Урок русского языка по темеИмя существительное

Конспект урока русского языка в 4 классе
Урок-обобщение по теме «Имя существительное».

Орг/момент (Приветствие и пожелания успешной работы . )
-Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.
II. Мотивационное начало: (Постановка цели, учебной задачи.) (Слайд 1.)
-Сегодня на уроке мы будем раскрывать тайны слова. Каждое слово несет значение – смысл и если потрудиться, то можно раскрыть его красоту и многообразие. Именно на это будет направлена наша работа на уроке.
III. Словарная работа
(Фронтальная работа с последующей взаимопроверкой). (Слайд №2)
-Слово вы узнаете после того, как вспомните словарные слова. Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы:
З.вод, г.рой, к.мната, ст.лица, земл.ника.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
- В каждом слове подчеркните букву, которая является порядковым номером данного слова. Прочитайте, какое слово у вас получилось.
(Создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков)
IV. Формулирование проблемы. Планирование деятельности
- Правильно, сегодня на уроке мы будем исследовать слово «Земля». Для этого нужно пройти 6 этапов познания.
1 этап «Знакомство» Этимология слова (Работа с этимологическим словарем , развитие внимания к слову).
-В старину словом «земля» называли букву. Как вы думаете какую?(Зэ).
- Что же могло означать слово «земля» ? Какой словарь поможет дать ответ на вопрос? (этимологический). Откройте этимологические словари и найдите происхождение слова.
- Давайте обсудим полученную информацию. Ученики зачитывают текст из словаря.
Слово Земля очень старое, его происхождение теряется в глубине языкового сообщества. Есть похожие слова в греческом, персидском, балтийских, а также, в славянских языках, где то же слово употребляется в том же значении. Первоначальный корень имеет смысл "низкий". Раньше же считалось, что земля плоская, "низкая", и покоится на трёх китах, слонах, черепахах и прочее..."
2 этап «Орфографический» (Фронтальная работа, повторение изученного).
- Какая орфограмма в слове «земля»? Как проверим?(б/гласный [е] в корне слова, проверочное - земли) .
(Записывают слово, ставят ударение, подчеркивают б/гласную, пишут проверочное.)
3 этап «Фонетический» Выбираем правильную транскрипцию .
(Организация наблюдения .Слайд №3. )
-Какая из этих транскрипций соответствует слову «земля»? Обсудите с товарищем. Сделайте вывод. (Работа в парах.)
-Давайте проверим. Какую транскрипцию вы выбрали? (2). Почему не подходит 1 –я транскрипция? (Звук [з`] в слове мягкий)
-Какая ошибка в 3-ей транскрипции? (Гласный [ я] обозначает в транскрипции [а])
4 этап «Формы слова» (Слайд №4)
- Просклоняйте слово земля. Выделите окончания. (Самостоятельная работа. Закрепление падежных форм существительных).
- Поменяйтесь тетрадями с любым одноклассником . Проверьте друг друга. Помните об ответственности перед товарищем, будьте внимательны. (Взаимопроверка).
V. Развитие умений- применение знаний
5 этап «Проникаем в тайну слова» Практическая работа с толковыми словарями (Организация частично-поисковой деятельности на основании различных источников, развитие внимания к слову).
- Откройте толковые словари, найдите слово «земля» и узнайте его лексическое значение (работают со словарями, по ответам детей строится схема на доске). (Слайд № 5.) Земля - планета, суша, почва страна, территория. (Создание ситуации для развития различных видов памяти).
- Слово имеет не одно, а несколько значений. Как называют такие слова? (многозначные)
6 этап «Словообразовательный» Выделяем части слова, подбираем однокоренные слова. (Организация групповой работы с учетом индивидуально – личностного подхода, создание частично-поисковой деятельности, пополнение словарного запаса, закрепление изученных правил).
1-я группа – «Интеллектуальный марафон» - Подобрать однокоренные слова к слову земля, заполняя кроссворд. Выделить приставки и суффиксы. (Дети выполняют задание повышенной трудности, используют знания о составе слова и его значимых частях).
2-я группа - Выписать однокоренные слова, вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть проверочное слово. (Дети воспроизводят знания, используя правила об однокоренных словах и б/гласных в корне).
- Давайте проверим. (Слайды №6 и № 7). (Самопроверка по слайдам с доски).
VI. Физминутка и гимнастика для глаз .( Слайд № 8.)
(Дети выполняют движения - снимая мышечное напряжение, звучит спокойная музыка, способствующая эмоциональной разрядке. Гимнастика для глаз - снимает усталость, тренирует мышцы глаз).
7 этап Слово «магнит» (Составляем словосочетания.)
(Организация работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, воспитанию бережного отношения к земле).
- Почему мы не падаем с поверхности земли? (существует сила земного притяжения).
- Вы сейчас побудете магнитами. Так как вы умеете мыслить, то будете притягивать определенные слова к слову «земля» в значении -планета. Составьте словосочетания:
1 вариант прилагательные + сущ.; 2 вариант сущ. + глаголы
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
(Взаимопроверка. Слайд № 9.)
- Какой вы хотите видеть нашу планету? (Зачитывают прилагательные). Как вы думаете, от кого зависит красота нашего общего дома- планеты Земля? (От людей, живущих на ней).(Слайд №10)
Защитники природы – экологи постоянно призывают всех жителей планеты к бережному отношению к природе, сохранению её богатств. Поэтому сегодня в мире существуют даже не один, а два Дня Земли сходных между собой. Один из них проводится ежегодно в день весеннего равноденствия, а второй выпадает на 22 апреля. По сложившейся традиции, в разных странах в День Земли принято звонить в Колокол Мира. Этот звук должен призывать всех жителей Земли хотя бы на миг задуматься о сохранении красоты нашей планеты. Колокол Мира является символом мирной жизни, дружбы и солидарности всех народов. Кроме того, он служит призывом к сохранению жизни на Земле. Мы с вами тоже можем многое сделать для сохранения красоты нашей родной земли.
VII.Поэтическая минутка (Слайд №11.)
(Чтение наизусть стихотворения, подготовленным учеником).
- О нашей планете М. Пляцковский написал замечательное стихотворение, давайте его послушаем:
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю замечательную эту.


VIII. Творческая работа (Слайд №12)
(Организация творческой деятельности детей, создание проблемной ситуации, воспитание чувства ответственности, бережного отношения ко всему живому)
-А сейчас я предлагаю вам написать обращение к землянам от имени планеты Земля с призывом беречь её. Объясните в обращении, почему они должны беречь свою землю. Начните обращение словами : «Дорогие люди!», «Дорогие мои земляне!». Пользуйтесь составленными словосочетаниями. (Самостоятельная творческая работа детей.)
- Давайте послушаем некоторые обращения. (Дети зачитывают свои обращения)

IX. Д/з.
- Дома поработайте над орфографией, красиво оформите. Я надеюсь, что вы не забудете прочитать обращения своим родителям и друзьям. Завтра мы вручим ваши обращения жителям нашего города. Ваша работа на уроке мне понравилась. Поставьте себе оценку. (В течении всего урока дети выставляют на полях в тетради и на карточках 2 плюса за правильно выполненное задание. Если есть ошибки – ставится один плюс. Дети считают количество плюсов у себя в тетради и выставляют свою отметку:
9-10 плюсов –«5» 7-8 плюсов – «4» 5-6 плюсов – «3» ).
- Что еще вы расскажете родителям об уроке? Что удалось и понравилось? - Над чем еще необходимо работать?
- Куда нужно обратиться, чтобы познать тайны слов? (К словарям)
X. Рефлексия – подведение итогов. (Слайды №13и №14 .)
- Подарите друг другу улыбки, если урок был интересный и вам понравился. Заполните таблицу:
+
-
интересные факты