Тренинг по теме Технология жизненного оптимизма


Тренинг для подростков по теме:
«Технология жизненного оптимизма».
Цель: формирование у учащихся жизнеутверждающих установок, профилактика суицидальных тенденций.
Метод: тренинг с элементами ролевой игры, выполнением упражнений по самодиагностике, групповые обсуждения.
Оборудование и материалы: правила тренингов на доске, листочки и ручки для выполнения тестов, тексты сочинений учеников по теме «Цели, которые мы выбираем». На стендах выставки рисунков детей разных классов под девизом «Я люблю жизнь», стенгазеты «Я за здоровый образ жизни», «Жизнь замечательных людей», «Афоризмы и притчи о смысле жизни».
Ход тренинга: Психолог и все ученики сидят на стульях по полукругу.
Приветствие. (Психолог встает, вытягивает правую руку вперед ладонью вверх, ученики кладут вытянутую руку ладонью вниз сверху и все хором говорят «Мы рады снова встретиться!». Повторение правил участия в тренингах (психолог зачитывает и поясняет).
Определение темы тренинга.
Психолог. Сегодня у нас интересная тема. Посмотрите сценку и определите тему нашего разговора.
Ученики смотрят сценку, которую приготовили три ученика по ролям (сценка из журнала «Школьный психолог» за май 2012 года стр.24 «Везунчик») и определяют тему занятия «Как преодолевать жизненные трудности».
Психолог. Да, правильно. Хотите научиться преодолевать трудности, хотите, чтобы вас считали «везунчиками»? Это занятие для вас.
Мотивация учащихся на разговор.
Психолог. 9-ый класс – второй серьёзный итог вашей школьной жизни. Когда был первый? (окончание начальной школы). Кто-то после 9-го класса покидает школу, и у него начинается новая жизнь, требующая социальной смелости и самостоятельности. Для тех, кто остается в школе, это тоже совершенно новый этап. Вам предстоит выбор профессионального пути. В стенах ли школы, в других учебных заведениях вас ждут новый коллектив, новые требования, новые радости и новые трудности. Поэтому именно сегодня нужен и уместен серьезный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах.
Я знаю, что вы писали сочинение «Цели, которые мы выбираем», «Какого человека можно считать счастливым?» Давайте послушаем.
Ученики читают свои сочинения.
Групповое обсуждение темы «Жизненный успех».
Дать высказаться всем желающим.
Откуда берутся успешные люди?
Что помогает им стать успешными? Природа? Судьба? Благословение свыше? Или это результат усилий самого человека?
(Во время обсуждения необходимо внимательно слушать подростков, руководить процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также успешных людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко. Это Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Александр Маресьев и многие другие.
Вывод. На каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и тот побеждает, кто сумеет их преодолеть.
Фомирование умения справляться с трудностями.
Психолог.
Поднимите руку те, кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями?
У кого в жизни нет проблем?
(Никто не поднимает)
Верно, абсолютно у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они решают.
Почему же у всех все по разному, одни «счастливчики», а другие «невезучие»? (потому что решают свои проблемы по разному).
Для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра,
А если человек старается активно решить проблему, ему везёт.
Я обижался на творца, что не дал мне сапог,
Пока не увидал того, который был без ног…
Самодиагностика «Как ты справляешься с трудностями?».
Методика: моторная проба Шварцландера.
Инструкция.
Психолог. На выданных вам листочках вы видите 4 сетки по 36 квадратиков в каждой. Подумайте, какое максимальное количество квадратиков в сетке 1 вы сможете закрыть за 10 секунд (причем крестики должны полностью закрывать клеточку) и напишите рядом – это будет ваш уровень притязаний. Например, УП №1=7. Начинаем вместе по команде «Раз» и заканчиваем по команде «Стоп». Полученную цифру запишите рядом с сеточкой №1. Это ваш уровень достижений УД= 9. Таким образом, вы отметили свой предполагаемый и действительный результат.
Психолог. Далее с учетом вашего опыта вновь ставим себе задание около сеточки №2. УП №2=… И вновь повторяем испытание за 10 сек. Записываем результат: УД №2=
Психолог. Все повторяется с сеточкой № 3. (При работе с №3 инструкция остается неизменной, но ведущий дает на выполнение задания вместо 10 сек только 8, учащиеся искусственно оказываются в ситуации неуспеха. Ребята обычно обескуражены низкими результатами, но некоторые замечают, что времени было дано меньше. Педагог никак не реагирует на замечания детей и быстро переключает их внимание на выполнение следующей последней части задания). Психолог. Далее с учетом вашего опыта вновь ставим себе задание около сеточки №4. УП №4=… И вновь повторяем испытание за 10 сек. Записываем результат: УД №4=
Анализ. Сравниваются результаты УП №1,2,3,4 и УД. Учащиеся должны корректировать свой УП, повышать планку на 1-2 единицы. Если учащийся повышает УП на 5 и более единиц при низком УД, можно говорить о нереально завышенном УП. Наиболее показательным является сопоставление УП №4 и №3, после того как учащийся попал в ситуацию неуспеха, именно здесь проверяется модель его поведения при столкновении с трудностями.
Если подросток имел достаточно высокие успехи, УП его повышался в зависимости от достижений, а неуспех вызвал чувство здоровой злости, прилив энергии, желание победить; если УП №4 был не ниже, чем УП № 2 и УД № 1 и 2, а может быть даже на 1-2 единицы выше, то можно говорить о том, что этот учащийся имеет высокую уверенность в собственных силах, не пасует перед трудностями, а активно их преодолевает.
Если подросток при высоком УД, попадая в ситуацию неуспеха, резко снижал свой УП (ниже достигнутого ранее), то это сигнализирует о неконструктивном поведении при столкновении с трудностями, о неуверенности в собственных силах.
Если же уч-ся ставит УП ниже, чем УД, то это говорит о том, что он боится ситуации успеха, такая ситуация вызывает у него тревогу и неуверенность.
Педагог во время классного часа объясняет общие позиции анализа, а каждый из подростков может проконсультироваться индивидуально после урока. Подростка необходимо не только проинформировать, но и дать ему рекомендации. Неуспех учащегося не должен стать предметом всеобщего обсуждения.
Эта графическая методика всегда вызывает живой интерес ребят. Она проста в применении и экономична по времени.
Заключение.
Психолог. Встанем в круг и возьмемся за руки.
Как вы думаете, трудности в нашей жизни это хорошо или плохо?
О чем был этот тренинг?
Какие мысли у вас возникали по ходу тренинга?
Что вам больше всего запомнилось?
Что не понравилось?
Что такое жизнь? (Это высшая ценность, пока мы живы, всё можно исправить и преодолеть.)
Рутуал прощания. Спасибо за урок, до скорых встреч!