Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии по теме: Дифференциация И-Ш
Тема: Дифференциация И-Ш
Цели и задачи:
учить различать строчные буквы и, ш в слогах, словах, предложениях;
отрабатывать механические навыки движения руки;
развивать зрительный гнозис, пространственное представление;
развивать графические навыки, речь, внимание, мышление;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать дружелюбные отношения к сверстникам, доброту, отзывчивость,
воспитывать умение адекватно реагировать на ошибки товарищей.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, слайды: «Деление слов на слоги», картинка «Семья», сказочный герой иголочка Ия в шляпке. Ассоциативные картинки, индивидуальные зеркала, карандаши синий и красный.
Ход урока
Организационный момент
Развитие пространственного восприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, у кого в имени есть звук И.
Вера и Семен, а нет ли звука И у вас в фамилии?
Слайд 1 – рисунок, изображающий членов семьи, стоящих рядом друг с другом.
Учитель:
Посмотрите внимательно на экран скажите:
Кто изображен на экране? (Семья.)
Скажите, с какой стороны от папы стоит мама? (С левой.)
Какой рукой мама держится за плечо папы? (Правой.)
С какой стороны от папы находится дочь? (С правой.)
В каком кармане рогатка у сына? (В левом.)
У папы какая рука лежит снизу? (Правая.)
На какую сторону лежит у мальчика челка? (На правую.)
Левая или правая нога выставлена у девочки вперед? (Левая.)
Где стоит мальчик по отношению к собаке? (Справа.)
В какую сторону девочка наклонила голову? (В правую.)
Сообщение темы
Скажите, правая или левая часть доски закрыта? (правая)
Учитель открывает картинку на правой стороне доски:
Ребята к нам в гости пришла иголочка Ия. И пришла она непросто так.
С какой буквы начинаются слова “иголочка Ия”? ( С буквы И.)
Посмотрите, что надето у иголочки на головку ? (Шляпка.)
С какой буквы начинается слово шляпка? (С буквы Ш.)
Сегодня мы с вами будем учиться различать строчные буквы и и ш на письме в слогах, словах, предложениях. А иголочка нам в этом поможет.
Характеристика звуков и, ш по артикуляционным и акустическим признакам
Учитель продолжает:
Вспомните из каких элементов состоит буква и. (Из двух крючков.)
Скажите мне, какой звук обозначает буква и? (Звук и.)
Как образуется звук и? (Губы в улыбке,, нет преграды для воздушной струи, есть голос.)
Дайте характеристику звуку и? (Гласный звук.)
Нарисуйте пальчиком на парте букву и.
Из каких элементов состоит буква ш? (Из трех крючков.)
Какой звук обозначает буква ш? (Звук ш.)
Как образуется звук ш? (Губы рупором, язык чашечкой поднят к альвеолам, создавая преграду воздушной струе, без голоса.)
Дайте характеристику звуку ш. (Согласный, глухой, твердый.)
Нарисуйте пальчиком на парте букву ш.
Для удобства различения букв мы сегодня букву и будем выделять красным цветом, букву ш – синим.
Слайд 2 – Буквы и – ш
Подумайте и скажите, на что могут быть похожи буквы и и ш?(Варианты детей.)
Иголочка вам предлагает такие ассоциации букв и и ш.
(Вывешиваю на доску ассоциативные картинки.)
Дифференциация букв и – ш
Запишите в тетрадях ряд чисел:
3 2 2 3 3 3 2 2 3 2 2 3 3 2 3 2.
Эти цифры обозначают количество элементов в буквах: Буква и = 2, буква ш = 3. Запишите на строке ниже под цифрами соответствующие буквы.
3ш
2и
2и
3ш
3ш
3ш
2и
2и
3ш
2и
2и
3ш
3ш
2и
3ш
2и
Проверка выполненного задания.
2. Дифференциация букв и – ш в слогах.
– Прочитайте и запишите слоги:
2н – 3а – 3у – 2р – у3 – к2 – а3 – е3 – л2 – 2с
Проверка выполненного задания.
3. Расшифровать слова:
3п2он ,2де3шь, 3утк2, 32ло, 3ар2к , м23ка.
Проверка выполненного задания.
Физминутка
Ребята, на улице мороз. У нас замерзли руки. Как мы их погреем?(Подышать на ладошки.)
У нас замерзли не только руки, но и голова. Наденем “шапочки” плотно прижимая их к голове. (Повторить три раза.)
Ушкам тесно в шапочке. (Заворачивать уши 5 раз.)
Устала голова. Снимем “шапочки” (Повторить 3 раза.)
Поверните голову влево, вправо, опустите вниз.
Поднимите правую руку и потрите шею. Левой рукой потрите затылок. Тихо сядьте. Нарисуйте глазками букву и, теперь букву ш.
Дифференциация букв и – ш в словах.
Задание: назвать картинку, схематично поделить слово на слоги и определить в каком слоге нужные нам буквы и или ш. Схему начертить в тетради (работа по цепочке с комментированием)
Слайд 4 – Предметная картинка “Помидор”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы и в 3 слоге.
Слайд 5 – Предметная картинка “Шуба”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш в 1 слоге.
Слайд 6 – Предметная картинка “Брюки”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы и во 2 слоге.
Слайд 7 – Предметная картинка “Кукушка”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш во 2 слоге.
Слайд 8 – Предметная картинка “Шмель”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш в слоге.
Слайд 9 – Предметная картинка “Чайник”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы и во 2 слоге.
Слайд10 – Предметная картинка “Ландыш”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш во 2 слоге.
Слайд 11 – Предметная картинка “Гусеница”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы и в 3слоге.
Слайд 12 – Предметная картинка “Лошадка”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш во 2 слоге.
Слайд 13 – Предметная картинка “Телевизор”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы и в 3 слоге.
Слайд 14 – Предметная картинка “Груша”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш во 2 слоге.
Слайд 15 – Предметная картинка “Шахматы”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш в 1 слоге.
Слайд 16 – Предметная картинка “Велосипед”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы и в 3 слоге.
Слайд 17 – Предметная картинка “Рубашка”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы ш во 2 слоге.
Слайд 18 – Предметная картинка “Васильки”, схема слоговой структуры слова с выделением буквы и во 2 и 3 слогах.
Слайд 19 – Предметная картинка “Мишка”, схема слоговой структуры слова с выделением букв и и ш в 1 слоге.
Слайд 20 – Предметная картинка “Шишка”, схема слоговой структуры слова с выделением букв ш и ш в 1 слоге.
Слайд 21 – Буквы и – ш
Развитие внимания
Ребята, иголочка вышивала слова, да так увлеклась, что все слова записала в одну строку и теперь не может найти те слова, которые вышивала. Давайте поможем иголочке найти слова в строке букв.
прнкбсвиньяягфдехкошкалнгшлошадьвапркосликлдр
(Свинья, кошка, лошадь, ослик.)
Дайте одно название всем четырем словам. (Домашние животные)
Работа по изменению слов (изменить по образцу)
Малыш-малыши
Камыш-камыши
Голыш-
Крепыш-
Шалаш-
Ландыш-
Карандаш-
Дифференциация букв и – ш в предложениях
В данном тексте выделите в красный кружок букву и, в синий – букву ш.
Половодье
Наступила весна. С гор побежали ручьи. Однажды ночью жители нашей деревни проснулись от шума. Это шумела река. Льдины нагромождались друг на друга. На одной льдине шевелился промокший зайчонок. Он дрожал от холода. Неожиданно подул ветер и прибил льдинку к берегу. Зайчик прыгнул на сушу и побежал.
Итог занятия
Учитель:
Какие буквы мы сегодня учились различать? - букву ш в букву и.
Правильно, мы с вами учились различать строчные буквы и и ш.
Вы все справились с заданиями. На следующем уроке мы продолжим эту работу.
Савостина Светлана Александровна
учитель-логопед, первой квалификационной категории
КГОБУ «Коррекционная школа-интернат для детей-сирот г. Находки»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 1Заголовок 315