Открыты урок по теме: «Работа над музыкальным понятиям: мотив, фраза, предложение»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
на секции Навлинского зонального методического объединения
преподавателя МБОУ ДО Локотская ДШИ
Алексашкиной Натальи Викторовны
с обучающимся 3 класса Барыкиным Ильёй (баян)
по теме:
«Работа над музыкальным понятиям: мотив, фраза, предложение»
Дата проведения урока – 20 октября 2015г.
Тема: Работа над музыкальными понятиями мотив, фраза, предложение.
Дата проведения: 20 октября 2015г
Место проведения: МБОУ ДО Локотская детская школа искусств
Продолжительность открытого урока: 45 минут
Цель урока: Развитие и совершенствование творческих и исполнительских способностей учащегося
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.
Развивающие:
- развитие эстетического вкуса;
-развитие образного мышления;
- музыкально - исполнительское и идейно-художественное развитие.
Воспитательные:
-воспитывать внимание, целеустремленность и настойчивость в овладении приёмами и навыками игры на инструменте;
-умение анализировать своё выступление.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, сравнительные, прослушивание музыкальных произведений.
Педагогические технологии:
-инновационная;
- личностно - ориентированное обучение;
-индивидуализация обучения;
-здоровьесберегающая.
Оснащение урока:
Оборудование: нотная литература, стулья, пульт, 2 баяна, ноутбук, проектор.
Используемая литература:
- «Народные песни» сост.Д.Самойлова изд. Москва «Кифара»1998г.
- «Сонатины и вариации» сост.Д.Самойлова изд. Москва «Кифара»1997г.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.
Эмоционально-психологический настрой. Озвучивание темы урока- «Работа над музыкальными понятиями: мотив, фраза, предложение».
Основная часть:
Вступительное слово педагога: « Сегодня наш урок посвящается работе над музыкальными понятиями мотив, фраза, предложение».
Но прежде чем начать наш урок, давай как обычно немного разыграемся.
Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, постановку инструмента.
Гамма до мажор (двумя руками) арпеджио, аккорды.
Педагог спрашивает теоретические знания учащегося таких понятий как: мотива, фразы, предложения.
Ответ учащегося.
А теперь применим твои знания в чтении с листа произведения «Ах, улица, улица широкая» РНП.
Просмотр видео записи «Ах улица, улица широкая» исполняет детских хор «Родничок».
Чтение с листа простых песенок (нахождение и определение музыкального мотива, фразы, предложения)
Ознакомление с новым музыкальным произведением народного характера «Ах улица, улица широкая » (русская народная песня)
Ах улица, улица широкая,
Травушка муравушка зелёная
Ай, люли,люли,люли,
Травушка муравушка зелёная
Педагог раскрывает понятие: « Что такое русская народная песня»
Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.Педагог и учащийся поют вместе под звучание мелодии на инструменте. Учащийся поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
Педагог играет песню, вместе с учащимся определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
Чтение с листа данного произведения (нахождение и определение музыкального мотива, фразы, предложения)
Учащийся играет произведение несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами играть мелодию без слов.
Работа над произведением «Сонатина» Даниэль Штейбельт — немецкий пианист, дирижер и композитор, приобрел популярность как виртуоз и педагог.
К сожалению, слишком многие юные музыканты впадают в замешательство, когда их просишь назвать то, что они играют. Нет, они говорят, что это вот, мол, этюд, соната или пьеса. Но ведь и сонаты, и этюды, и пьесы пишут какие-то композиторы, а ещё эти сонаты, этюды с пьесами иногда имеют заголовки. А уж заголовок нам, как музыкантам, говорит о том, что за музыка скрывается за нотным текстом. Соната -музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.
Пока листаете ноты, можно заодно посмотреть: есть ли в произведении повторы (нотная графика похожа на то, что в самом начале). Как правило, повторы бывают в большинстве пьес, хотя сразу не всегда заметно. (Если мы знаем, что в пьесе есть повтор, то жизнь наша облегчается, а настроение заметно улучшается.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Вот три элементарные вещи, которые нужно выполнять всегда: посмотреть ключи; определить тональность по ключевым знакам; посмотреть на указания темпа и размера
Итак играем, как можем, с листа всё подряд прямо двумя руками . Главное – дойти до конца, ничего не пропуская. Пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки, наша цель – просто сыграть все ноты
мелодия + аккомпанемент (само собой разумеется, мелодию разучиваем отдельно, аккомпанемент какой бы он ни был – тоже смотрим отдельно). Никогда не пренебрегай игрой отдельными руками.
Мелодию нужно играть выразительно (работа над фразировкой в 1й части) Важно играть мелодию не как набор звуков, а как мелодию, то есть как последовательность осмысленных фраз. Посмотри, есть ли в тексте фразировочные лиги – по ним мы часто можем обнаружить начало и конец фразы. Тут можно было бы ещё много чего сказать, но мы и сами прекрасно знаем, что фразы в музыке – это как разговор людей. Вопрос и ответ, вопрос и повторение вопроса, вопрос без ответа, рассказ одного человека, увещевания и оправдания, короткое «нет» и многословное «да» – всё это есть и во многих музыкальных произведениях (если в них есть мелодия). Наша задача – разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.
Работа над 2й частью «Сонатины»
Давай прослушаем это же произведения , но в исполнении юного пианиста.
Учащийся должен определить какой звучит инструмент и сделать сравнительный анализ между своим исполнением и звучащего произведения.
И в завершении урока давай с тобой закрепим что такое мотив, фраза, предложение.
Ответ учащегося.
Должно прозвучать:
Мотив - наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространенном значении — напев, мелодия.
Фраза - объединение нескольких мотивов, расчлененное паузами, цезурами или нерасчлененное, слитное.
Предложение - составное из двух фраз, а в свою очередь фраза состоит из двух мотивов.
Подведение итогов. Анализ.
Оценка работы на уроке.
Домашнее задание.