Практический материал для проведения подвижных игр — 2 курс
Практические занятия по подвижным играм
Практические занятия: 38 часов
Практическое занятие №1 - №4
Тема: Педагогическое значение подвижных игр. Методика обучения подвижным играм. Подготовка и проведение игр.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 4 часа.
План проведения:
Подвижные игры в педагогической практике (на примере подвижной игры).
Подготовка к проведению игры (на примере подвижной игры).
Подготовка площадки для игры и инвентаря (на примере подвижной игры).
Объяснение игры: размещение играющих, руководителя при объяснении (на примере подвижной игры).
Выделение водящих, распределение на команды, выбор капитанов и помощников для проведения игры (на примере подвижной игры).
Проведение игры: наблюдение за процессом игры и поведением играющих, судейство, дозировка нагрузки в процессе игры (на примере подвижной игры).
Окончание и подведение итогов игры, обсуждение (на примере подвижной игры).
Инвентарь: в зависимости от игры.
Практическое занятие №5, №6
Тема: Методика проведения подвижных игр для дошкольников.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр дошкольном возрасте.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 2 часа.
План проведения:
Практическое занятие 5
«У медведя во бору», «Веселые ребята», «Кот и мыши», «Карлики и великаны», «Вода, земля, воздух» и др.
Практическое занятие 6
«Ловкие ребята», «Кот идет», «Делай наоборот», «Бег зверей», «Лиса и куры», «Чей голосок».
Инвентарь: мячи, гимнастические скамейки, флажки, гимнастические маты, скакалки.
Практическое занятие №7, №8, №9
Тема: Методика проведения подвижных игр для учащихся 1 – 4 классов.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр в младшем школьном возрасте.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 3 часа.
План проведения:
Практическое занятие 7
«Класс, смирно», «Быстро по местам», «Совушка», «К своим флажкам», «Через кочки и пенечки», «Гуси-лебеди».
Практическое занятие 8
«Два Мороза», «Гонка мячей по кругу, в колоннах», «Попрыгунчики-воробушки», «Команда быстроногих», «Кто проходил».
Практическое занятие 9
«Пятнашки», «Космонавты», «Волк во рву», «Бездомный заяц», «Капитаны», «Угадай, чей голосок».
Инвентарь: мячи, гимнастические скамейки, флажки, гимнастические маты, скакалки.
Практическое занятие №10, №11
Тема: Методика проведения подвижных игр для учащихся 5 – 6 классов.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр в 5 – 6 классах.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 2 часа.
План проведения:
Практическое занятие 10
«Вызов номеров», «Пустое место», «Рыбаки и рыбки», «Метко в цель», «Часовые и разведчики».
Практическое занятие 11
«Точный поворот», «Перетягивание за черту», «Перестрелка», «Ящерица», «Караси и щука».
Инвентарь: мячи, гимнастические скамейки, гимнастические маты, скакалки, канат.
Практическое занятие №12, №13
Тема: Методика проведения подвижных игр для учащихся 7 – 8 классов.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр в среднем школьном возрасте.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 2 часа.
План проведения:
Практическое занятие 12
«Пионербол», «Борьба за мяч», «Защита укрепления», «Тяни в круг», «Челнок», эстафеты с бегом, прыжками, элементами баскетбола и волейбола.
Практическое занятие 13
«Снайпер», «Город за городом», «Бой петухов», «Подвижная цель», «Попади в мяч», «Рывок за мячом».
Инвентарь: мячи, скакалки,
Практическое занятие №14, №15
Тема: Методика проведения подвижных игр для учащихся 9 – 11 классов.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр в старшем школьном возрасте.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 2 часа.
План проведения:
Практическое занятие 14
«Эстафеты с чехардой», «Эстафета с палками и прыжками», «Круговая эстафета», «Старт с преследованием»
Практическое занятие 15
«Перехват мяча», «Перемена мест», «Рывок за мячом».
Инвентарь: мячи, скакалки, гимнастические палки и маты.
Практическое занятие №16, №17, №18
Тема: Методика проведения подвижных игр в спортивной тренировке.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр в спортивных играх, легкой атлетики, гимнастики.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 3 часа.
План проведения:
Практическое занятие 16,17
Игры для баскетбола, волейбола и ручного мяча: «Передал-садись», «Мяч среднему», «С отскоком от щита», «Нападают пятерки», «Мяч в воздухе», «Лапта волейболистов» и др.
Практическое занятие 18
Игры для занятий легкой атлетикой, гимнастикой, единоборствами: «Колесо», «Сумей догнать», «Круговая охота», «Мост и кошка», «Соревнования тачек», «Подвижный ринг», «Перетягивание каната» и др.
Инвентарь: мячи, скакалки, гимнастические палки и маты.
Практическое занятие №19, №20
Тема: Методика проведения подвижных игр в спортивной тренировке.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр в лыжной подготовке и на занятиях плаванием.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 2 часа.
План проведения:
Практическое занятие 19
Игры для лыж: «Гонка с палками и без палок», «Спуск с горы», «Лыжный поезд», «Не сбей палку».
Практическое занятие 20
Игры для занятий плаванием: «Водолазы», «Качели», «Быстрее в парах», «Эстафета пловцов», «Мяч за черту».
Инвентарь: мячи, лыжи и лыжные палки.
Практическое занятие №21, №22, №23, №24
Тема: Методика проведения подвижных игр во внеклассной работе с детьми школьного возраста. Игры на переменах, в группах продленного дня.
Цель: Формирование знаний о методики организации и проведении подвижных игр на внеклассных занятиях с детьми.
Предварительная работа: Изучение специальной литературы по подвижным играм.
Время проведения: 4 часа.
План проведения:
Практическое занятие 21, 22
Игры для праздников и аттракционов: «Два стула и веревочка», «Меткий футболист», «Вертуны», «Посадка и сбор овощей», «Набрасывание колец», «Шишки, желуди, орехи» и др.
Практическое занятие 23, 24
Игры на переменах и в группах продленного дня: «Горелки», «Карусель», «Не ошибись!», «Три движения», «У кого длинный хвост?» и др.
Инвентарь: мячи, стулья, веревка, кубики, кольца, стойки.
Практическое занятие №25, №26
Тема: Судейство по подвижным играм. Организация и проведение подвижных игр.
Цель: Закрепить основы судейства по подвижным играм.
Предварительная работа: Изучение судейства по баскетболу. Знакомство с основными правилами игры.
Время проведения: 2 часа.
План проведения:
На примере 1 – 2-х игр:
Организация и проведение подвижных игр:
- положение, организация, судейство, окончание игры, подведение итогов игры, обсуждение игры.
Инвентарь: в зависимости от игры.
Практическое занятие №27 - №38
Тема: Учебная практика. Проведение подвижных игр на группе.
Цель: Закрепление и совершенствование основных навыков и умений при проведении подвижных игр.
Предварительная работа:
В ходе трех практических занятий студенты по заданию преподавателя готовят учебную карточку, проводят подвижные игры и анализируют методику проведения подвижных игр в своей учебной группе.
Время проведения: 12 часов.
План проведения:
Написание учебной карточки по подвижным играм.
Проверка методистом содержания учебной карточки.
Проведение игры на своей группе с непосредственным анализом и выявлением ошибок.
Инвентарь: в зависимости от игры.
Учебная практика по подвижным играм
Группа 720 – 2а (4 семестр)
№
Ф.И. студента
Подвижная игра
Дата проведения
оценка
1
«Совушка»
2
«Команда быстроногих»
3
«Удочка»
4
«Ящерица»
5
«Колесо»
6
«Вызов номеров»
7
«Двумя мячами через сетку»
8
«Рывок за мячом»
9
«Мяч среднему»
10
«Бег пингвинов»
11
«Наперегонки с мячом»
12
«Попрыгунчики-воробушки»
13
«Горелки»
14
«Трудный прыжок»
15
«Успей занять место»
16
«Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»)
17
«Передал-садись»
18
«Сильные и ловкие»
19
«Защищай товарища»
20
«Эстафета с палками и прыжками»
21
«Гонка с выбыванием»
22
«Пробей стенку»
23
«Стоп»
24
«Светофор»
25
«День и ночь»
26
«Запрещенное движение»
27
«Эстафета с ведением и броском мяча в корзину»
28
«Петушиный бой»
29
«Челнок»
30
«Шишки, желуди, орехи»
Зачет по подвижным играм
группа 720 – 3а (5 семестр)
Предмет «Подвижные игры» носит практический характер.
Зачет ориентирован на проверку прочности и осознанности усвоения студентами 3 курса материала по теме: Подготовка и проведение подвижной игры на своей группе. Руководство и объяснение игры. Судейство. Правильное подведение итогов игры.
Задачи:
Выявить степень глубины знаний по темам.
Установить соответствие типичных ошибок студентами, внести коррективы в методику преподавания.
Предлагаемый зачет включает: написание учебной карточки по подвижным играм с целью проведения на практике пробных уроков. Разделы:
-подвижная игра с элементами спортивных игр (баскетбол, волейбол и др.). Например: «Баскетбол надувным мячом», «Волейбол с выбыванием», «Перестрелбол», «Эстафета с ведением и броском мяча в корзину», «Салки с ведением мяча» и др.;
-подвижная игра с элементами легкой атлетики (прыжки, бег, ускорения и др.). Например: «Челнок», «Эстафета по кругу», «Команда быстроногих», «Гонка с выбыванием» и др.;
- подвижная игра с элементами гимнастических упражнений (игры на внимание, на точность выполнения др.). Например: «Светофор», «Три движения», «День и ночь», «Класс, смирно!», «Запрещенное движение» и др.
Время для написания игр – 2 часа.
Литература
1. Былеева Л.В. Подвижные игры. Практический материал. –М.: СпортАкадемПресс, 2002.
2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студентов пед. Вузов. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
15