Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс СКОУ 8 вид
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г., №273-ФЗ., на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный класс, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2009.
Обучение труду в младших классах направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе), уважение к людям труда, сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение приёмам труда.
В процессе трудового обучения в школах VIII вида решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации, а также недостатков физического здоровья, особенно мелкой моторики рук. В связи с этим, уроки трудового обучения тесно связаны с уроками чтения и развития речи (связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о предполагаемом или законченном трудовом процессе, описание предметов), ИЗО искусство (определение структуры узора, разложение элементов оформления по всей поверхности), математики (счёт в пределах 100, вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам).
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся: выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении; воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских; обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе. Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с проволокой и жестью; с пластическими материалами. Из-за отсутствия возможности заготавливать глину и работать с ней, в программу был дополнительно включен раздел «работа с природными материалами». По причине отсутствия специально оборудованных мастерских также были исключены разделы «работа с фанерой и древесиной», отливка изделий из алебастра, гипса, цемента.
Учебный материал в программе 4 класса составлен с учётом возрастных и психофизических особенностей школьников с нарушением интеллекта.
На уроках трудового обучения особое внимание уделяется соблюдению правил безопасной работы и гигиены труда при проведении практических работ.
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы .
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками
В 4 классе проводятся 4 часа уроков трудового обучения в неделю, всего 136 уроков за учебный год
№
п/п
Тема урока
Дидактическая цель
Знания и умения
Речевой материал
Кол-во часов
Дата проведения
I
Повторение
1.
Сбор и хранение природных материалов.
Формирование навыка сбора природного материала и знания правил его хранения.
Умение выбирать качественный природный материал: шишки, хвоя, листья, крылатки, палочки, мох.
экскурсия, берёза, липа, рябина, шишки, сосна, ель
1
____ ____
2.
Изготовление закладок.
Формирование умения изготавливать закладки.
Умение изготавливать закладки, навык самостоятельной работы.
1
____ ____
3.
Оборачивание учебников.
Формирование умения оборачивать учебники.
Умение оборачивать учебники, навык самостоятельной работы.
1
____ ____
II
Работа с пластилином
1.
Лепка геометрических тел.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
2.
Лепка овощей.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
3.
Лепка фруктов.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
4.
Аппликация из пластилиновых жгутиков.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
5.
Лепка сборной пирамидки.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
6.
Лепка кувшина.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
7.
Лепка предметов утвари.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
8.
Лепка стилизованного человечка.
Формирование умения лепить изделия из пластилина.
Знание свойств пластилина, правил работы с ним, умения лепить из пластилина, пользоваться инстру-ментами для работы с пластилином.
1
____ ____
III
Работа с природными материалами
1.
Лесовичок из шишек.
Формирование умения изготавливать объёмные изделия из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать объёмные изделия из природного материала (шишки).
1
____ ____
2.
Птицы из шишек.
Формирование умения изготавливать объёмные изделия из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать объёмные изделия из природного материала (шишки).
1
____ ____
3.
Звери из шишек.
Формирование умения изготавливать объёмные изделия из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать объёмные изделия из природного материала (шишки).
1
____ ____
4.
Самостоятельное изготовление животных из шишек и скорлупы ореха.
Формирование умения изготавливать объёмные изделия из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать объёмные изделия из природного материала (шишки, скорлупа ореха).
1
____ ____
5.
Оформление коллективной композиции на тему: «В гостях у лесовичка».
Формирование умения составлять композиции из природного материала.
Знание свойств природных материа-лов, умения изготавливать компози-ции из природного материала (шишки, трава, мох), пользоваться клеем.
1
____ ____
6.
Составление узора из засушенных листьев, трав, цветов.
Формирование умения составлять композиции из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (засушенные листья, цветы, травы), пользоваться клеем.
1
____ ____
7.
Аппликация из засушенных листьев «Кораблик на реке».
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (засушенные листья, цветы, травы), пользоваться клеем.
1
____ ____
8.
Аппликация из засушенных листьев «Лесная поляна».
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (засушенные листья, цветы, травы), пользоваться клеем.
1
____ ____
9.
Аппликация из засушенных листьев «Подводное царство».
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (засушенные листья, цветы, травы), пользоваться клеем.
1
____ ____
IV
Работа с бумагой и картоном
1.
Геометрические фигуры.
Формирование умения чертить геометрические фигуры с помощью шаблонов и чертёжных инструментов (линейка, циркуль).
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с картоном, с шаблонами и чертёжными инструментами.
1
____ ____
2.
Аппликация из геометрических фигур: коврик.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги и тонкого картона.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
3.
Аппликация из геометрических фигур «Лес».
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги и тонкого картона.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
4.
Аппликация из геометрических фигур «Дом».
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги и тонкого картона.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
5.
Аппликация из бумаги «Машина».
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги и тонкого картона.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
6.
Аппликация из бумаги «Комната».
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги и тонкого картона.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
7.
Объёмная модель парашюта.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
8.
Объёмная модель планера.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
9.
Мебель.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
10.
Макет комнаты.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
11.
Складная коробка для мусора.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
12.
Пакет для семян.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
13.
Карман для библиотечных формуляров.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
14.
Закладка уголок.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
15.
Открытые коробки прямоугольной формы.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
16.
Открытые коробки треугольной формы.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
17.
Открытые коробки круглой формы.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
18.
Оформление коробок.
Формирование умения оформлять изделия.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
V
Работа с текстильными материалами
1.
Макет полотняного переплетения нитей в ткани из бумаги.
Знакомство с полотняным переплетением нитей в ткани. Формирование умения изготавливать макет полотняного переплетения нитей в ткани из бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
2.
Ковроткачество.
Знакомство с ковроткачеством. Формирование умения ткать коврики на специальном станке.
Знание свойств текстильных материалов (нитки), правил работы с ними, умения плести из ниток.
2
____ ____
3.
Повторение изученных швов.
Закрепление умения шить швами: «вперёд иголка», «назад иголка», косой стежок.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
4.
Аппликация на ткани «Рыбка».
Формирование умения шить косым стежком и изготавливать аппликацию из ткани.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
5.
Аппликация на ткани «Грибок».
Формирование умения шить косым стежком и изготавливать аппликацию из ткани.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
6.
Объёмное панно на ткани «Груша».
Формирование умения шить косым стежком и изготавливать объёмное панно из ткани.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
7.
Объёмное панно на ткани «Яблоко».
Формирование умения шить косым стежком и изготавливать объёмное панно из ткани.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
8.
Вышивка на ткани.
Формирование умения вышивать швом «вперёд иголка».
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
9.
Салфетка-прихватка.
Формирование умения делать крой и шить изделия из ткани.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
10.
Варежка-прихватка.
Формирование умения делать крой и шить изделия из ткани.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
11.
Подушечка для игл.
Формирование умения делать крой и шить изделия из ткани.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
12.
Ремонт одежды: пришивание пуговиц.
Формирование умения пришивать пуговицы.
Знание свойств текстильных материа-лов (ткань), правил работы с ними, умения пришивать пуговицы, поль-зоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
13.
Ремонт одежды: вешалка к халатам
Формирование умения пришивать вешалки.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
14.
Ремонт одежды: стачивание распоротого шва.
Формирование умения стачивать изделия в ручную.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
15.
Ремонт одежды: заплатка.
Формирование умения ремонтировать одежду с помощью заплаток.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья.
1
____ ____
VI
Работа с бумагой и картоном
1.
Корзиночки.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
2.
Снежинки.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
3.
Ёлочная игрушка: фонарик.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
4.
Ёлочная игрушка: звезда.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
5.
Полумаски.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
6.
Ёлочные гирлянды.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
7.
Чемоданчики для новогодних подарков.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
8.
Игрушка из цилиндра: Дед Мороз.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги и тонкого картона.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
9.
Открытка «С новым годом».
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги и тонкого картона.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
10.
Конверты для почтовых отправлений.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
11.
Оригами. Упражнения в разметке квадрата, его сгибании.
Знакомство с искусством оригами. Формирование умения чертить на нелинованной бумаге.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
12.
Летающие модели.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
13.
Плавающие модели.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы с ней.
1
____ ____
14.
Пилотка из газеты.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
15.
Оригами: собака.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
16.
Оригами: лебедь.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
17.
Оригами: журавлик.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
18.
Оригами: тюльпан.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
19.
Оригами: лилия.
Формирование умения изготавливать изделия способом оригами.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
VII
Работа с проволокой и жестью
1.
Упражнения с проволокой в сгибании и отрезании кусачками.
Знакомство с проволокой, её свойствами, правилами работы с нею.
Знание свойств проволоки, правил работы с нею, умения и приёмы работать с проволокой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
2.
Фигурки птиц из проволоки.
Формирование умения изготавливать изделия из проволоки.
Знание свойств проволоки, правил работы с нею, умения и приёмы работать с проволокой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
3.
Фигурки зверей из проволоки.
Формирование умения изготавливать изделия из проволоки.
Знание свойств проволоки, правил работы с нею, умения и приёмы работать с проволокой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
4.
Фигурка рыбки из проволоки.
Формирование умения изготавливать изделия из проволоки.
Знание свойств проволоки, правил работы с нею, умения и приёмы работать с проволокой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
5.
Цепочки в 2 и 3 оборота.
Формирование умения изготавливать изделия из проволоки.
Знание свойств проволоки, правил работы с нею, умения и приёмы работать с проволокой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
6.
Подставка для книг.
Формирование умения изготавливать изделия из проволоки.
Знание свойств проволоки, правил работы с нею, умения и приёмы работать с проволокой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
7.
Головоломки.
Формирование умения изготавливать изделия из проволоки.
Знание свойств проволоки, правил работы с нею, умения и приёмы работать с проволокой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
VIII
Работа с природными материалами
1.
Узоры из крупы.
Формирование умения составлять композиции из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (крупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
2.
Украшение вазы крупой.
Формирование умения составлять композиции из природного материала на стенке сосудов.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (крупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
3.
Валентинки.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
4.
Мозаика из крупы: ромашка.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (крупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
5.
Окрашивание крупы для мозаики.
Формирование умения готовить крупы к работе способом её окрашивания.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (крупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
6.
Мозаика из крупы: цветик-семицветик.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (крупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
7.
Открытка ко дню защитника отечества.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
8.
Сюжетная мозаика из крупы.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (крупа), пользоваться клеем.
3
____ ____
9.
Аппликация из скорлупы: снеговик.
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (скорлупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
10.
Аппликация из скорлупы: заяц.
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (скорлупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
11.
Аппликация из скорлупы: олень.
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (скорлупа), пользоваться клеем.
1
____ ____
12.
Аппликация из скорлупы и перьев: птицы.
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных матери-алов, умения изготавливать апплика-ции и панно из природного материала (скорлупа, перья), пользоваться клеем.
1
____ ____
13.
Подготовка соломки к работе.
Формирование умения готовить соломку к работе.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (солома), клеить.
____ ____
14.
Открытка к маминому празднику.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
15.
Аппликации из соломки: фрукты.
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (солома), клеить.
1
____ ____
16.
Аппликация из соломки: цветы.
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (солома), клеить.
1
____ ____
17.
Круговая аппликация из соломки.
Формирование умения изготавливать аппликации из природного материала.
Знание свойств природных материалов, умения изготавливать аппликации и панно из природного материала (солома), клеить.
2
____ ____
IX
Работа с бумагой и картоном
1.
Мозаика. Раздвижная мозаика: аквариум.
Знакомство с мозаикой. Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
2.
Мозаика по контору: фрукты.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
3.
Мозаика: утёнок.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
2
____ ____
4.
Мозаика из рваной бумаги: львёнок.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
2
____ ____
5.
Мозаика из рваной бумаги: чебурашка.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
2
____ ____
6.
Мозаика из мятой бумаги: подсолнух.
Формирование умения изготавливать изделия способом мозаики.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
2
____ ____
7.
Окантовка поделок.
Формирование умения окантовывать изделия.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы, умение окантовывать изделия.
1
____ ____
8.
Подвижные игрушки: собака.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
9.
Подвижные игрушки: матрёшка.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
10.
Подвижные игрушки: медведь.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
11.
Подвижные игрушки: заяц.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
12.
Заготовка бумажных брёвен.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
13.
Избушка.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
2
____ ____
14.
Кубик.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
1
____ ____
15.
Бумажный город.
Формирование умения изготавливать изделия из бумаги.
Знание свойств бумаги, правил работы с нею, умения и приёмы работать с бумагой, пользоваться инструментами для работы.
2
____ ____
X
Работа с текстильными материалами
1.
Выполнение тамбурного шва.
Формирование умения шить тамбурным швом.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
2.
Вышивка на ткани тамбурным швом.
Формирование умения вышивать тамбурным швом.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
3
____ ____
3.
Открытка ко дню победы.
Формирование умения изготавливать изделия из тонкого картона и бумаги.
Знание свойств бумаги, картона, пра-вил работы с ними, умения и приёмы работать с бумагой, картоном, пользо-ваться инструментами для работы.
1
____ ____
4.
Выполнение стежка крестом.
Формирование умения шить крестом.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
5.
Вышивка на ткани крестом: имена.
Формирование умения вышивать крестом.
Знание свойств картона, текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
6.
Оформление краёв салфетки крестом.
Формирование умения вышивать крестом.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
7.
Набивная игрушка: гусеница.
Формирование умения шить мягкие набивные игрушки из готового кроя.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
8.
Набивная игрушка: рыбка.
Формирование умения шить мягкие набивные игрушки из готового кроя.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
9.
Набивная игрушка: гриб.
Формирование умения шить мягкие набивные игрушки из готового кроя.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
10.
Набивная игрушка: заяц.
Формирование умения шить мягкие набивные игрушки из готового кроя.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
11.
Набивная игрушка: медвежонок.
Формирование умения шить мягкие набивные игрушки из готового кроя.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
12.
Набивная игрушка: кит.
Формирование умения шить мягкие набивные игрушки из готового кроя.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
13.
Набивная игрушка: божья коровка.
Формирование умения шить мягкие набивные игрушки из готового кроя.
Знание свойств текстильных материалов (ткань), правил работы
с ними, умения шить, пользоваться инструментами для шитья
1
____ ____
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
АППЛИКАЦИИ Изделия: 1. Аппликация орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.). Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные по заданным размерам. Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.
Практические работы Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия. Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах. Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах.
ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ
Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты. Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.
Практические работы Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.
ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ
Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений. Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака. Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.
ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ
Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Корзиночки. 5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних подарков. Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям.
Практические работы Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.
КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ
Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона. Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона.
Практические работы
Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента. Самостоятельная работа.
РАБОТА С ТКАНЬЮ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Практические работы Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.
САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток. Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Практические работы Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ Изделия. Подушечка 10Ч10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков. Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Практические работы Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.
РЕМОНТ ОДЕЖДЫ Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва. Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.
Практические работы Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
МЯГКИЕ ИГРУШКИ Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.). Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования к изделиям.
Практические работы Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПРОВОЛОКИ Изделия: 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). 2. Цепочки в 2 и 3 оборота. 3. Подставки для книг. 4. Головоломки. Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.
Практические работы Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку. Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при изготовлении подставки для книги (ориентировка по предметным образцам-полуфабрикатам). Контроль и оценка правильности выполненных изделий.
РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТИЛИНА Изделия: 1. Геометрические тела. 2. Посуда. 3. Модели овощей, фруктов. Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям.
Практические работы Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник 3класс.-М., Просвещение. 2012г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
Трудовое обучение в 1-4 классах вспомогательной школы. Н.П. Павлова. Москва «Просвещение», 1998 год.
Руднева А.П. Что можно сделать из природного материала. /Пособие для воспитателя./ Москва «Просвещение», 1984 год.
Н.И. Маслова. Обучение детей лепке. Пособие для учителя. М., Просвещение. 1993г.
Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
15