Урок математики в 5 классе по теме: Сложение и вычитание десятичных дробей
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Урок математики в 5 классе
с применением технологии развития критического мышления
по теме:
©Сложение и вычитание десятичных дробейª
.
Предмет:
Математика
Класс:
5
Учитель:
Панская Яна Станиславовна, учитель МКОУ ©Брынская основная школаª
Базовый
учебник:
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин,
В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд
-
30
-
е изд., исп.
М.: Мнемозина, 2012
Тема урока:
Сложение и вычитание десятичных дробей
Количество часов,
отведѐнное на изучение
темы:
13
№ урока:
5
Тип урока:
Открытие новых знаний
Дидактическая ц
ель урока:
обеспечить осознанное усвоение учащимися правила сложения и вычитания десятичных дробей;
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством
участия каждого из них в
процессе работы;
проверить уровень сформированности знаний и умений по данной теме.
Задачи
:
Образовательные
-
познакомить с
алгоритм
ом
сложения
и вычитания десятичных дробей;
-
научить
складывать и вычитать десятичные дроби.
Развивающие
-
развитие познавательного интереса;
-
формирование вычислительных навыков и математической речи;
-
умение анализировать и сравнивать, проводить аналогию;
-
умение работать с
текстом
, выделять необходимую
-
информацию и приме
нять
на
практике.
Воспитательные
-
расширение кругозора,
-
воспитание уважения друг к другу, взаимопонимания, толерантности;
-
воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах,
-
умение планировать и оценивать деятельность, развивать навыки самооценки.
-
привитие
любви к родному краю.
Планируемые результаты:
УУД
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении со
сверстниками,
формирование умения
ясно, чѐтко излагать свои мысли в устной и
письменной речи
;
уметь осуществля
ть самооценку на основе
заданных критериев
;
проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее
дело.
Познавательные
уметь работать с тек
стом и критически его оценивать
;
выполнять действия по алгоритму; преобразовывать информацию из одной
формы в
другую.
Регулятивные:
самостоятельно формули
руют познавательную цель и строи
т
свои действия в соо
тветствии с ней, уме
т
ь
анализировать, делать выводы,
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
.
Коммуникативные:
выс
казывают свою точку зрения, уме
т
ь
слушать и вступать в
диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие
;
Основные понятия,
изучаемые на уроке:
Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей
Методы:
по источникам знаний:
практический,
словесный, наглядный;
по степени взаимодействия учитель
-
ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично
-
поисковый
Формы работы
обучающихся:
Фронтальная, парная, индивидуальная.
Межпредметные связи:
Связь с историей и
краеведение
м
.
Организация деятельности
обучающихся на уроке:
самостоятельно выходят на проблему и решают еѐ;
самостоятельно определяют тему, цели
урока;
ведут диалог, отвечают на вопросы;
выполняют практические задания
на отработку алгоритма сложения и вычитания десятичных
дробей
;
оценивают себя
и друг друга
;
Необходимое
учебное
оборудование:
Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный
материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе
Power
Point
.
Ход урока:
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Стадия вызова
1
. Орг.
момент
(1
мин.)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня
Яна Станиславовна.
С
егодня
у вас необычный урок. На
уроке присутствуют
гости. По
смотрите, пожалуйста, на них
.
Поздоровайтесь.
Человеческая доброта
-
самое удивительное явление в мире.
Если день
начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте
сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача
быть
внимательными, активными, находчивыми, а главное
трудо
любивыми.
Чтобы
начать работу, проверим, всѐ ли готово к уроку.
Класс готовится для
работы, включаются в
деловой ритм.
2.
Акт
уализация
опорных
знаний.
Устные
упражне
-
ния.
(3
-
5 мин.)
Вычислите устно
:
Слайд №
2
60
36
=
∙
3
=
: 4 =
+ 27 =
: 3 = +19
=
Загадка:
Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получить
число большее трѐх и меньшее 4? (запятую)
Как называется полученное число? (десятичная дробь)
Прочитайте дроби
4,5; 7,03; 0,5; 22,5; 4,109; 6,13.
Слайд №
3
Что можно выделить у каждой десятиной дроби? (целую и дробную часть)
Назовите целые и дробные части?
Расположите
дроби
в порядке возрастания
:
4,5 (Б); 7,03(Д); 0,5(П ); 22,5(А); 4,109(О); 6,13(Е
).
Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание
? (алгоритм сравнения)
Давайте вспомним алгоритм сравнения десятичных дробей.
и прочитайте получившееся слово:
0,5
4,109
4,5
6,13
7,03
22,5
П
О
Б
Е
Д
А
24
7
2
18
4
5
15
3
4
Какие ассоциации у вас возникают со словом
©ПОБЕДАª?
Какое знаменательное событие в этом году будет отмечаться в нашей стране
(Празднование 70
-
летия Великой Победы).
Война всѐ дальше уходит от нас во времени. Но не
в памяти. Это наша победа,
чтобы не говорили,
не писали
в
СМИ. Мы должны помнить и чтить
имена
тех
,
кто отда
л свои жизни
для нашего светлого
буд
ущего
.
На нашей родной
Сухиничской земле
7 ветеранов удостоены великого звания Героя Советского
Союза. А какая
она,
наша Сухиничская земля? Кто
-
нибудь знает, каких она
ра
змеров?
3.
По
становка
проблем
ы.
(3
-
5 мин)
Ребята, а вы любите читать газеты, журналы, книги? Я тоже люблю читать и
н
едавно я прочитала статью
в нашей газете
©
Организатор
ª
, в которой
говориться о площади нашего района. Условно, всю территорию Сухиничского
района можно разделить на:
-
т
ерриторию
общего пользования и она равна
31,6 тыс. га;
-
территорию сельхозназначений
,
равная
91,7 тыс. га
.
А какова площадь всего Сухиничского района?
Слайд №
4
Что
нужно выполнить
, чтобы ответить на
данный
вопрос
?
(
Нужно
сложить
)
Кто выполнил? В чѐм трудность? (
Н
е умеем складывать десятичные дроби
)
Как вы думаете
,
с чем мы познакомимся сегодня на уроке
(
со сложением
десятичных дробей
)? А какое действие тесно связано со сложением?
(
вычитание
)
Попробуйте сформулировать
тему
урока
и запишите ѐѐ в тетради.
Тема урока: ©
Сложение и вычитание десятичных дробей
ª.( Слайд № 5
).
Давайте, сформулируем цель
нашего урока.
Открывают тетради и
записывают тему в
тетрадь.
Выбирают или
придумывают цель,
записывают в тетрадь.
Заполняют таблицу
индивидуально.
А теперь я предлагаю поиграть в игру, которая называется
©Верю
не верюª
Игра ©верю и не верюª (Слайд №6
)
Вопрос
+
-
верю,
-
не верю
1. Верите ли вы,
что
впервые п
равила вычислений с
десятичными дробями описал
знаменитый
самаркандский
ученый
?
2. Верите ли вы, что
запятой отделять десятичную ча
сть от
дробной стали только в 20
веке
?
3. Верите ли вы, что
сложение и вычитание десятичных
дробей очень похоже на сложение и вычитание
натуральных чисел
?
4. Верите ли вы, что
сложение и вычитание десятичных
дробей было описано ещѐ в 15 веке
?
5. Верите ли вы, что
для сложения и вычитания
десятичных дробей
не
нужно
обращать внимания
на
запятую?
Стадия осмысления
4.
Изу
чение
нового
материала
(10 мин.)
П
редлагаю вам текст.
Текстовый фрагмент
Впервые правила сложения и вычитания десятичных дробей описал
знаменитый самаркандский учѐный, Аль
Каши, в начале
XV
века. Записывал,
Аль
Каши десятичные дроби
не пользуясь запятой: дробную часть он
записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой
3,56 = 3
56
;
12,334=12
344
; 5,034=5│034
.
В Европе десятичные дроби были изобретены фламандским инженером и
ученым Симоном Стевином, в
XVII
веке. Запятая или точка для отделения целой
части стали использоваться с
XVII
века.
Парами работают с
информацией.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович
Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики ©Арифметика, сиречь
наука числительнаяª.
(Слайд №7
).
Задание 1.
Познакомьтесь с информацией.
Задание 2.
Заполните таблицу ©Инсертª.
(Слайд №8
)
©Vª
знаю
©+ª
новое
Обсудить заполненные таблицы
с
учениками.
Задание 3.
Изучив
данную таблицу,
опишите действие, которое нужно
выполнить на каждом этапе
.
Попробуйте состави
ть алгоритм сложения
десятичных дробей.
Работа в парах.
(
Слайд №9
)
Чтобы сложить
3,7 + 1,529 = 5,229
Опорные слова.
Нужно:
1.
1,
5
29
, 3,
7
= 3,
7
00
3,7 + 1,529 = 3,7
00
+ 1,529
1. В этих дробях, после,
уравнять, запятой,
количество знаков.
2
.
3
,
700
1
,
529
2. Дроби, запятая,
подписать, чтобы оказалась,
друг под другом так, под
запятой.
3.
3700
1529
5229
3. Не обращая, сложение,
выполнить, на запятую,
внимания.
4.
3
,
700
1
,
529
5
,
229
4. Под запятой, поставить, в
данных дробях, в ответе,
запятую.
Заполнение таблицы.
Работа индивидуально.
Заполняют таблицу
,
работа
я
в парах
,
и
озвучивают
информацию.
Обсудить заполненные учениками таблицы.
С
оставьте
алгоритм
сложения (вычитания) десятичных дробей
:
Слайд №10
(алгоритм)
Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби нужно:
1.
Уравнять
в этих дробях
количество знаков после запятой.
2.
Подписать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под
запятой.
3.
Выполнить
сложение
, не обращая вни
мания
на запятые.
4.
В ответе по
ставить запятую под запятой в данных дробях.
Откройте учебник на стр. 191 и прочитайте
алгоритм
сложения (вычитания)
десятичных дробей.
Вернѐмся к задаче, которую мы решали в начале урока
и у
знаем какова же
площадь Сухиничского района.
91,7 + 31,6 = 123,3 тыс. га площадь Сухиничского района.
Слайд №
1
1
5.
Фи
зкульт
ми
нутка
(1
мин.)
Ребята, давайте сделаем разминку.
Слайд №1
2
Я буду называть числа, а вы, если это десятичная дробь будете приседать, если
натуральное число поднимать руки вверх.
10; 5,2; 36; 8,16; 15,9; 25; 3,4; 21;
48.
Молодцы! Приступаем к работе!
Выполняют разминку.
6.
Пе
рвичное
закрепле
ние
(7 мин)
Для отра
ботки алгоритма выполним задания
:
Слайд №1
3
№ 1213
а)
0,769 + 42,389 =
43,15
8
;
б)
5,8 + 22,191=
27,991
;
№ 1214
а
)
9,4
7,3 =
2,1
;
е) 6,6
5,99 =
0,61.
Выполняют задания в
учебнике. Ученик у
доски проговаривает
алгоритм вслух,
остальные про себя.
7.
Са
мостояте
льная
работа
(7
мин.)
Самостоятельная
работа
.
Слайд №
14
1 вариант
2
вариант
2
.
Выполните действия:
а) 1,52 + 0,4 =
1,92
б)
5,128
+
4,06
=
9,188
в) 17,84
15,
4 =
2,
44
г) 11,53
1,72
=
9,8
1
2. Выполните действия:
а) 1,39 + 0,6 =
1,9
9
б) 2,342 + 7,43 =
9,77
2
в) 23,94
19,42 =
4,52
г) 7,1
8
3,28 =
3,
9
Ребята, а теперь оцените правильность, выполненной вами самостоятельной
работы сверив свои ответы с ответами на слайде.
Критерии оценивания
записаны на доске.
Поставьте оценки в листы самооценки.
Ребята, выпишите только целые части
из каждого примера. Какие получили
числа? Как вы думаете, что означают данные числа?
1929
год образования Сухиничского района
.
1943
год освобождения Сухиничского района от немецко
-
фашистских
захватчиков
.
Ученики выполняют
самостоятельную
работу
с последующей сверкой
с правильным решением
на доске и оценивают
своѐ решение по
заданным критериям.
Критерии оценивания:
©5ª
-
всѐ верно;
©4ª
-
3 правильно
©3ª
-
2
-
1 правильно
©2ª
-
нет верных
ответов.
Стадия рефлексии
8.
Под
веден
ие
итогов.
Рефлексия
(3
-
5 мин.)
Вернемся к нашей игре, в которую мы играли в начале урока ©Верю
не верюª
Составление кластера.
Слайд № 15
Ребята, а теперь давайте составим кластер
: в центре
название
тех
чисел
, с
которыми мы работали н
а уроке
, а вокруг
расположить все действия, которые
умеете выполнять с этими числами
.
Отвечают на вопросы,
поставленные на уроке.
складывать
вычитать
сравнивать
Десятичные дроби
Выставление
итоговых
оценок.
Подведение итогов.
Рефлексия. Ответьте на вопросы
(Слайд №16
)
Достигли ли вы своей
цели на уроке?
Продолжите высказывания
Сегодня я узнал…
•
Сегодня я узнал
…
•
Сегодня на уроке мне было …
•
Я понял, что…
•
Теперь я могу…
•
Я научился…
•
У меня получилось…
Некоторым можно дать
возможность
высказать
свое мнение,
ассоциации, мысли.
7.
Информ.
о д/з
(1 мин.)
На дом учащимся предлагаются
задания по выбору
:
Обязательное
:
п. 32,
№
1255 (а
-
в), № 1256 (а
-
в),
Творческое:
©Придумайте задачу с десятичными дробями, которая решалась бы
сложением или вычитаниеª
(Слайд №17
)
Учащиеся
записывают
домашнее задание.