ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КЛУБ ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ»
Программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Клуб юных математиков»
Перед современной школой ставятся задачи неуклонно повышать качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый занятие способствовало развитию научно - познавательной деятельности учащихся и приобретению ими качества развития учебной мотивации.
Одним из эффективных средств на пути к решению указанных задач является активизация научно – познавательной деятельности учащихся. Решением этой сложной проблемы занимались выдающиеся педагоги и психологи прошлого - К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, Д.Н.Тихомиров и другие.
Проблема познавательной деятельности школьников стала предметом всестороннего исследования и современных авторов: Ю.К.Бабанского, Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынина, К.М.Колягина, П.Н.Леонтьева, В.С.Ильина, А.М.Пышкало, Н.Ф.Талызиной и др.
В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования второго поколения, говорится о том, что внеурочная деятельность является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. Так же, выделены направления внеурочной деятельности, такие как: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, общеинтелектуальное, общекультурное, социальное. Но наиболее эффективным направлением для развития учебной мотивации является научно – познавательное направление [5].
Поэтому можно сделать вывод о том, что тема развитие учебной мотивации при организации внеурочно научно – познавательном деятельности является актуальной.
Внеурочная научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п. Для того что бы внеурочная научно – познавательная деятельность была результативной нами была разработана программа для 2 класса «Клуб юных математиков».
Она была разработана на основании основных нормативных документов: ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Гражданского кодекса РФ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 N373", Типового положения об общеобразовательном учреждении, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10. [6] Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Клуб юных математиков» входит во внеурочную деятельность по направлению научно — познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Цели программы: развивать математический образ мышления, повышение уровня учебной мотивации.
Задачи программы: систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; расширение кругозора детей углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностными результатами изучения данных внеурочных занятий являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Основные направления содержания деятельности для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии: информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; технология развивающего обучения. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Курс «Клуб юных математиков» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. Выбор «центра» деятельности учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой в течение одного занятия. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: работа в парах, группах например инсценирование загадок в разделе решение занимательных задач в стихах; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; практические и теоретические; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность; самостоятельная работа; конкурсы знатоков, игра-соревнование; работа со стенгазетой; игры-состязания например «Запутанные маршруты» в разделе Ломаная линия. Длина ломаной., КВН, творческие работы.Таким образом исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что внеурочно научно – познавательная деятельность является одной из современных эффективных способов развития учебной мотивации учащихся.
Библиографический списокАкулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2011 – 496 с.
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 2010, С. 7- 44.
Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. – М. Просвещение, 2013.- 142 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер, 2010.- 478 с.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», N273-ФЗ от 29.12.2012
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 2011.- 436 с.