Особенности произвольного внимания у младших школьников
Егорова Д.В.,
педагог – психолог МБОУ «СОШ № г. Козьмодемьянска»
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ.
Все чаще среди педагогов, психологов, врачей встречается понятие «Гиперактивность». Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью [2].
Описательные характеристики про этих детей проводились еще в конце XIX века в работах Ф. Штольца. В ней описана группа детей, названная автором "беспокойными", "ртутными", которые отличаются от других детей тем, что их подвижность распространяется на весь организм. Руки и ноги находятся в беспрестанном непроизвольном движении, но данные движения эти дети выполняют нетвердо и неуверенно, они излишне "мечутся" во все стороны и своей неуклюжестью осложняют дело [4].
Если в период XIX века таких детей было немного, то в современном обществе данные варьируются в широких пределах — от 2 до 23 % детской популяции [3, С. 19].
Стандартом для оценки поведения как «гиперкинетического» служит комплекс следующих признаков:
1) двигательная активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в этой ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития;
2) имеет раннее начало (до 6 лет);
3) большую длительность (или постоянство во времени);
4) обнаруживается более чем в одной ситуации (не только в школе, но и дома, на улице, в больнице и пр.) [3, С. 20].
Р.Г. Шмелева основным проявлением синдрома двигательной расторможенности считает общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество ненужных, нецеленаправленных, лишних движений, которые носят резкий, неожиданный, непрогнозируемый характер. Привлечь внимание такого ребенка почти не представляется возможным.
Анализ результатов исследования показал, что у 15% гиперактивных детей произвольное внимание на высоком уровне, у 28% - на среднем уровне и у 57% - на низком уровне. У таких детей тем деятельности высокий в начале, низкий уровень переключения внимания, устойчивости к монотонной деятельности, требующий постоянного сосредоточенного внимания. У них возникают проблемы как в поведении, так в учебе.
Таким образом, в связи с этим возникла необходимость проводить родительские собрания, индивидуальные консультации, разработать комплекс упражнений и рекомендаций, которые могут использовать педагог и родитель.
Список использованной литературы:
Граматкина, И. Портрет гиперактивного ребенка: взгляд врача / И. Граматкина // Школьный психолог. - 2006. - № 23. – С. 15-18.
Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н.Н. Заваденко. – М.: Академия, 2005. – 256с.
Иовчук, Н. Портрет гиперактивного ребенка: взгляд врача / Н. Иовчук // Школьный психолог. - 2006. - № 23. – С. 18-22.
Штольц, Ф. Недостатки характера в детском возрасте / Ф. Штольц. – М.: ЭКСМО,2009.