Урок математики в 5 классе по теме: Сложение и вычитание десятичных дробей


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Урок математики в 5 классе с применением технологии развития критического мышления по теме: ©Сложение и вычитание десятичных дробейª . Предмет: Математика Класс: 5 Учитель: Панская Яна Станиславовна, учитель МКОУ ©Брынская основная школаª Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд - 30 - е изд., исп. ‬ М.: Мнемозина, 2012 Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей Количество часов, отведѐнное на изучение темы: 13 № урока: 5 Тип урока: Открытие новых знаний Дидактическая ц ель урока: обеспечить осознанное усвоение учащимися правила сложения и вычитания десятичных дробей; активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы; проверить уровень сформированности знаний и умений по данной теме. Задачи : Образовательные - познакомить с алгоритм ом сложения и вычитания десятичных дробей; - научить складывать и вычитать десятичные дроби. Развивающие - развитие познавательного интереса; - формирование вычислительных навыков и математической речи; - умение анализировать и сравнивать, проводить аналогию; - умение работать с текстом , выделять необходимую - информацию и приме нять на практике. Воспитательные - расширение кругозора, - воспитание уважения друг к другу, взаимопонимания, толерантности; - воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах, - умение планировать и оценивать деятельность, развивать навыки самооценки. - привитие любви к родному краю. Планируемые результаты: УУД Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, формирование умения ясно, чѐтко излагать свои мысли в устной и письменной речи ; уметь осуществля ть самооценку на основе заданных критериев ; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело. Познавательные уметь работать с тек стом и критически его оценивать ; выполнять действия по алгоритму; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: самостоятельно формули руют познавательную цель и строи т свои действия в соо тветствии с ней, уме т ь анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности . Коммуникативные: выс казывают свою точку зрения, уме т ь слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие ; Основные понятия, изучаемые на уроке: Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей Методы: по источникам знаний: практический, словесный, наглядный; по степени взаимодействия учитель - ученик: эвристическая беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично - поисковый Формы работы обучающихся: Фронтальная, парная, индивидуальная. Межпредметные связи: Связь с историей и краеведение м . Организация деятельности обучающихся на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают еѐ; самостоятельно определяют тему, цели урока; ведут диалог, отвечают на вопросы; выполняют практические задания на отработку алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей ; оценивают себя и друг друга ; Необходимое учебное оборудование: Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point . Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Стадия вызова 1 . Орг. момент (1 мин.) Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Яна Станиславовна. С егодня у вас необычный урок. На уроке присутствуют гости. По смотрите, пожалуйста, на них . Поздоровайтесь. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача ‬ быть внимательными, активными, находчивыми, а главное ‬ трудо любивыми. Чтобы начать работу, проверим, всѐ ли готово к уроку. Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм. 2. Акт уализация опорных знаний. Устные упражне - ния. (3 - 5 мин.) Вычислите устно : Слайд № 2 60 ‬ 36 = ∙ 3 = : 4 = + 27 = : 3 = +19 = Загадка: Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получить число большее трѐх и меньшее 4? (запятую) Как называется полученное число? (десятичная дробь) Прочитайте дроби 4,5; 7,03; 0,5; 22,5; 4,109; 6,13. Слайд № 3 Что можно выделить у каждой десятиной дроби? (целую и дробную часть) Назовите целые и дробные части? Расположите дроби в порядке возрастания : 4,5 (Б); 7,03(Д); 0,5(П ); 22,5(А); 4,109(О); 6,13(Е ). Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание ? (алгоритм сравнения) Давайте вспомним алгоритм сравнения десятичных дробей. и прочитайте получившееся слово: 0,5 4,109 4,5 6,13 7,03 22,5 П О Б Е Д А 24 7 2 18 4 5 15 3 4 Какие ассоциации у вас возникают со словом ©ПОБЕДАª? Какое знаменательное событие в этом году будет отмечаться в нашей стране (Празднование 70 - летия Великой Победы). Война всѐ дальше уходит от нас во времени. Но не в памяти. Это наша победа, чтобы не говорили, не писали в СМИ. Мы должны помнить и чтить имена тех , кто отда л свои жизни для нашего светлого буд ущего . На нашей родной Сухиничской земле 7 ветеранов удостоены великого звания Героя Советского Союза. А какая она, наша Сухиничская земля? Кто - нибудь знает, каких она ра змеров? 3. По становка проблем ы. (3 - 5 мин) Ребята, а вы любите читать газеты, журналы, книги? Я тоже люблю читать и н едавно я прочитала статью в нашей газете © Организатор ª , в которой говориться о площади нашего района. Условно, всю территорию Сухиничского района можно разделить на: - т ерриторию общего пользования и она равна 31,6 тыс. га; - территорию сельхозназначений , равная 91,7 тыс. га . А какова площадь всего Сухиничского района? Слайд № 4 Что нужно выполнить , чтобы ответить на данный вопрос ? ( Нужно сложить ) Кто выполнил? В чѐм трудность? ( Н е умеем складывать десятичные дроби ) Как вы думаете , с чем мы познакомимся сегодня на уроке ( со сложением десятичных дробей )? А какое действие тесно связано со сложением? ( вычитание ) Попробуйте сформулировать тему урока и запишите ѐѐ в тетради. Тема урока: © Сложение и вычитание десятичных дробей ª.( Слайд № 5 ). Давайте, сформулируем цель нашего урока. Открывают тетради и записывают тему в тетрадь. Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь. Заполняют таблицу индивидуально. А теперь я предлагаю поиграть в игру, которая называется ©Верю ‬ не верюª Игра ©верю и не верюª (Слайд №6 ) Вопрос ‮+  - верю, ‮ -   не верю 1. Верите ли вы, что впервые п равила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый самаркандский ученый ? 2. Верите ли вы, что запятой отделять десятичную ча сть от дробной стали только в 20 веке ? 3. Верите ли вы, что сложение и вычитание десятичных дробей очень похоже на сложение и вычитание натуральных чисел ? 4. Верите ли вы, что сложение и вычитание десятичных дробей было описано ещѐ в 15 веке ? 5. Верите ли вы, что для сложения и вычитания десятичных дробей не нужно обращать внимания на запятую? Стадия осмысления 4. Изу чение нового материала (10 мин.) П редлагаю вам текст. Текстовый фрагмент Впервые правила сложения и вычитания десятичных дробей описал знаменитый самаркандский учѐный, Аль ‬ Каши, в начале XV века. Записывал, Аль ‬ Каши десятичные дроби не пользуясь запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой 3,56 = 3 56 ; 12,334=12 344 ; 5,034=5│034 . В Европе десятичные дроби были изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином, в XVII веке. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. Парами работают с информацией. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики ©Арифметика, сиречь наука числительнаяª. (Слайд №7 ). Задание 1. Познакомьтесь с информацией. Задание 2. Заполните таблицу ©Инсертª. (Слайд №8 ) ©Vª ‬ знаю ©+ª ‬ новое Обсудить заполненные таблицы с учениками. Задание 3. Изучив данную таблицу, опишите действие, которое нужно выполнить на каждом этапе . Попробуйте состави ть алгоритм сложения десятичных дробей. Работа в парах. ( Слайд №9 ) Чтобы сложить 3,7 + 1,529 = 5,229 Опорные слова. Нужно: 1. 1, 5 29 , 3, 7 = 3, 7 00 3,7 + 1,529 = 3,7 00 + 1,529 1. В этих дробях, после, уравнять, запятой, количество знаков. 2 . 3 , 700 1 , 529 2. Дроби, запятая, подписать, чтобы оказалась, друг под другом так, под запятой. 3. 3700 1529 5229 3. Не обращая, сложение, выполнить, на запятую, внимания. 4. 3 , 700 1 , 529 5 , 229 4. Под запятой, поставить, в данных дробях, в ответе, запятую. Заполнение таблицы. Работа индивидуально. Заполняют таблицу , работа я в парах , и озвучивают информацию. Обсудить заполненные учениками таблицы. С оставьте алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей : Слайд №10 (алгоритм) Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби нужно: 1. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой. 2. Подписать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой. 3. Выполнить сложение , не обращая вни мания на запятые. 4. В ответе по ставить запятую под запятой в данных дробях. Откройте учебник на стр. 191 и прочитайте алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. Вернѐмся к задаче, которую мы решали в начале урока и у знаем какова же площадь Сухиничского района. 91,7 + 31,6 = 123,3 тыс. га площадь Сухиничского района. Слайд № 1 1 5. Фи зкульт ми нутка (1 мин.) Ребята, давайте сделаем разминку. Слайд №1 2 Я буду называть числа, а вы, если это десятичная дробь будете приседать, если натуральное число поднимать руки вверх. 10; 5,2; 36; 8,16; 15,9; 25; 3,4; 21; 48. Молодцы! Приступаем к работе! Выполняют разминку. 6. Пе рвичное закрепле ние (7 мин) Для отра ботки алгоритма выполним задания : Слайд №1 3 № 1213 а) 0,769 + 42,389 = 43,15 8 ; б) 5,8 + 22,191= 27,991 ; № 1214 а ) 9,4 ‬ 7,3 = 2,1 ; е) 6,6 ‬ 5,99 = 0,61. Выполняют задания в учебнике. Ученик у доски проговаривает алгоритм вслух, остальные про себя. 7. Са мостояте льная работа (7 мин.) Самостоятельная работа . Слайд № 14 1 вариант 2 вариант 2 . Выполните действия: а) 1,52 + 0,4 = 1,92 б) 5,128 + 4,06 = 9,188 в) 17,84 ‬ 15, 4 = 2, 44 г) 11,53 ‬ 1,72 = 9,8 1 2. Выполните действия: а) 1,39 + 0,6 = 1,9 9 б) 2,342 + 7,43 = 9,77 2 в) 23,94 ‬ 19,42 = 4,52 г) 7,1 8 ‬ 3,28 = 3, 9 Ребята, а теперь оцените правильность, выполненной вами самостоятельной работы сверив свои ответы с ответами на слайде. Критерии оценивания записаны на доске. Поставьте оценки в листы самооценки. Ребята, выпишите только целые части из каждого примера. Какие получили числа? Как вы думаете, что означают данные числа? 1929 ‬ год образования Сухиничского района . 1943 ‬ год освобождения Сухиничского района от немецко - фашистских захватчиков . Ученики выполняют самостоятельную работу с последующей сверкой с правильным решением на доске и оценивают своѐ решение по заданным критериям. Критерии оценивания: ©5ª - всѐ верно; ©4ª - 3 правильно ©3ª - 2 - 1 правильно ©2ª - нет верных ответов. Стадия рефлексии 8. Под веден ие итогов. Рефлексия (3 - 5 мин.) Вернемся к нашей игре, в которую мы играли в начале урока ©Верю ‬ не верюª Составление кластера. Слайд № 15 Ребята, а теперь давайте составим кластер : в центре ‬ название тех чисел , с которыми мы работали н а уроке , а вокруг расположить все действия, которые умеете выполнять с этими числами . Отвечают на вопросы, поставленные на уроке. складывать вычитать сравнивать Десятичные дроби Выставление итоговых оценок. Подведение итогов. Рефлексия. Ответьте на вопросы (Слайд №16 ) Достигли ли вы своей цели на уроке? Продолжите высказывания Сегодня я узнал… • Сегодня я узнал … • Сегодня на уроке мне было … • Я понял, что… • Теперь я могу… • Я научился… • У меня получилось… Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, ассоциации, мысли. 7. Информ. о д/з (1 мин.) На дом учащимся предлагаются задания по выбору : Обязательное : п. 32, № 1255 (а - в), № 1256 (а - в), Творческое: ©Придумайте задачу с десятичными дробями, которая решалась бы сложением или вычитаниеª (Слайд №17 ) Учащиеся записывают домашнее задание.