Конспект просветительского занятия на тему Оптимизация умственной работоспособности


Семинар-тренинг для учащихся 11 класса на тему
«Оптимизация умственной работоспособности»
Цель: способствовать повышению когнитивного аспекта готовности к сдаче ЕГЭ
Задачи:
раскрыть понятия «скорость», «точность», «врабатываемость», «утомляемость»;
обучить выпускников приемам оптимизации работоспособности.
План тренинга
Знакомство с результатами исследования умственной работоспособности по методике «Счет по Крепелину»
Понятие индивидуального ритма деятельности
У каждого человека свой индивидуальный ритм деятельности, своя организация работоспособности. И вы должны хорошо знать свои индивидуальные особенности.
Ситуация 1. Долгая врабатываемость.
Прошло уже какое-то время с начала пробного или полноценного экзамена. Все уже сидят что-то пишут, прорешивают. А вы сидите, не начав активных действий, вдумываясь в суть каждого задания. Но если вы знаете, что вам нужно долго подумать, долго врабатываться, а потом вы будете эффективно отвечать, то вам не следует нервничать, видя, как остальные вовсю работают над выполнением заданий. Это ваша индивидуальная стратегия деятельности: долго думать, но затем быстрее работать. В таком случае уместна следующая метафора «Долго запрягаемся, но быстро едем».
Ситуация 2. Быстрая утомляемость.
Есть люди, которые имеют очень короткое время активного сосредоточенного внимания. Бывает, что в вашем возрасте это время составляет не более 10 минут. А экзамен длится очень долго. Значит, через 10 минут вам надо расслабиться, снять напряжение, прикрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Собраться и вновь приступать к работе. А если будете думать: «Ой, я отвлекаюсь, а времени осталось мало», ничего хорошего не выйдет.
Ситуация 3. Недостаток точности при высокой скорости.
Про такого человека можно сказать, что он охвачен чувством паники. В голове звучит призыв: «Быстрее, быстрее, быстрее!». Количество никогда не оправдывало качества. Если вы знаете, что при увеличении скорости у вас страдает точность, то вам ни в коем случае не следует торопиться. Будьте весьма последовательны!
Приемы оптимизации работоспособности
Приемы активизации мыслительной деятельности:
Резкий поворот головы направо (активизация левого полушария);
Рисование крестиков, соединеие пальцев крестиков, перекрещивание ног.
Приемы снятия напряжения:
Быстрое моргание;
Расслабленное (диафрагмальное) дыхание.
Дыхание под счет. 1-2-3-4 – глубокий вдох; 5-6-7-8 – глубокий выдох; 9-10-11-12 – задержите дыхание.
Приемы формирования сосредоточенности
Сконцентрироваться на любом предмете. Назвать 5 его свойств, затем назвать его предназначение.
Посчитать в обратном порядке.
Посчитать с пропуском чисел (пропуская каждое второе число, каждое третье и .д.).