Основы робототехники во внеурочной деятельности в 5 классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20
Проект
Основы робототехники во внеурочной деятельности
Авторы:
Карпова Светлана Николаевна, заместитель директора по УВР,
Никифорова Татьяна Александровна, учитель информатики
г.Ангарск, 2015г.
Паспорт проекта
Название проекта Основы робототехники во внеурочной деятельности
Наименование учреждения соискателя Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Юридический адрес заявителя 665808, Иркутская область, г. Ангарск, 95 квартал, дом 20
Номер телефона, факс 8(3955) 67-50-15
E-mailang_school20@bk.ru
Web-сайт http://school20ang.ru/Авторы Карпова Светлана Николаевна- заместитель директора по УВР,
Никифорова Татьяна Александровна- учитель информатики
Руководители проекта Карпова Светлана Николаевна -заместитель директора по УВР
Обоснование актуальности проекта Сегодня в Российской Федерации наблюдается нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров. Введение элементов робототехники в школьные предметы позволит заинтересовать учащихся, разнообразить учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать задачи практической направленности.
Цели и задачи проекта Цель проекта: Создание условий для личностного развития обучающихся через научно- техническое творчество
Задачи:
- пройти педагогам курсы повышения квалификации по данной теме;
- выявление одаренных детей;
- приобрести базовый набор LEGO Mindstorms Education NXT
-разработать курс «Основы робототехники во внеурочной деятельности», 5 класс
- принимать участие в конкурсах по робототехнике
Стоимость проекта 80000(восемьдесят) тысяч рублей
Актуальность «Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы еще говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодня у нас, к сожалению, нет». [3]
На данный момент учащиеся получают знания с помощью компьютера, который выводит на экран фотографии или фильмы. Ребенок может управлять виртуальными системами с помощью интерактивной доски, исследовать их поведение, получая адекватное представление о взаимосвязях различных элементов этой системы. Но все эти знания виртуальны. Они приходят со страниц учебников или экрана компьютера, в который они попадают с мобильных носителей информации или по каналам связи.
Предметы естественно-научного цикла чаще всего используют демонстрационный эксперимент и лабораторные работы. Однако зачастую приборы, которые составляют основу фонда лабораторного оборудования, обладают высокой погрешностью, и позволяют оценивать результаты эксперимента скорее качественно, чем количественно. Частично решением этой проблемы могут послужить конструкторы LEGO Mindstorms Education NXT. С помощью них реально создавать различные модели, например приборы, которые используются в быту и работают от электричества, солнечную систему, мобильных роботов с датчиком температуры и датчиком для измерения магнитного поля и другие. [1].
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной А. Медведевым (04.02.2010 N Пр-271Д.), современное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого должно быть обеспечено:
- изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем;
- обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. [2]
Таким требованиям отвечает робототехника.
Введение элементов робототехники в школьные предметы позволит заинтересовать учащихся, разнообразить учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать задачи практической направленности. При программирование реального робота можно увидеть законы математики, физики не на страницах тетради или учебника, а в окружающем мире. Использование конструкторов LEGO Mindstorms Education NXT в 5 классе позволяет взглянуть на школьные предметы по-новому. Программирование роботов позволяет без усилий организовать межпредметные связи.
Анализ реальной ситуации
Единое информационное пространство МБОУ «СОШ №20» – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, учителя, ученики и их родители; администраторы, учебно-вспомогательный персонал. Все компьютеры подключены к локальной сети и сети Интернет.
Информационная инфраструктура МБОУ «СОШ №20» на 2014-2015 учебный год, складывается:
Всего - 59 компьютеров, в учебном процессе- 45
Ноутбуков – 5, в учебном процессе -3
Подключены к локальной сети- 37, в учебном процессе- 29Подключены к сети Интернет - 30В МБОУ «СОШ №20» имеются два оборудованных компьютерных класса на 19 компьютеров, для проведения уроков учителями-предметниками по всем образовательным областям школьной учебной программы. Оба кабинета соответствуют требованиям Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.3.2630-10 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
В МБОУ «СОШ №20» внедрён электронный ресурс «1С: ХроноГраф. Школа 3,0, предоставляется государственная услуга электронный журнал «Дневник. ру»
Участники образовательного процесса принимают активное участие в конкурсном движении число участников, победителей и призёров с каждым годом увеличивается, т.к. Интернет-конкурсы представляют для школьников и учителей большой интерес. Учащиеся отмечают, что такого рода конкурсы помогают им усваивать программный материал, развивают логическое мышление. В информационном пространстве школьники формируют свою самооценку в сравнении с другими сверстниками на более высоком уровне.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание условий для личностного развития обучающихся через научно- техническое творчество
Задачи:
- пройти педагогам курсы повышения квалификации по данной теме;
- выявление одаренных детей;
- приобрести базовый набор LEGO Mindstorms Education NXT
-разработать курс «Основы робототехники во внеурочной деятельности», 5 класс
- принимать участие в конкурсах по робототехнике
Сущность проекта состоит в том, чтобы разработать программу курса внеурочной деятельности «Основы робототехники во внеурочной деятельности», 5 класс
Объект: образовательные результаты учеников в области робототехники.
Предмет: процесс внедрения робототехники в школе
Конечный практический результат проекта: успешное внедрение курса внеурочной деятельности «Основы робототехники во внеурочной деятельности», 5 класс
Целевые группы, на которые направлен проект
Проект направлен на учащихся 5 класса. Количественный состав групп 6 человек.
Этапы реализации проекта, основные виды деятельности и планирование их по времени
1-й этап - Подготовительный (январь 2015. – август 2015г.) На первом этапе планируется
- выявить учащихся, желающих заниматься «Основы робототехники во внеурочной деятельности»
-осуществить поиск необходимой информации,
-пройти курсы повышения квалификации,
-приобрести базовый набор LEGO Mindstorms Education NXT
- разработать программу внеурочной деятельности,
-выбрать технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники.
-разработать комплекс уроков и методических материалов
2-й этап - Реализация проекта (сентябрь 2015г. – май 2017г.)На втором этапе
– внедрение и апробирование курса внеурочной деятельности «Основы робототехники во внеурочной деятельности».
- подготовка и участие в конкурсах по робототехнике различного уровня.
3-й этап - Итоговый/Аналитический этап (июнь 2017г. – декабрь 2017г.)На третьем этапе
- планируется проведение динамики успехов обучающихся,
-обобщение опыта,
-информирование общественности о результатах Критерии и способы оценки эффективности проектаОсновными критериями для оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
Количество учащихся, желающих заниматься основами робототехники
Количество участвующих в конкурсах по робототехнике различного уровня.
Повышение мотивации учения
Ожидаемые результатыВ результате реализации проекта планируются следующие результаты:
Повышение уровня ИКТ компетентности обучающихсяРезультаты участия в олимпиадах и конкурсах по робототехнике.
Факторы рискаРиски Пути минимизации рисков
1. Возможная неготовность и незаинтересованность родителей и учеников Проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов для учителей
2. Нехватка денежных средств для реализации проекта Реклама на сайте, привлечение спонсоров
План мероприятий по развитию робототехники
№ Мероприятие Ответственный Срок
1 Создание рабочей группы по внедрению курса Основы робототехники во внеурочной деятельности Иванова Н.С. Январь, 2015
2 Выявление учащихся, желающих заниматься робототехникой Карпова С.Н. Февраль, 2015
3 Обучение педагогов внедряющих робототехнику в образовательный процесс Карпова С.Н. Январь- март, 2015
4 Дистанционное обучение педагогов Сергеева Е.В. В течение года
5 Приобретение базового набора LEGO Mindstorms Education NXT (3 шт.) Иванова Н.С. Январь- август, 2015
6 Приобретение ноутбуков (3 шт) Иванова Н.С., Январь- август, 2015
7 Разработка курса внеурочной деятельности Карпова С.Н., Никифорова Т.А. Апрель, 2015
8 Выбор технологий, средств и методов обучения Карпова С.Н.
Никифорова Т.А. Март, 2015
9 Создание учебно- методических материалов Никифорова Т.А Май- июнь, 2015
10 Родительское собрание для родителей Иванова Н.С. Апрель, 2015
11 Проведение занятий по робототехнике Никифорова Т.А. Сентябрь, 2015- май 2016
12 Проведение открытых занятий с применением робототехники, Никифорова Т.А Сентябрь, 2015- май 2016
13 Создание и наполнение банка методических материалов по использованию робототехники Никифорова Т.А. Сентябрь, 2015- май 2016
14 Участие в конкурса различного уровня Карпова С.Н., Никифорова Т.А Сентябрь, 2015- май 2016
15 Мониторинг оснащенности LEGO Mindstorms Education NXT- Никифорова Т.А. Декабрь, 2015
16 Обновление базы данных одаренных детей Карпова С.Н. 1 раз в четверть
17 Анализ эффективности внедрения и использования робототехники Карпова С.Н. Май,
Литература
1. Петраков О.В., Ракитин Р.Ю. Особенности изучения робототехники в школе. — URL: http://robot.uni-altai.ru/metodichka/publikacii/osobennosti-izucheniya-robototehniki-v-shkole (дата обращения: 01.03.2014)
2. "Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271)
3. Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров. 11.04.2011. // Государственные вести (GOSNEWS.ru). – URL: http://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (дата обращения: 01.03.2014)
4. Материалы авторской мастерской Л.П. Босовой [Электронный ресурс]. - http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009