Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи


Панорамный урок русского языка в 6 классе
Учитель: Орынбаева А.С. учитель русского языка и литературы средней школы №1
Тема урока: Имя существительное как самостоятельная часть речи.
Цель урока:
1. Повторить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи» в 5 классе.
2. Развивать мыслительные и общеучебные умения: морфологический разбор и синтаксическая роль имени существительного.
3. Продолжать развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы; развивать интерес к русскому языку как к предмету.
Оборудование и средства обучения:
- интерактивная доска, учебники;
- презентация, заготовки солнышек и тучек по количеству учеников.
Форма организации деятельности учащихся: коллективная.
Тип урока: использование межпредметных связей с русской и казахской литературой.
Содержание и ход панорамного урока
1. Организационный момент: взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку – 2 мин.
2. «Мозговой штурм» (повторение и обобщение знаний ) – 10 мин.
3. Контроль и самопроверка знаний – 10 мин.
4. Информация о домашнем задании и подведение итогов урока – 3 мин.
1. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи». Работать будем на материале устного народного творчества русского и казахского народов.
- Что такое устное народное творчество?
Учащиеся: УНТ – это произведения, которые создаются и передаются из уст в уста народом. С давних пор живут у разных народов колыбельные песни, шутки, прибаутки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки. Они развлекают, забавляют, успокаивают. Произведения устного народного творчества учат жизни, умению образно мыслить и говорить.
Задание классу: прочитайте и запишите в тетрадях отгадки казахских загадок (слайд 2):
Тетушка – пряха 2) Шапка зернышек полна,
В голубой рубахе, Утром глянул – нет зерна. (Звезды)
Рукава легли
На край земли. (Дым)
и русских загадок (слайд 3):
3) Быстрый маленький зверек 4) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
По деревьям скок-поскок. (Белка)
2. «Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, что можно сказать о записанных словах?
Учащиеся: Это имена существительные.
Учитель: Что называется именем существительным?
Учащиеся: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Учитель: Как изменяются имена существительные?
Учащиеся: Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Задание классу: запишите данные пословицы, найдите имена существительные и определите их падеж (слайд 4).
1. Живи для людей (Р.п.), поживут и люди (И.п.) для тебя.
2. Чабан (И.п.) трудолюбив – овцы (И.п.) упитаны.
3. При солнце (П.п.) тепло, при Родине (П.п.) добро.
4. Гость (И.п.) в двери (В.п.) – счастье (И.п.) в дом (В.п.).
Учитель: Назовите морфологические признаки имени существительного.
Учащиеся: Склонение, род, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Учитель: Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным? Приведите примеры.
Учащиеся: к 1 склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями –а и –я; ко 2 склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е; к 3 склонению относятся сущ. женского рода с нулевым окончанием. Приводят примеры.
Учащиеся: к одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос…кто? К неодушевленным имена существительные, отвечающие на вопрос что? Приведите примеры. Собственные имена существительные обозначают единственные в своем роде предметы: не только ФИО людей, названия городов, стран, гор, рек, озер, океанов, но и названия исторических событий, газет, книг, журналов, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных. Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее.
Задание классу: найдите соответствия, связанные по смыслу - Астана, журнал, столица, Вероника, имя, «Алакай», «Метель», повесть, Санкибай батыра, поэт, улица, Сергей Есенин - учащиеся записывают в тетрадях составленные пары слов (Слайд 5)
Задание классу: Выполните морфологический разбор имени существительного победу.
Если будешь грустить – победу можешь упустить. (Слайд 6) (1 ученик у доски, остальные в тетрадях на местах).
Победа – сущ., предмет.
(Что?) победу. Н.ф. – победа.
Пост. – нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.; непост. – в В.п., в ед.ч.
Упустить (что?) победу.
Самопроверка работ учащихся (оценки за урок) и информация о домашнем задании (на выбор): 1) §28, страница 141 учить правило, страница 143 упражнение 491; 2) написать сочинение-миниатюру «Зимний этюд».
Подведение итога урока: Что мы вспомнили на уроке? На основе какого материала мы на уроке работали?
Учащиеся: На уроке мы говорили об имени существительном, его признаках. На основе устного народного творчества русского и казахского народов.
Учитель: Ребята, я хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями об уроке, оставьте на столе одно из солнышек или тучку. (Учащиеся получают возможность оценить и свою работу, и работу учителя.)
Спасибо за работу на уроке.
Русский язык
4 класс
Панорамный урок
Лексическая тема урока: «Кто сильнее?»
Грамматическая тема урока: Существительные м.р, ж,р. Местоимения он, она, они.
Цели урока:
Развитие навыков самообучения и самоконтроля, логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике.
Развивать все виды речевой деятельности, познавательный интерес, умения работать в группе.
Развивать интеллектуальные способности детей.
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности.
Воспитательная: повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников чувства дружбы, доброжелательности.
Метод урока: Объяснительный, коммуникативный.
Оборудование: компьютер, слайды, интерактивная доска, таблица, учебники.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока:
І.Организационный момент и психологическая установка.
-Дети, вам тепло? Да!
-В классе светло? Да!
-Прозвенел уже звонок? Да!
-Уже закончился урок? Нет?
-Только начался урок? Да!
-Хотите учиться? Да!
-Значит можно всем садиться!
-Наш веселый школьный звонок.
-Пригласил нас всех на урок!
Изучение новой темы сегодня у вас.
Компьютер будет работать для нас.
На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
Доброй улыбкою всем улыбнитесь.
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас!
ІІ.Сообщение цели урока. Постановка учебной задачи.
Вспомните, на какие группы можно поделить все слова русского языка?
Ребята: Части речи
О какой части речи говорится в стихотворении:
Всему название дано и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И все, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Оно живет ведь в мире в этом,
Дает название предметам.
Ребята: Имя существительное.
ІІІ.Фронтальный опрос
Что называется именем существительным?
Какие имена существительные бывают?
Сколько род имеет имя существительное?
Как изменяются имена существительные?
ІV. Объяснение новой темы:
Лексическая тема урока: Кто сильнее?
Грамматическая тема урока: Существительные м.р, с.р, ж.р.
Местоимения он, она, оно, они.
Слово учителя: Прежде чем начать наш урок с грамматической темы давайте сперва с лексической темы.
Кто сильнее?
Алешка всегда пристаёт к Антону с разными вопросами:
left000
-А кто сильнее: слон или кит?
left000
-Посмотри во-о-он туда, - говорит Антон, -видишь кран? Какую тяжесть поднимает – целый вагон! Он и слона твоего поднимет, и кита, как пёрышко.
left000left000left000left000
left000
-Антон, а кто сильнее крана?
-Видишь поезд? Впереди синий электровоз с красной звездочкой. Он тянет пятьдесять вагонов. Ведь он сильнее крана, правда?
left000
Алёшка смотрит вслед поезду. Да, это правда!
-Ну, а сильнее электровоза? .. – не унимается он.
-Вон, смотри, - говорит Антон. –Видишь: грузят корабль. Он повезёт через брёвна, доски, бочки, ящики. У него такое огромное брюхо, что в него влезут двадцать пять таких поездов. И всё это он повезёт через море.
left000
Алёшка долго молчит,
-Антон! Ну, а кто самый-самый сильный?
-Надоел, Алёшка! Думай сам.
Алёшка долго думает и ничего не может придумать.
-А кто поднимает у крана его огромную ручищу? Кто заставляет его работать?
-Крановщик.
left000left000
-А кто зачтавляет электровоз бежать по рельсам и тащить за собой вагоны,
-left000Ну, конечно, машинист.
left000
А без кого корабль не тронется с места и не выйдет в море?
-Без капитана и без матосов.
left000left000
А кто сделал кран, и электровоз, и корабль?
-Люди.
left000
left000left000
left000left000left000
left000
left000
-Значит, кто самый сильный?
-Человек!
left000left000
left000
left000
left000
left000
left000
left000
Упражнение 4 (п) стр. 77
Допишите предложения по вопросам.
Самый сильный - это (кто?)............................Он сделал (что?) кран, и...................,
и........................................................................
Человек заставляет электровоз (что делать?)
............................................................
Корабль не выйдет в море (без кого?)............----------------------------------------------------------
left000left000
left000
left000left000left000
left000left000left000
Упражнение 1 (п)
Местоимения
Он Она Оно Они
В этом задании нужно существительные Бота, Мальчик, Платье, Дети заменить местоимениями он, она, оно, они.
Бота пошла в школу.
..........пошла в школу.
Мальчик сидит на парте.
........ . сидит на парте.
Платье было красивое.
......... было красивое.
Дети внимательно слушали урок.
.......внимательно слушали урок.
left000
left000
left000
left000
left000
left000
left000
left000
left000
left000
left000
Упражнение 2 (у)
left000
left000
left000
left000left000
left000
-381031877000
-381031559500
left000
left000
-381031305500
-444531686500
left000
Упражнение 3 (у)
left000
left000
Упражнение 6 (п) стр.78

left000
left000
школа-гимназия №262
left000
left000
left000
left000
Провела: учитель русского языка
и литературы: Ормаханова Н.Б.
Творческий отчет (панорамный урок). Развитие познавательных процессов у младших школьников
Яндекс.ДиректКонкурс для педагога (итог сразу)Блиц-олимпиады для педагогов с моментальным дипломом. Участвуй!umnata.ruТворческий отчет (панорамный урок) учителя начальных классов Усовой Елены Владимировны Точка, точка, запятая... Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик- Получился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки уведут его? Как он будет жить на свете? Мы за это не в ответе, Мы его нарисовали Только и всего... Только и всего? Если бы все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художников, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую трепетную душу, а его творение – сама история. Я не случайно выбрала эпиграфом к своему выступлению эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым... Только и всего. Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислять эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, через чур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания? Первоклассники приходят к нам похожими на этого человечка из песенки. Они еще неопытны, но они готовы, как губка, впитывать все новое. Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда. Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. МЫШЛЕНИЕ. Мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начало абстрактного мышления. ЛОГИКА. А в следующую строчку я бы хотела записать ЧУВСТВА. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, и сострадание и сочувствие. Конечно же, в младшей школе мы должны сформировать у детей и определенные НАВЫКИ. То есть, говоря в самом широком смысле слова, мы должны научить детей учиться. Я приготовила урок-панораму. Мне хочется показать разные методы работы и на разных уроках. Поэтому я попыталась поэксперементировать и объединить несколько уроков в один. Начнем с математики. Устный счет в нашем классе проходит в разных формах: и игры, и магические квадраты. Для учеников 4 класса я предлагаю волшебный квадрат Альбрехта Дюрера. Квадрат Альбрехта Дюрера Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия» Магический квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве.[5]Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). 16 3 2 13 5 10 11 8 9 6 7 12 4 15 14 1 Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17. Для объяснения нового материала возьмем обыкновенный лист бумаги. Массу вопросов можно задать ребятам о фигуре листа, цвете, о положении листа на доске. Сегодня мы займемся видом рисования – Коллаж. Рисовать будем природу ( определене пейзажа дети могут дать уже в первом классе). -- С чего начнем рисовать пейзаж? -- Линия горизонта. -- Что изображается выше линии горизонта? -- Небо. Облака. Составьте задачу. Как к трем прибавить два? Составьте обратное выражение. Аналогично дети рисуют растения, лесных жителей. Играя, рисуя, незаметно мы повторили громадное количество информации, знаний, а еще учились новому и получали массу удовольствия. Различные логические задачи я использую не только на уроках математики. Познание мира – это кладезь выдумки и фантазии. Тема урока - Растения лугов. Вопрос на логическое мышление: почему на лугах растут только травянистые растения и редко деревья, в основном отдельностоящие? Путем логического размышления был дан ответ на вопрос. Формы и методы закрепления знаний и контроля знаний можно перечислять долго (это и тесты, и карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, для работы в паре, и перфокарты, и кроссворды, и тесты по всем предметам. По литературе – это устные и письменные сочинения и изложения, составления сказок, и инсценирование, конкурсы на лучшего чтеца, знатока, оформление книжек – малышек, рефератов. В заключении я позволю себе прочитать слова Федора Ивановича. Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться!