Уточнение и обогащение словарного запаса у обучающихся начальных классов и дошкольников при чтении русской народной сказки «Репка»
Уточнение и обогащение словарного запаса
у обучающихся начальных классов и дошкольников
при чтении русской народной сказки «Репка».
Жужгова Светлана Владимировна, учитель – логопед
высшей категории МБС(К)ОУ С(К)ОШ 15№
На вопрос: знаешь ли ты, что такое репка? – современные дети, чаще всего ничего вразумительного сказать не могут. Поэтому необходимо рассказать, что репа , до появления картофеля, была основной огородной культурой русского народа. Ведь только что-то очень любимое, имеющее неправдоподобно огромные размеры, можно было назвать так уменьшительно - ласкательно – репка. Обычно сказки называются по именам главных героев. Героиня репка не произносит ни одного слова, она только упорно упирается, когда ее пытаются вытащить из земли. И все-таки именно репка является главной героиней сказки, поскольку именно на ней сосредоточены усилия всех остальных героев сказки. В сказке репку убирают обычным способом: тянут из земли. На протяжении всей сказки герои повторяют одно и то же действие: тянут – потянут. Сказка учит противостоять упорной и упрямой репке, взаимопомощи и взаимовыручке. Важно, чтобы дети поняли и усвоили на всю жизнь: если возникают трудности, лучше всего не придумывать что-то, какие- то приспособления, а звать близких, которые могут тебе помочь. Главная идея сказки – мысль об общем деле, о том, что когда собираются самые разные – большие и маленькие, сильные и слабые, объединенные одной общей целью, к ним приходит успех. Только с последним, совсем небольшим усилием маленькой мышки хватило сил для достижения цели. Все это кажется чрезмерными рациональными рассуждениями, совершенно непонятными ребенку. Однако отвечая на вопросы и выполняя игровые задания, вы увидите, что нет противоречия между детским восприятием сказки и ее глубинным, серьезным смыслом.
Слайд №2.
Вопросы для совместного обсуждения сказки
Рассмотри картинку. Можешь ли ты по ней рассказать, о какой сказке мы говорим? Объясни, какие предметы и герои помогли дать тебе правильный ответ.
Почему сказка называется «Репка»? Не правильнее ли было бы назвать ее «Репища», поскольку она выросла «большая – пребольшая»?
Подумай, как еще могла бы называться эта сказка?
Назови всех героев сказки. Что они делают, ухватившись друг за друга? (пытаются вытащить, вытянуть репку)
Можно ли про них сказать, что это дружная семья, одна команда?
Кем является каждый следующий герой по отношению к предыдущему? (Помощником)
Слайд №3.
Назови этого героя сказки. Что делает дед? Что у него в руках?
Где происходит действие? В какое время время года? Докажи свой ответ.
Во что одет дед?
Слайд №4.
Какая выросла репка? Скажи словами из сказки. Сравни эту репку с другими репками на огороде.
Как по-другому можно сказать, что репка – большая – пребольшая?
Кто в твоей семье на даче сажает овощи, кто их выращивает, убирает? Случались ли с ними при этом какие - нибудь чудеса?
Как ты думаешь, дед обрадовался такому урожаю? Почему?
Слайд №5.
Вспомни, кого дед позвал на помощь, чтобы вытащить репку и почему? (Дед – основная сила в доме, а бабка его помощница, поэтому тянуть репку он позвал первой ее)
Где могла находиться бабка, когда ее позвал дед? Рассмотри картинку, расскажи, чем она занималась. Перечисли, кого она кормила. Назови всех обобщающим словом.
Что ты знаешь о занятиях деревенских жителей?
Во что одета бабка? Назови, какие предметы ты видишь на птичьем дворе. Как их используют в хозяйстве?
Слайд №6.
А у внучки какая одежда? Назови обувь (Лапти).
Внучка какая по возрасту – большая или маленькая?
Случайно ли бабка позвала внучку? (Нет, не случайно. Внучка тоже в хозяйстве помощница. Что делала внучка, когда ее позвали тянуть репку?)
Слайд №7.
Вспомни, кого позвала внучка на помощь?
Почему собаку называют другом человека? Кого мы обычно называем другом? Каким должен быть настоящий друг?
Собака Жучка была помощницей в семье деда и бабки? Как она им служила?
Рассмотри на картинке Жучку, опиши ее.
Какой по счету была Жучка? Сколько уже героев тянули репку? Перечисли их.
Слайд №8.
Почему собака позвала на помощь кошку?
Что ты знаешь о взаимоотношениях собак и кошек?
Знаешь ли ты сказки, где собака и кошка дружили и помогали друг другу?
Рассмотри картинку, какой нарисовал кошку художник? Она добрая или злая, сердитая, как ты думаешь?
Помощница ли в доме кошка? Что она могла делать, какую посильную службу нести?
А наша кошка – помощница или лентяйка – лежебока? Давай поразмышляем вместе. Наверное, она спит, ест, да на дворе гуляет? У тебя есть кошка, какие у нее повадки? Чем ты кормишь свою кошку?
Слайд №9.
Почему кошка позвала на помощь именно мышку? Что ты знаешь о взаимоотношениях кошек и мышей?
Много ли сил у мышки? Могли ли те, кто тянул репку, надеяться, что слабая и маленькая мышка им поможет? (Скорее всего нет, но все-таки ее позвали. И что получилось? Именно только мышки и не хватало среди тянущих репку.)
Можно ли сказать, что мышка сильнее тех, кто тянул репку перед ней?
Если бы усилий мышки не хватило, кого еще можно было позвать на помощь?
Приведи случаи из твоей жизни, когда ты не мог с чем – то справиться и звал на помощь друзей или взрослых. Помогал ли ты друзьям или взрослым? Какие чувства ты при этом испытывал?
Слайд №10.
Так может быть сказка «Репка» совсем не о репке, а о том, что за трудное дело нужно всегда вместе браться – и тогда все получится, как ты думаешь?
Все герои сказки вытащили сообща репку, на этом сказка закончилась. А давай поразмышляем, что могло произойти потом.
Слайд №11.
Итак, вытянули они большую – пребольшую репку. Теперь нужно ее домой унести.
Как они могли это сделать? (Перевезти на тележке. Как выглядит тележка? Сколько у нее колес? Что можно перевозить на тележке? Назови овощи, которые лежат на тележке. Как одним словом назвать все, собранные фрукты и овощи? – урожай).
Привезли репку домой, и решила бабка приготовить из нее угощение. Что могла приготовить бабка из репки?
Слайд №12.
Обобщающие задания по сказке «Репка»
1. Перескажи сказку «Репка»
Перескажи сказку «Репка» вместе с твоими друзьями от лица дедки, бабки и т.д.
Придумай историю «Все вместе»: что удается сделать всем вместе и что не получается у одного, двух, трех…
Приготовьте дома блюда из репки, устройте в доме праздник репки.