Конспект урока по трудовому обучению на тему Строгание бруска (6 класс, VIII вид)
Цель:
Продолжить знакомство обучающихся с приёмами строгания брусков.
Способствовать развитию навыков строгания пласти заготовки.
Совершенствовать навыки работы с ручным строгальным инструментом.
Развивать мелкую моторику рук (точность выполнения движений, их координацию) и умение осуществлять самоконтроль.
Воспитать ответственное отношение к выполнению работы; бережное отношение к материалу, инструменту, рабочему времени.
Оборудование: верстак, рубанок, заготовка, линейка.
Ход урока:
Организационный момент: - приветствие;- проверка явки учащихся;- проверка готовности к уроку;- настрой учащихся на работу;
Актуализация ранее изученного материала.
Фронтальная беседа
На прошлом уроке мы с вами познакомились с устройством рубанка, научились разбирать и собирать рубанок.Расскажите мне, пожалуйста, из каких частей состоит рубанок?В какой последовательности надо собирать рубанок?
Как правильно устанавливать нож?
На какую величину лезвие ножа должно выступать относительно подошвы?
III. Изучение нового материала
При раскрое древесины не получается заготовки необходимой точности: пилы оставляют след на поверхности древесины и, кроме того, выпиленные заготовки обычно несколько деформируются. Поэтому они имеют неправильную форму и негладкие грани.
-Как вы думаете, как можно получить ровную заготовку?
Придание деталям правильной формы, точных размеров и заданного угла между гранями производится строганием.
Строгание древесины – одна из основных технологических операций обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей. Она заключается в снятии с поверхности заготовки тонких слоев древесины в виде стружки.
Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебели, рубанки, полуфуганки и фуганки. Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки. Они отличаются друг от друга размерами и формой режущей кромки ножа.
Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная.
Шерхебель применяют для первоначального грубого строгания досок и заготовок. Лезвие ножа в шерхебеле выпускают за плоскость подошвы до 3 мм. Оно снимает толстую стружку, на обрабатываемой поверхности оставляет довольно глубокие ложбинки. «Шерхебель» -слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания».
РубанокПрименяется для выравнивания поверхности после строгания шерхебелем. Лезвие у ножа рубанка прямое.
Фуганок.
Этот инструмент применяют для точной обработки больших плоскостей под линейку и для выравнивания по длине Фуганок отличается от рубанка размерами колодки и лезвия.
Полуфуганок применяют для выравнивания поверхностей, чистого строгания и прифуговки деталей. Конструкция полуфуганка примерно такая же, как и фуганка, только общие размеры меньше. Полуфуганок отличается от фуганка размерами по длине и ширине корпуса.
-Давайте вспомним, как называется широкая часть бруска?
-Как называется узкая часть бруска?
Ребята, при выстрагивании заготовки нужного размера существуют определенные правила: сначала строгают широкую сторону бруска- пласть, а затем узкую- кромку.
Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Строгание пласти заготовки».
На сегодняшнем уроке вы будете выстрагивать пласть заготовки до риски.
-Подумайте и скажите мне как, на ваш взгляд, можно проверить качество выстроганной заготовки?
Проверяют выполненную работу так. Прикладывают кромку линейки к обработанной поверхности и смотрят на просвет. Если линейка плотно прилегает к поверхности детали, значит, работа выполнена хорошо. Если же между кромкой линейки и бруском виден зазор (просвет), то поверхность выстрогана неправильно.
-Ребята, сегодня вы будете работать травмоопасным инструментом- рубанком.Поэтому перед выполнением практического задания мы должны вспомнить Правила безопасной работы при строгании: (СЛАЙД)
1.Надежно закреплять заготовку на верстаке.
2.Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.
3.Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.
4.Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.
5.Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.
IV. Закрепление материала
Материал нужно зажимать в верстаке так, чтобы он прилегал к верстаку плотно.
Инструмент нужно держать в руках правильно, крепко и уверенно. Стоять следует вполоборота к верстаку, повернувшись к нему правым плечом. Ступня левой ноги должна быть параллельна верстаку, ступню правой ноги ставят под углом 70—80° к левой. Корпус немного наклоняют вперед.Очень важно следить за тем, чтобы не завалить концы материала.
Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка-1, в середине нажим одинаковый-2, а в конце - на заднюю часть-3, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской.
Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует развернуть и строгать с другой стороны.
Приступаем к работе
СЛОВЕСНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ФИЗПАУЗА
Кроме ручного строгания древесины в современных условиях широко используются ручной электрический рубанок, а также строгальные и фуговально-пильные и рейсмусовые станки. СЛАЙД На мебельных и деревообрабатывающих производствах, в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при изготовлении заготовок и подгонке деталей выполняют столяры и плотники. а на фуговальных и рейсмусовых станках – станочники строгальных станков.
V. Подведение итогов урока
На сегодняшнем уроке мы начали знакомство с приемами обработки древесины при помощи рубанка. Узнали, что обработку необходимо начинать с широкой части заготовки- пласти.
На сегодняшнем уроке вы все справились с заданием (отметить лучших учеников).
На последующих уроках мы с вами продолжим развивать навыки строгания древесины.
VI. Организация уборки мастерской