Рабочая программа финансовой грамотности выгода — заветный пароль в мир экономики
\s
Пояснительная записка
Сегодняшний заказ российского общества ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь обучающимся успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Значение основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования. Поэтому важно сформировать у обучающихся компетенцию ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные альтернативы решение финансовых проблем и принимать оптимальное решение в конкретных жизненных обстоятельствах. В финансовом просвещении нуждаются практически все социальные слои, наиболее уязвимая социальная группа – молодежь от 13-18 лет, это совокупность следующих факторов:
недостаточность знаний в управлении личными финансами и личного жизненного опыта
пропаганда высокой потребительской активности молодежи, в том числе и на финансовом рынке, а не сбережение и инвестирование.
высокая степень доверия к рекламе.
сложность социализации выпускников детских домов.
Овладевая базовыми компетенциями в области финансовой грамотности важно, чтобы выпускник был подготовлен к взаимодействию с различными финансовыми институтами. Главная задача раскрытие способностей личности выпускника, обладающего высокой степенью экономической грамотности, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
Общая характеристика учебного курса.
Элективный курс финансовой грамотности «Выгода – заветный пароль в мир экономики» имеет метапредметный характер, темы курса направлены на повышение финансовой грамотности, межпредметную связь с такими предметами базового курса: история, география, математика, обществознание, право, информационные технологии. В процессе преподавания курса необходимо формировать у учащихся умение пользоваться экономическими понятиями и терминами в реальной жизни. В процессе ведения курса «Выгода – заветный пароль в мир экономики» в качестве технологий, возможно, применять проектную, игровую, исследовательскую технологию. Проектная технология – учащийся систематизируют получение знания, прогнозирования, навыки анализа, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках. Игровая технология – изучение условия страхования и налогообложения, процесс управления личными финансами, процентными ставками, уровня доходности финансовых активов. Исследовательская деятельность – изучить проблемы поведение на финансовом рынке граждан, анализировать действие участников рынка, найти способы решение проблем. Зачетная работа может быть проведена в виде разработки проекта, защиты реферата, презентации.
Цели курса:
развитие личности, направленное на формирование финансовой грамотности осознанного понимания преимуществ и недостатков различных способов оплаты покупок, выполнение простейших финансовых поручений расходного характера в личном бюджете, планирование сбережений способов достижения финансовых целей; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание бережливости и ответственности за достижение поставленных целей, оценка роли банков в российской экономике, жизни отдельного человека, формирование социальных и духовных жизненных ценностей, выделение роли финансовой составляющей для их реализации.
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере финансовых выполнение простейших финансовых поручений расходного характера в личном бюджете, оплата счетов за коммунальные услуги, связь, электроэнергию и т.д.; составление текущего и перспективного личного бюджета, оценка его баланса; составление личного финансового плана, анализа баланса личного бюджета, коррекция; планирование сбережений способов достижения финансовых целей; применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами, расчет стоимости покупки при приобретении ее в кредит; оценка роли обязательного и добровольного страхования жизни человека, страховые риски, алгоритма поведения страховщика в условиях наступления страхового случая, получения социальных и имущественных налоговых вычетов сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и т.д., базовых знаний о налоговой системе РФ, осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины.
освоение системы знаний, составляющих основы обществознания и правоведения, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
овладение умениями получения информации; освоение способов познавательной, коммуникативной практической деятельности;
формирование у школьников понимания финансовой грамотности существования гражданина в современном обществе, базовых знаний формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижения.
Умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков:
В области познавательной деятельности: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в финансовых источниках; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Финансовая грамотность в старшей школе уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять экономических понятия и категории; осознание существенности и возможности управления свободными финансами для роста личного благосостояния, планирование и прогнозирования жизненных ситуаций и событий, оценка финансовой нагрузки в случаи ее наступления, осознанной необходимости оценки финансовых рисков в жизни человека. Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования финансовой информации, защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг.
Методическое обеспечение разработка способов реализации активных методов обучения положенных в основу курса. Основными методического обеспечения считать интернет – источники аналитической информации, разработанные учебные задачи в игровой среде, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсионную работу.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Элективный курс финансовой грамотности «Выгода – заветный пароль в мир экономики» для обучающихся 9-х классов объём курса составляет 17 учебных часов по 1 часу в неделю за счет компонента образовательной организации, так интегративно отдельным темам постепенно, по мере формирования базовых (курсов обществознания, право, экономики) и специальных компетенций: 5-7-й классы – темы 1, 2; 8–9- й классы – темы 3, 5; 9-й класс – тема 4, выполнение проектной или исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты изучения курса – приобретение компетенций в области финансовой грамотности, которое имеет значение для интеграции личности в банковскую и финансовую среды. Изучение курса формирует навыки принятия обоснованных финансовых решений, что в итоге поможет добиться успешности и финансовой самостоятельности.
Метапредметные результаты – планирование и прогнозирование будущих доходов и расходов личного бюджета, развитие навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, аналитических способностей.
Личными результатами следует считать стремление строить будущее на основе планирование, воспитание мотивации к труду, ответственность за собственное финансовое благополучие семьи и государства.
Содержание учебного курса.
Тема 1. Личное финансовое планирование - 4 часа.
Содержание темы: Что такое деньги, откуда они берутся. Личные финансовые цели, решения, поручения. Личный финансовый план, бюджет, баланс. Учимся считать структура, способы составления и планирования личного финансового плана и бюджета. Практикум.
Основные понятия: деньги, финансы, баланс, личный бюджет, дефицит, профицит, финансовое планирование, цели, номинальные и реальные доходы, расходы.Тема 2. Банковская система – 4 часа. Виды банков (центральный, коммерческий) Банковские операции, счет, депозиты, виды, особенности и доходность, договор банковского вклада. Как собрать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах, анализ рекламных буклетов. Виды кредитов Кредитный договор. Начисление процентов за пользование кредитом. Кредитная история. Кредитная карта. Финансовая безопасность при обращении с банкоматом. Как правильно закрыть кредитную карту.
Основные понятия: сбережения, банковский счет, вкладчик, депозит, проценты по депозиту, простой процентный рост, сложный процентный рост, банковская карта, банкомат, заемщик, кредит, процентная ставка по кредиту, кредитная история, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.Тема 3. Основы страхования – 3часа.
Содержание темы: Государственное и коммерческое страхование. Страховые услуги, риски, договор страхования, Страховщик, Страховой агент. Страхователь. Застрахованной. Объект - страхования. Страховой случай. Ведущие страховые компании и их услуги для физических лиц.
Основные понятия: страховщик, страхователь, договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.Тема 4. Основы инвестирования – 2 часа.
Содержание темы: Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей .Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности ,ликвидности и риска. Фондовый рынок и его инструменты. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, представляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и т.д.
Основные понятия: инвестиции, инфляция, инвестиционные инструменты, инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов. ценные бумаги акции, облигации, векселя и их доходность, валютная и фондовая биржи, производные финансовые инструменты и их доходность, ПИФ и его доходность.
Тема 5. Налогообложения – 4 часа.
Содержание темы: Виды налогов на территории РФ, изучение элементов Закона РФ о подоходном налоге с физических лиц и развития навыков его применения. Пример заполнения налоговой декларации. Расчет налога при упрощенной системе налогообложения , учета и отчетности. Формирование представлений об ответственности за нарушение налогового законодательства. Формирование представлений о том ,что предусмотрено Российским государством для защиты прав вкладчиков, заемщиков и законных интересов инвесторов на финансовом рынке. Цели и задачи бюро кредитных историй.
Основные понятия: налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.Тематическое планирование
№
п/п Тема Дата проведения Количество часов
По плану факт 1. Личное финансовое планирование 4
2. Банковская система 4
3. Страхования 3
4. Инвестирования 2
5. Налогообложения 3
6. Итоговое занятие 1
всего 17
Практические задания.
Задания к тема 1. Банковские системы.
1.Петров хочет сделать вклад в банк. Для определения надежности банк хотели бы узнать о его финансовой устойчивости. Вы уже отобрал пять банков, из которых потом будете выбирать тот, куда положить свои сбережения. Какие шаги вы совершите для определения финансовой надежности банка.
2.Банк обещал клиентам Рублеву и Петрову годовой рост вклада 30%. Какую сумму могут получить клиенты Рублев и Петров через год, вложивший в этот банк 750000 рублей?
3.Какую сумму следует положить в банк, выплачивающий 35% годовых, чтобы по истечении года получить 100000 рублей?
4.Вкладчик Иванов разместил сумму размером 14000 рублей в банк на один год, однако ему пришлось забрать деньги через семь месяцев. Процентная ставка при досрочном снятии депозита составляет 9% в год. Найдите сумму, которую получит вкладчик.
Задания к тема 3. Страхование.
1.Средняя стоимость ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности)в 2014 году составило 5000 р. В 2015 году сумма выросла в среднем на 20%.Сколько заплатит автолюбитель за полис в 2015 году., имея скидку 5%?
2.В городе 54 страховые организации, 1/3 из них предоставляют услуги медицинского страхования. Какова вероятность, что Александр выдерет организацию без медицинского страхования?
3.Сколько различных вариантов PIN-кода банковской карты можно получить из цифр:1,2,3,4(в случае, если цифры в PIN-коде не повторяются)?
Задания к теме 4. Инвестирование.
1.Представьте, что Петровы решили сделать вложения в акции одной из российских компаний . Чтобы спрогнозировать свой риск и принять окончательное решение , вы используете метод экспертных оценок. Какие практические шаги вы совершаете?
2.Какой тип инвестиционного портфеля, по степени риска , вы выберете. Свое решение обоснуйте тремя суждениями.
Задания к теме 5. Налоги
1.За прошлый год Иванов заработали 285 тысяч рублей. Вы учитесь на платной основе в вузе, платите за обучение 70 тысяч рублей в год и хотели бы оформить налоговый вычет. Каков будет размер вычета?
2.Сидоров попали в сложную жизненную ситуацию. Но по закону вы должны уплатить налоги на недвижимость, транспорт и землю. Сидоров хочет получить отсрочку на уплату этих налогов. Опишите кратко шаги, которые вы предпримете в этой ситуации.
3. Семья Жуковых владеет дачей с земельным участком 20 соток .Кадастровая стоимость составляет 100 тысяч рублей . Органом местного самоуправления был установлен налог в размере 0,2%. Рассчитайте сумму налога , которую вам необходимо уплатить в этом году.
4.Налог на транспортное средство для машин с мощностью двигателя 70-100 л.с составляет 12р. За один л.с., с мощностью 100-125 л.с-25р. с владеющей машиной мощностью 126 л.с?
5.Налог на добавленную стоимость (НДС),входящий в цену товара, составляет 18%.Товар стоит 5600р.вычеслите стоимость товара без учета НДС.
Литература.
1.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников . – Российская экономическая школа , 2010. (Сайты: www.nes.ru , www.azbukafinansov.ru )2.Думная Н.Н., Буевич А.П., Мельникова Н.П., Ланин Б.Е. Заплати налоги и спи спокойно ,-М,; Интеллект-центр ,2010.
3.Думная Н.Н, и другие. Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги ?-М,; Интеллект-центр , 2010.
4. Думная Н.Н, и другие .Выбирая свой банк ,-М,; Интеллект-центр , 2010.
5. Думная Н.Н, и другие. Я- инвестор. – М,; Интеллект-центр , 2010.
6.Кудинов В., Давыдов И,; Кардашев В., Все про вклады и займы .-М., Дрофа ,2010.
7.Финансовая грамотность : материалы для учащихся 8-9 классы ОО/И.В. Липенц , О.И.Рязанцева ,-М,; ВИТА-ПРЕСС , 2015
Интернет - источники:
http://www.gorodfinansov.ru/ - портал по финансовой безопасности.
http://www.finhistory.org/ - сведения о финансовой истории.
www.azbukafinansov.ru – универсальный портал о личных финансах.
www.finbas.ru – основы финансовой грамотности.
www.finance.ane.ru – финансовая грамотность
Федеральные органы власти и области финансов
http://www.fcsm.ru/ru -ФСФР России
http://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ.
http://www.minfin.ru/ru/ - Министерство финансов РФ.
http://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба.