая трава. Справа от домика забор.
10. «День рождения у буквы»А дома зайчонка Кузю ждала любимая его буква А. А у нее сегодня день рожденьеЗадание: Раскрась букву. Напиши ряды гостей (буквы).Сова: Молодец, Кузя ты хорошо справился с заданиями теперь ты можешь правильно и красиво писать.
Можно предположить, что включение в корреционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повысит уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия будет наблюдаться положительная динамика в письменной речи к концу учебного года.
Мне было приятно познакомить вас со своей работой. Я думаю, что эта встреча принесет пользу в нашу совместную работу по профилактике оптической дисграфии.