Рабочая программа по трудовому обучению в 4 классе — 8 вид


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
1. Учебного плана МБОУ СОШ с. Маяк Нанайского муниципального района детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2016-2017 учебный год;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 1-4 классы под редакцией Воронкова (Москва, "Просвещение", 2011 года).
Программа рассчитана на 69 часов, в том числе и на экскурсии.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Цели программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.
Задачи программного обучения:
формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их возрастных особенностей;
воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Программа по трудовому обучению в 1-4 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.
На трудовое обучение в 1-4 классах отводится 2 часа в неделю. Отдельные разделы можно закреплять на уроках рисования, т.к. некоторые темы программ сходны между собой.
На занятиях учебные задачи решаются в практической деятельности учащихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. К каждой теме программы дается примерный перечень изделий. Учителю, выбирая объекты работы, следует руководствоваться интересами учащихся, при этом конструкции выбранных изделий должны отвечать содержанию изучаемой темы.
В то же время разрешается заменять изучение разделов «Работа с древесиной» другими, в случае обоснованной невозможности обеспечить их организацию.
Выполняя программу, учителю следует учитывать следующие рекомендации. В течение всех лет обучения систематически отрабатывать с детьми пространственные понятия “выше-ниже”, “шире-уже”, “тоньше-толще”, “вверху”, “внизу”, “в середине” (в центре), “слева”, “справа”, а также учить сравнивать объекты по форме, величине и т.д. Учащихся необходимо специально учить анализировать образец изделия, отмечать количество деталей, их форму, способы крепления. При анализе образца, помимо самого объекта, должны быть предъявлены заготовка или исходные детали. Опора для выполнения задания меняется в зависимости от возраста детей (класса) и от их индивидуальных особенностей. Основные виды опоры - образец выполнения изделия и предметная инструкционная карта. В отдельных случаях можно использовать в качестве опоры натуральный предмет, а также его графическое изображение.
При формировании замысла работы нужно использовать эскиз как опору для создания и удержания образца результата. Выполнение простейшего эскиза доступно учащимся при направленном обучении этому виду работы.
Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок учащихся класса; панно, композиция которых определяется детьми; совместные игры, подготовленные и проведенные с участием всех членов класса (группы) (“Правила дорожного движения”, “Кукольный театр” и т.п.). Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
В программе представлен обязательный минимум требований к основным знаниям и умениям учащихся в виде двух уровней усвоения: базовый и сниженный (минимально-необходимый).
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приемов выполнения изделий возможно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.

Учебно-тематический план.


Наименование раздела
Количество часов

1.
Техническое моделирование
7

2.
Плетеное изделие
3

3.
Работа с бумагой
6

4.
Работа с кожей
12

5.
Работа с текстильными материалами
3

6.
Работа с тканью
4

7.
Работа с природными материалами
4

8.
Папье-маше.
7

9.
Комбинированные работы
23

Всего
69


Содержание образовательной программы.
69 часов, 2 часа в неделю
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией Воронковой В.В., в рабочую программу по трудовому обучению в 4 классе включены следующие разделы:

Первая четверть
Техническое моделирование
Изделие. Вертушка.
Технические сведения. Анализ образца изделия. Прием получения квадрата из прямоугольника путем складывания по диагонали.
Практические работы. Самостоятельное получение квадрата. Проведение внутри квадрата двух линий соединяющих противоположные углы (диагональ). Сборка вертушки. Монтаж изделия на чертежной кнопке (отрезок пластмассовой трубочке 2-3 мм. длиной, затее собранная вертушка и опять отрезок трубочки); вкалывание кнопки в глухой конец карандаша.

Плетеные изделия
Изделие. Браслет из бересты (полосок бумаги из нарезанных открыток).
Технические сведения. Различные виды народных украшений из бересты. Анализ конструкции изделия. Способы крепления сложенных в четверо деталей. Соединение цепочки в кольцо.
Практические работы. Работа по заготовленным учителем деталям. Сборка браслета с опорой на предметную - инструкционную карту с помощью учителя. Соединение плетеной цепочки в кольцо, склеивание, сушка под скрепкой.
Работа с бумагой
Изделие. Поздравительная открытка ко Дню учителя.
Технические сведения. Выполнение плоскостной аппликации.
Практические работы. Подбор цветной бумаги к избранному изображению. Раскрой детали аппликации по шаблону. Сборка композиции аппликации на четвертой части альбомного листа

Работа с текстильными материалами
Изделие. Сервировочная салфетка с бахромой и вышивкой по линии мережки.
Технические сведения. Приемы продергивания бахромы. Порядок выполнения шва «вперед иголку».
Практические работы. Выдергивание ниток для получения бахромы. Выполнение шва «вперед иголку» по линии мережки, продернутой учителем. Использование мерочки для контроля ширины бахромы. Самостоятельное вдевание двойной нити в иглу. Прокладывание двух разноцветных строчек отделочных стежков.
Техническое моделирование
Изделие. Простейшая модель парашюта из квадратного листа бумаги
Технические сведения. Назначение и история парашюта. Принцип действия. Детали парашюта.
Практические работы. Складывание купола, прокалывание отверстия для устойчивости при спуске. Привязывание строп, закрепление груза. Спускание парашюта с различной высоты.

Вторая четверть
Работа с бумагой
Изделие. Разборная елочка
Технические сведения. Свойства бумаги изменять форму при сгибании и сохранять ее. Приемы сгибания бумаги: используя край стола, по ребру фальцлинейки. Выполнение конуса из заготовки круглой формы.
Практические работы. Анализ образца. Обсуждение конструкции изделия (карандаш вставлен в пустую деревянную катушку, на карандаш последовательно надеты конусные детали с завитыми ветками). Выполнение конусов из заготовок деталей круглой формы. Надрезание и завивание веток сборка елочки на основу.
Комбинированные работы
Изделие. Изделие. Новогодний сувенир «Веточка ели на подставке» (подставка - зубчатый круг). В центре наклеен за кромку небольшой кружок с двумя прорезями в которые вставлена веточка ели.
Технические сведения. Свойства разных сортов бумаги. Прием вырезания зубчиков по окружности. Порядок склеивания зубчатого круга из открытки и подложки из серебряной бумаги. Разметка малого круга по шаблону методом сложения детали в двое. Наклейка малого круга по кромке
Практические работы. Вырезание зубчиков на заготовке круга. Наклеивание подложки из серебряной бумаги. Высушивание. Уметь вырезать зубчики на подложке, делать разметку малого круга, наклеивать малый круг по кромке.

Папье-маше
Изделие. Фигурки Деда Мороза и Снегурочки.
Технические сведения. Технология получения папье-маше на твердой форме (оправка из пластилина или старые пластмассовые игрушки). Приемы раскрашивания папье-маше.
Практические работы. Заготовка бумаги для склеивания оправки. Оклеивание. Высушивание. Разрезание заготовки. Изготовление фигур, высушивание, окраска, отделка дополнительными деталями.

Третья четверть
Работа с тканью
Изделие. Игольница в форме сердечка.
Технические сведения. Приемы выворачивания изделия из двух деталей.
Практические работы. Работа с готовыми деталями. Наклеивание отделочной детали на основную. Соединение деталей при помощи шва «вперед иголку» с одновременным закрепление петли из тесьмы. Выворачивание заготовки через оставленное отверстие. Набивание игольницы ватой (синтепоном, мелким лоскутом, обрезками ватины). Зашивание отверстия потайными стежками.
Комбинированные работы
Изделие. Бумажные цветы.
Технические сведения. Приемы отрезания проволоки. Правила использования кусачек. Приемы правки проволочной заготовки. Материалы для выполнения работы крепированная бумага, проволока, узкая лента для завязывания букета, клей ПВА. Деталь для изготовления цветка полоска бумаги: 5х20 см.
Практические работы. Нарезание деталей для бумажных цветов из полосок шириной 5 см., заготовленных учителем. Отмеривание полосок по линейке и прикладывание иже отрезанных деталей. Заготовка полосок бумаги для сплетения стебельков. Формирование заготовки в цветок. Связывание проволокой основания цветка, оклеивание места связки и далее – всего стебля. Изготовление упаковочной ленточки, подбор обрезков бархатной бумаги, вырезание 4 фигурок (сердечек) по шаблону, склеивание их попарно на концах ленточки

Работа с кожей
Изделие. Брелок для ключей (фигурка животного, склеенная из двух одинаковых деталей и высушенная под прессом. В заготовке сделано отверстие и вставлено кольцо для надевания ключей).
Технические сведения. Приемы разметки на коже. Резание кожи. Составы для склеивания кожи. Приемы пробивания отверстий в коже.
Практические работы. Раскрой одной детали по шаблону. Наклеивание вырезанной детали на второй кусок кожи. Засушивание под прессом. Вырезание брелока по контору фигурки. Пробивание отверстия под контролем и с помощью учителя.
Работа с природными материалами
Изделие. Плоские композиции из разглаженной соломки.
Технические сведения. Подготовка соломы для обеззараживания – пропаривание и прокаливание.
Практические работы. Подготовка соломы к работе - подбор соломинок по толщине и цвету, снятие покровного слоя. Разрезание вдоль стебля, разглаживание утюгом, распрямление фальцовкой. Перевод рисунка. Наклеивание соломинок. Вырезание рисунка. Наклеивание аппликации на бархатную бумагу, высушивание под прессом. Выполнение композиций по комбинированной и инструкционной карте.
Комбинированные работы
Изделие. Сувенир, выполненный давлением по способу чеканки.
Технические сведения. Чеканка – история, технология, виды. Демонстрация образцов. Материалы для сувенира: толстая фольга, картон, нитки.
Практические работы. Выполнение рисунка на фольге (по шаблону или по представлению). Заготовка основания из картона. Окантовка основания фольгой. Разметка рамки в две линии. Разметка рисунка двойным контуром. Точечное выдавливание рисунка (выполняется от уголка к середине) стержнем шариковой ручки без пасты.

Четвертая четверть
Комбинированные работы
Изделие. Игрушка цыпленок.
Технические сведения. Свойства нити, обработанной силикатным клеем. Использование оправок (воздушный шарик, напальчник). Приемы удаления оправки из засохшего кокона.
Практические работы. Подготовка рабочего места для изготовления нитяной заготовки. Правило гигиены при работе с клеем. Надувание оправок различной формы, завязывание. Покалывание флакона с клеем, вытягивание из него положенной туда нити. Подвешивание заготовки для просушки. Заготовка деталей для отделки игрушки. Выполнение игрушки.
Работа с кожей
Изделие. Пояс из натуральной или искусственной кожи.
Технические сведения. Особенности раскроя двойных звеньев и отверстий в них. Приемы соединения звеньев пояса с щелевым замком. Завершение работы по изготовлению пояса.
Практические работы. Разметка контуров, заготовок по шаблону. Вырезание отверстий в сложенных заготовках. Соединение колец. Уметь вырезать узкие полоски кожи, завязывание на концах пояса.

Требования к уровню подготовки учащихся
I уровень
Учащиеся должны знать:
названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:
анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их соединения;
планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании;
определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции;
осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом;
готовить отчёт о выполненной работе, включив в него название изделия и материалов, из которых оно выполнено; его назначение и т.д.;
описывать последовательность операций по изготовлению изделия;
оценивать сложности работы.

II уровень
Учащиеся должны знать:
называть основные свойства материалов;
называть и знать назначение инструментов, указанных в программе; правила безопасной работы с инструментами;

Учащиеся должны уметь:
организовывать свою работу по устной инструкции учителя;
выбирать и называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
составлять простейший эскиз, композицию макета и деталь аппликации по образцу;
давать простейший отчет о выполненной работе (называть изделие и материалы, из которых оно выполнено, определять назначение изделия).

Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания

При оценке итоговых результатов освоения программы по занимательному ручному труду должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Литература
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционных школ  VIII вида. Учебное пособие. Т.С.Жидкина. М.: Академия, 2005.
А. Кикбуш.Поделки из природных материалов, М: «РОСМЕН», 2007.
Л.А.Кузнецова. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. М.: Просвещение, 2011.
С.Ю.Раделов . Лепим сами.. М.: Кристалл,2003.










13PAGE \* MERGEFORMAT14615




Рисунок 1Описание: C:\Users\Admin\Pictures\img710.jpg15