Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей дошкольного возраста.


Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей дошкольного возраста.
Каждое утро, идя в детский сад, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в группе меня ожидают уже они, мои воспитанники. Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы , помогающие ему стать человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нём достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Как правило, дети любят рисовать, лепить, наклеивать, вырезать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.
Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, желание рисовать, лепить, наклеивать.
В нашем детском саду вот уже несколько лет реализуется программа по художественно-эстетическому воспитанию. Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее успешно у нас осуществляются при следующих условиях:
*организация выставок;
*оформление эстетической развивающей среды в группе;* создание в группе театрального, музыкального, национального и изобразительного уголков.
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет выразить детям свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка большое значение. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое воспитание, образные представления и воображение, эстетические чувства. Занятие по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы, поэтому изобразительная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, чтение книг, музыкальные занятия).
Мною в 2012г.была выбрана методическая тема по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческой деятельности». В ходе работы над методической темой мною разработан проект по художественному творчеству «Разноцветный мир» и авторская программа кружка по дополнительному образованию «Наше творчество», руководителем которого я являюсь. На занятиях кружка дети знакомятся с различными нетрадиционными видами техник рисования. Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Человек. Семья. Отечество. Труд. Знания. Культура. Мир. Здоровье. Земля-эти понятия для меня – основа воспитательной работы. Воспитатель должен быть профессионалом. Он должен уметь ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не напротив её. Именно он должен помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы, создавать ситуации успеха.
Я не могу быть равнодушным человеком, так как общаюсь не с предметами, а с настоящим чудом природы – детьми. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством души. Чужое сердце ребенка не приемлет лжи, любая искренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя.
Для того, чтобы помочь ребенку, я определила для себя основное правило- «правило 7у»: «уверенность. Успешность. Удивительность. Убедительность. Уважительность. Уравновешенность. Улыбчивость». Надеюсь, что радуга чувств, осветив душу, согреет сердце ребёнка, направит его на путь познания себя.
Большую роль в воспитательной работе отводила семье. Семья-первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей их воспитательные функции различные, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие.. В рамках воспитательной модели мною использовались формы работы: анкетирование родителей, беседа за «круглым столом», памятки для родителей, ситуации для анализа, вопросники, участие в конкурсах, праздниках и др.
Результатом работы над проектом стало активное участие моих воспитанников в творческих фестивалях, праздника. Это мастерам на все руки, сказочные герои, и прекрасные певцы, и талантливые танцоры, и заботливые мамины помощники. Дети активно принимают участие в международных детских творческих фестивалях «Апельсин», «Южный полюс», «Звезды нового века» и имеют дипломы за свои творческие работы.
В перспективе мною планируется внедрить в работу еще один проект «Художники-умельцы», в ходе реализации которого дети познакомятся с народными промыслами.
Быстро пролетают года. Совсем недавно они пришли малышами, а сегодня будущие выпускники детского сада. Мы надеемся, что наши дети вырастут замечательными, что наша работа не пройдет даром! И мы будем испытывать только гордость за наших детей!
Программы, используемые в МБДОУ, организация воспитательно – образовательного процесса, созданная предметно – развивающая среда способствуют всестороннему развитию дошкольников и реализации приоритетного художественно – эстетического направления деятельности детского сада. Важное направление в организации воспитательно-образовательной работы с детьми – учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.