Программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Учимся сочинять» 1-4 классы











Программа внеурочной деятельности
научно-познавательного направления

«Учимся сочинять»
1-4 классы









Составитель:

МАОУ « СОШ № 10»
Н.А. Анищенко




















Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Учимся сочинять» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого МАОУ «СОШ №10 с углубленным изучением иностранного языка» в рамках научно-познавательного направления.
Программа данного курса представляет систему занятий по развитию речи и творческих способностей младших школьников и рассчитана на четыре года обучения (по 33 часа из расчета 1час в неделю). Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Учимся сочинять”:
художественно-эстетический принцип;
принцип интеграции;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Уроки речевого творчества – это уроки нравственности.
Эти уроки на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача занятий речевого творчества. Разнообразные методы и приемы, используемые на занятиях речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.
Все занятия речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.
Ценностные ориентиры содержания курса «Учимся сочинять»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Учимся сочинять» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Учимся сочинять» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари, медийные источники;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- получать информацию для высказывания, интересно раскрывать тему и главную мысль в сочинении;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя или из других источников;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Учимся сочинять» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления;
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю;
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.


Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах
-тестирования;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы - создание портфолио.
Содержание курса
1-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.
2-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
3-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, настроений.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.
4-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.
После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.
Лексико-тематическое планирование
В первом классе занятия речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
1-й класс
1.Моя любимая игрушка.
2. Мой любимый цветок.
3. Мое любимое животное.
4. Осень пришла.
5. Во саду ли, в огороде.
6. Ягоды.
7. Осенние листья.
8. Мой любимый праздник.
9. Цветная сказка.
10. В мире профессий.
11. Внимание, дорога!.
12. День рождения.
13. Моя мечта.
14. Я люблю спорт.
15. В гостях у сказки.
16. Зима.
17. В библиотеке.
18. Век живи – век учись.
19. Любимое время года.
20. Хлеб – всему голова.
21. Животные.
22. Природа - наш дом.
23. В гостях у бабушки.
24. Мой любимый сказочный герой.
25. Как я помогаю маме.
26. Деревья.
27. Моя любимая сказка.
28. Мой город.
29. Моя комната.
30. В магазине.
31. Бабочки.
32. Весна-красна.
33. Вот и лето.
2-й класс
1. Что такое творчество.
2. Мои летние каникулы.
3. Какая бывает осень?
4. Моя дружная семья.
5. Положительные и отрицательные эмоции. Составление словарика настроений.
6. Сочинение на тему «Где прячется настроение?»
7. Слово. Чувство. Образ.
8. Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. Составление словарика на тему “Игрушки”.
9. Игры со словом.
10. Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц.
11. Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
12. Задачи. Загадки. Шутки. Составление словарика шуток.
13. Сочинение считалки.
14. Сочинение скороговорки.
15. Составление рассказа и рисование на тему “Я люблю”
16. Стихотворчество.
17. Эмоции. Мимика. Жесты.
18. Придумать интересный рассказ на тему «К тебе приехала бабушка. Как ты ее встретишь?»
19. Новогодняя ёлка в школе.
20. Сочинение сказки по опорным словам.
21. Настроение животных. Составление словарика на тему “Животные”.
22. Сочинение на тему “Мое любимое животное”.
23. Фантастическое животное. Сочинение и иллюстрирование.
24. Настроение цветов. Составление словарика на тему “Растения”.
25. Сочинение на тему “Мой любимый цветок”.
26.Придумать продолжение по предложенному началу.
27. Домашние животные и птицы.
28. Таяние снега.
29. Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна».
30. Путешествие в космос.
31. Сочинение и рисование на тему «Мой друг» («Моя подруга»).
32. Сочинение на тему: «Моя парта» («Глазами моей парты»).
33. Правила вежливости.
3-й класс
1. Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт».
2. Слово и образ или Поговорим о словарях.
3. Сочинение «О чем шуршат осенние листья».
4. Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.
5. Сочинение считалок.
6. Рисование диафильма по сказке. Рассказывание сказки.
7. Этика и этикет.
8. Честный и нечестный поступок.
9. Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова.
10. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
11. Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Сочинение.
12. Зачем человеку друг?
13. Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему «Зачем падает снег»?.
14. Где живет зима летом (или лето зимой)?
15. Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему «Зимний день».
16. Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году.
17. Знакомство с жанром «Побасенка».
18. Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.
19. Фразеологизмы.
20. Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”.
21. Знакомство с жанром «Потешка».
22. Сочинение на тему «Что бы ты рассказал о своей планете, если бы встретил инопланетянина»».
23. Составление орфографического словарика.
24. Сочинение и рисование на тему “Моя мама”.
25. Текст. Поздравление к празднику 8 Марта.
26. Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение. Сочинение «Где прячется мое настроение»
27. Слова-друзья и враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов.
28. Сочинение скороговорки.
29. Сочинение бытовой сказки.
30. Какие сказочные образы можно увидеть в природе?
31. Сочинение сказки о животных.
32. Поэтическое творчество.
33. Сочинение по картинке на тему «Весна».
4-й класс
1. Сочинение в рисунках (пиктография).
2. Сочинение по картинке на тему «Осенний день».
3. Цветная сказка. Желтая, белая, черная, зеленая сказка.
4. Сочинение по опорным словам на тему «Перемена».
5. Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта».
6. Сочинение стихотворений по заданной рифме.
7. Моя мечта.
8. Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов.
9. Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба».
10. Мой друг, моя подруга.
11. Что я чувствую и представляю, когда слышу слова день и ночь?
12. Составление рассказа – сказки, оживив любого лесного жителя (ягоду, дерево, кустик).
13. Сочинение сказочной истории о том, как уходит зима и приходит весна.
14. Что я умею делать.
15. Я хочу быть
16. Мое утро.
17. Сочинение историй о приключениях известных сказочных героев в наше время или о современных героях, попавших в сказку.
18. Я через 15 лет.
19. Ребята моего класса через 15 лет.
20. Сочинение сказочных историй, собрав вместе героев различных сказок.
21. Сочинение загадки наоборот.
22. Что бы произошло, если бы деревья ходили?
23. Бабушка и дедушка в моей жизни.
24. Волшебная сказка (работа в группах).
25. Реклама. Заметка в газету.
26. Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если бы я был волшебником, я бы превратился в ».
27. Сочинение-отзыв о понравившейся книге.
28. Сочинение на свободную тему (в парах).
29. Рассказ-описание «Моя кошка» или «Моя собака».
30. Сочинение продолжения истории.
31. Сочинение начала истории опираясь на концовку.
32.Поэтическое творчество.
33. Что красивее всего?
Материально-техническое обеспечение курса.
1. Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:
Г.С.Швайко.Игры и игровые упражнения для развития речи.М.,1988.
Н.В.Новоторцева.Развитие речи детей.М.,1995.
М. Дружинина. Поиграем в слова.М., 1997.
В.Волина.Веселая грамматика.М.,1995.
Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин.Конкурс грамотеев. М.,1995
В.Даль.Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1994.
С.И.Ожигов.Словарь русского языка.М.,1998.
Фразеологический словарь русского языка(Легостаев А.А., Логинов С.В.)
Тетрадь на печатной основе О.А. Шаповалова «Русский язык.2 класс. Тетрадь для творческих работ. Саратов:Лицей, 2011.
Тетрадь на печатной основе основе О.А. Шаповалова «Русский язык.3 класс. Тетрадь для творческих работ. Саратов:Лицей, 2012.
Тетрадь на печатной основе основе О.А. Шаповалова «Русский язык.4 класс. Тетрадь для творческих работ. Саратов:Лицей, 2014.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор ;
экспозиционный экран;
компьютер;



3. Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
видеофильмы, соответствующие тематике программы курса;
слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы курса;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы факультатива.
15