Элективный курс по литературе на тему Начальный курс истории театрального искусства

ДОНЕЦКАЯ ПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 122









НАЧАЛЬНЫЙ КУРС
ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для гимназий, школ эстетического и художественного профиля




СОСТАВИТЕЛЬ
Кирильчук Людмила Владимировна,
учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры






Донецк, 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой изучения «Начального курса истории театрального искусства» является развитие навыков восприятия театрального искусства в целом, создание базы для ориентации обучаемых в мире современных профессий, ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих творческим профессиям, поддержание мотивации к гуманитарному профилю.
Актуальность темы программы заключается в том, что все этапы развития человечества пронизаны театрализацией поведения. Синкретизм Древнего мира слагается из обрядовой театрализации. Средние века -- из церковной и светской театральности. Новое и Новейшее время – форма организации жизни и воспитания общества – часть театрального мира. Театральное поведение при этом часто выступает на сцене и в драме как важнейший предмет изображения.
В ряде произведений стержневыми становятся эпизоды, где действие происходит при активном участии широкого круга людей, так сказать, "на миру", что способствует зарождению профессионального театрального искусства. Развитие театрального искусства очень динамично и влияние его на развитие творческих способностей обучаемых бесспорно. От незаметной и игрищной формы существования на первых ступенях развития до мощного стимулятора познавательной, профессиональной деятельности обучаемого.
Цель программы – создание мотивации к изучению профильных предметов у обучаемых, раскрытие возможностей театра и театрального искусства в воспитательном процессе.
Задачи программы :
Реализация обучаемым интереса к учебному предмету.
Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.
Создание базы для ориентации обучаемых в мире современных профессий.
Поддерживание мотивации к гуманитарному профилю.
5. Ознакомление с основными понятиями, жанровой спецификой, особенностями художественного языка с образным богатством мира театра
6. Определение значения театральности как искусства самовыражения
7. Изучение возможных направлений профессиональной деятельности актера, режиссера, то есть всеми теми формами художественного без представления, о каком дальнейшем изучении непосредственно истории искусств было бы малоэффективным.
Театральное искусство рассматривается программой в нескольких аспектах:
как зрелище; как система сформированных педагогических приемов, методов, технологий (театральная дидактика), которые предназначены для подготовки специалистов, способных создавать зрелище;
как педагогическое средство развития личности специалистов, в состав профессиональной компетентности которых входят слово, жест, движение, действие;
как педагогическая технология развития и коррекции психологических и социальных функций личности.
Данная программа рассматривает театр как зрелище, опираясь на чувственно-эмоциональную сферу обучаемого, способное формировать его духовный мир; морально-этические, эстетические, мировоззренческие представления и развивать психические функции, которые будут способствовать творческой реализации личности в общественной жизни.
Программа состоит из 5 частей, при этом каждая часть имеет несколько тематических подразделений, которые, в свою очередь, включают перечень тем и определение формы занятий.
Преподавание материала курса предполагает постепенное осложнение и увеличение объема информации от класса к классу и требует от учеников растущей познавательной и эмоциональной активности.
Последовательное изучение "Начального курса истории театрального искусства" начинается с 7 класса, продолжается и в 8, 9, 10 и заканчивается в 11 классе. Теоретический материал опирается на изучаемый материал по литературе и истории из предыдущих классов и текущих т ем.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА
"НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА"

При преподавании предмета "Начальный курс истории театрального искусства" необходимо считаться с такими взаимосвязанными аспектами:
учебный - формирование замкнутой системы знаний от науки о театральном искусстве, включая синтез искусств,
развивающий - всестороннее гармоничное развитие личности обучаемого, развитие видения национального в контексте всемирного,
воспитательный - формирование культуры чувств, мировоззрения и морально-эстетического идеала;
Цель данного курса - предоставить обучаемому возможность почувствовать живую связь с историей искусств, сориентироваться в многоплановых процессах развития современного искусства. Курс направлен на развитие познавательной и эмоциональной активности обучаемых, особенно на развитие творческих способностей, и в комплексе с другими учебными дисциплинами призванный стимулировать поиски собственного творческого пути. Отсюда появляются главные учебные задачи:
развитие художественного восприятия обучаемых (через навыки созерцания и анализа особенностей художественного образа, авторского стиля, эпохи в разных направлениях);
формирование личного отношения к разноплановым произведениям искусства;
формирование целостного представления о развитии театрального искусства;
открытие взаимосвязей истории искусств с теорией театрального искусства, с разными учебными предметами в художественной и общеобразовательной школе.
Предложенная своеобразная методика преподавания предопределена, главным образом, четко определенными целями и задачами данного курса. Целеустремленному развитию творческих способностей и познавательной активности больше отвечают, по мнению составителя, развивающая и проблемная учеба. Но с целью повышения эффективности изучения предмета желательно использовать интерактивные формы обучения. Предусматривается, что знания, добытые при изучении данного курса, в будущем будут дополняться на следующем этапе художественного образования или самостоятельно

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Согласно Типичным учебным планам начальных специализированных художественных учебных заведений Украины, утвержденным приказом Министерства культуры и туризма Украины от 18.07.2006 № 570/0/16-06, обучение по предмету "Начальный курс истории театрального искусства" проводится в течение 5 лет: с 7 по 11 классы (срок обучения - 5 лет). На изучение предмета отводится 1 час на неделю, на весь курс предусмотрено 175 учебных часов и 5 часов резервных
Структура курса сформирована по принципу: каждый следующий год изучения предмета - это определенный уровень комплекса знаний и умений, со своими заданиями и необходимый для перехода на высший уровень.
Каждый класс имеет свою общую тему, которая создает систему заданий, способствует осознанной учебе обучаемых и творческому планированию
Седьмой класс (первый год обучения) знакомит учеников с понятиями "театр", "актер", "зритель", "античная драма", рассматриваются личные признаки разных видов театра, закладываются основы эстетического мышления, умения наблюдать, сравнивать, делать собственные выводы.
Восьмой класс (второй год обучения) состоит из четырех разделов, тематически продолжает седьмой класс и знакомит обучаемых с театральным пространством, участниками театральных представлений, а также античным театром. Обучаемые в ролевых играх исполняют разные роли, учатся быть соавторами и участниками театральных представлений, предпринимают первые шаги в практике ораторского мастерства.
В девятом классе (третий год обучения) углубляется изучение истории театрального искусства. Данная часть программы состоит из двух разделов и охватывает период Средневековья и Возрождения. Ученики знакомятся с такими понятиями: "миракль", "мистерия", "моралите", "фарс", "комедия дель-арте", "пастораль", а также с особенностями театра Шекспира, профессиональными театрами Испании, Германии и выдающимися драматургами
В десятом классе (четвертый год обучения) изучается театральное искусство Нового времени. Обучаемые знакомятся с особенностями классической драмы Франции, Англии, Италии, Германии, Испании, учатся выделять особенности просветительского театра и особенности национальных театральных школ. Большое внимание уделяется театральному искусству России. Углубляется умение наблюдать, сравнивать и анализировать драматические произведения известных драматургов, выражать собственное мнение.
В одиннадцатом классе (пятый год обучения) ученики знакомятся с театром Новейшего времени, обращается внимание на развитие русского и украинского театра модерн и постмодерн, а также проводится анализ интерпретации классического текста в современном театре, обращается внимание на разновидности современных театров
Тематический план базируется на глубоком знании преподавателем художественно - исполнительских способностей детей, уровня их общего развития, черт характера.
Главной предпосылкой групповых планов из каждого класса в течение всей учебы в заведении есть постепенное целеустремленное и обоснованное осложнение программы не только совершенствованием теоретического материала, приобретения приемов и навыков, но и расширения мировоззрения, воспитания эстетического вкуса, возможности самоутверждения и самовыражения обучаемых, воспитания гармонично развитого человека.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Смешанная структура курса нуждается в особенной организации учебно-воспитательного процесса. Кроме обычных организационных моментов, таких как:
обеспечение каждого урока необходимым набором иллюстраций, слайдов, схем, средств мультимедийности;
подготовка преподавателя к урокам (проработка учебно-методической литературы);
консультация учеников относительно выбора темы творческой работы (исследования, реферата, доклада и т.п.), подбора необходимой учебно-методической литературы;
ведение урока в форме беседы с учениками;
опрос учеников, проведения других контрольных мероприятий
В то же время необходимо предусмотреть и такие моменты:
обеспечение возможности еще раз вернуться к уже изученному материалу (наличие опорных конспектов важнейших тем, собрание иллюстрированного материала ключевых эпох, постоянный доступ к ним);
широкое использование опорных слов при проведении контрольных мероприятий, поскольку важен конечный результат, а не то, сколько раз конкретному ученику понадобится воспользоваться "опорой", пока он хорошо усвоит материал;
подбор литературы и фрагментов первоисточников;
подключение учеников к составлению вопросов контрольных занятий, поскольку это способствует лучшему усвоению учебного материала;
постоянное подчеркивание связей между темами и разделами;
ознакомление с работами ведущих искусствоведов;
внимательное отношение к подбору материалов из всемирной истории искусства с целью заинтересовать ученика;
побуждать учеников к реализации их творческих планов.
Успешное изучение курса возможно лишь при условии надлежащего усвоения предметов основного цикла Типового учебного плана; посещения театров, встреч с деятелями театрального искусства

ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Рекомендации относительно организации и проведения контрольных занятий
Успешное изучение курса невозможно без контроля роста уровня знаний обучаемых и формирования у них практических навыков.
Основными видами контроля при изучении предмета «Начальный курс истории театрального искусства» должны быть тематическое оценивание и семестровое оценивание.
Количество тематических отметок не регламентировано, а сроки их выполнения имеют рекомендательный характер и могут определяться отделом или педагогическим советом учебного заведения
Количество отмеченных в Ориентированном тематическом плане семестровых оцениваний - 10 (по 2 семестровых оценивание на год в течение пяти лет изучения предмета) является рекомендательным.
Формы контроля могут быть разнообразными:
устный или письменный опрос;
беседа;
викторина;
тестирование (устное или письменное);
доклад,
реферат,
участие в олимпиадах, конкурсах.
Во время проведения контроля необходимо избегать стрессовой ситуации для обучаемого и перевести весь процесс на интересное (участие самих учеников в подготовке вопросов к контрольным занятиям, спокойную (возможность использования опорных слов) работу по упорядочиванию знаний.
В конечном результате главным является духовное развитие взрослого человека во время изучении предмета "Начальный курс истории театрального искусства".
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ
С 2015 года оценивание учебных достижений обучаемых осуществляется по пятибалльной шкале, на основании Приказа МОН ДНР от 20.01.2015 № 13 "О переходе на 5-бальную шкалу оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования "

Уровни знаний
Баллы
Общие критерии оценки учебных достижений учащихся

I. Начальный
2
Ученик владеет незначительной частью тематического материала из курса истории искусств, демонстрирует недостаточно сформированный уровень восприятия художественных произведений, обнаруживает недостаточно сформированные умения анализировать и интерпретировать культурно-художественные явления, владеет незначительной частью специальной терминологии; словарный запас в основном дает возможность изложить мысль на элементарном уровне.

II. Средний
3
Ученик владеет знаниями и умениями, которые дают возможность анализировать, интерпретировать отдельные культурно-художественные явления, недостаточно умеет воспринимать, интерпретировать художественные произведения, которые нуждаются в абстрактном мышлении; обнаруживает недостаточные знания специальной терминологии; словарный запас небогат.

III. Достаточный
4
Ученик умеет воспринимать и интерпретировать художественно-культурные явления, достаточно полно характеризует художественно-образное содержание художественных произведений, но демонстрирует стандартное мышление, ему недостает собственных выводов, ассоциаций, обобщений, не всегда умеет соединить своеобразие художественных образов и жизненных явлений; не всегда владеет специальной терминологией во время анализа и интерпретации культурно-художественных явлений.

IV. Высокий
5
Ученик владеет тематическим материалом из курса истории искусств в пределах программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых интегрированных художественно-творческих заданиях, обнаруживает знание специальной терминологии, ее осознание и прочность, умение систематизировать, обобщать, анализировать, интерпретировать культурно-художественные явления в их взаимосвязях, ассоциировать их с жизненными явлениями.

Итоговое оценивание осуществляется в конце четверти (7,8,9 классы) семестра (10, 11 классы ) и учебного года.
Итоговая оценка за четверть, семестр является средним арифметическим текущих и контрольных отметок. Годовая отметка выставляется на основании четвертных и семестровых
КЛАСС 7 (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

РАЗДЕЛ 1 ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ТЕАТРА.
ПОНЯТИЕ О ВИДАХ, ЖАНРАХ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ЯЗЫК ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема 1 Что такое театр
Тип урока: Изучения нового материала. Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 2 Театр как вид искусства
Тип урока: Изучения нового материала. Лекция
Количество часов – 1

Тема 3 Театр в нашей жизни. Зачем мы просматриваем представления. Нужно или нет ходить к театру?
Тип урока: Комбинированный урок. Виртуальная экскурсия в Донецкий театр оперы и балета, драматический театр.
Количество часов - 1

Тема 4 Актер и зритель
Тип урока: Комбинированный. Экскурсия: по теме (Посещения театра эстрады "Аленушка")
Количество часов - 1

Тема 5 История театра. Главные отличительные черты театрального искусства
Тип урока: Изучения нового материала. Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 6 Античная драма
Тип урока: Изучения нового материала. Урок-игра
Количество часов – 1

Тема 7 Литургия
Тип урока: Изучения нового материала. Использование материалов мультимедиа
Количество часов - 1

Тема 8 Народные традиции у истоков театрального действа
Тип урока: Комбинированный. Урок с элементами ролевой игры
Количество часов - 1


Тема 9 Пасхальный ритуал и обрядовые праздники - первичная форма театра
Тип урока: Изучения нового материала. Урок-театрализация
Количество часов - 1

Тема 10 Особенности диалога в театральном действе
Тип урока: повторения и обобщения изученного Урок-концерт
Количество часов – 1

Тема 11 Евангельские притчи - тема для театрального действа
Тип урока: Изучения нового материала. Урок-притча
Количество часов - 1

РАЗДЕЛ 2 ТЕАТР И ЕГО ВИДЫ. ВНУТРЕННИЙ МИР ТЕАТРА

Тема 12. Виды театра. Драматический. Особенности драматического театра
Тип урока Комбинированный. Беседа с элементами театрального представления учениками старших классов
Количество часов - 1

Тема 13 Оперный театр. Черты сходства и отличия
Тип урока Комбинированный: виртуальная экскурсия по теме с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 14 Мюзикл
Тип урока Комбинированный. Виртуальная экскурсия по теме с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 15 Балет
Тип урока Комбинированный. Виртуальная экскурсия по теме с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 16 Театр-кабаре.
Тип урока Комбинированный. Мультимедийный урок
Количество часов - 1

Тема 17 Пантомима
Тип урока Комбинированный. Урок-театрализация
Количество часов –
Тема 18 Оперетта
Тип урока Комбинированный. Мультимедийный урок
Количество часов - 1

Тема 19 Детский театр
Тип урока Изучения нового материала. Урок-спектакль
Количество часов - 1

Тема 20 Кукольный театр
Тип урока Комбинированный: Беседа о Донецком кукольном театре
Количество часов - 1

Тема 21 Театр поэзии
Тип урока Комбинированный: Урок-инсценировка
Количество часов – 1

Тема 22 Театр танца
Тип урока Получения новых знаний. Урок-игра
Количество часов – 1

Тема 23 Театр теней
Тип урока Комбинированный. Лекция с элементами театрализации
Количество часов - 1

Тема 24 Театр животных
Тип урока Получения новых знаний.: Лекция с элементами инсценировки
Количество часов - 1

Тема 25 Театр абсурда
Тип урока Получения новых знаний: Виртуальная экскурсия в театр абсурда
Количество часов - 1

Тема 26 Театр пародии
Тип урока Комбинированный. Мультимедийный урок с элементами театрализации
Количество часов - 1

Тема 27 Театр песен
Тип урока Применения полученных знаний Урок-концерт
Количество часов

Тема 28 Театр эстрады
Тип урока Повторения и обобщения знаний Урок-концерт
Количество часов - 1

Тема 29 Театр одного актера
Тип урока Получения новых знаний Мультимедийный урок (по фрагменту Е.Гришковца «Поход в школу»)
Количество часов - 1

Тема 30 Уличный театр
Тип урока Новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 1

Тема 31 Театр инвалидов
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа (Фрагменты из жизни Ника Вуйчича)
Количество часов - 1

Тема 32 Международные фестивали театрального искусства
Тип урока Лекция по элементам беседы : за темой с демонстрацией слайдов и видеофильма
Количество часов - 2

Тема 34 Я и театр
Тип урока Повторения и обобщения изученного Беседа: по теме с демонстрацией слайдов и видеофильма
Количество часов


КЛАСС 8 (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
РАЗДЕЛ 3 ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Тема 1 Зрелищные учреждения.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 2 Здание театра
Тип урока Применение полученных знаний Урок-представление: по теме с демонстрацией фотоальбомов
Количество часов - 1

Тема 3 Театральное пространство: комната, Мир, Вселенная
Тип урока Получения новых знаний Виртуальная экскурсия
Количество часов - 1
Тема 4 Сцена
Тип урока Получения новых знаний Урок –моделирование с элементами мультимедийной презентации
Количество часов - 1

Тема 5 Декорации
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление: по теме с демонстрацией фотоальбомов
Количество часов – 1

Тема 6 Индивидуальный творческий стиль художника-декоратора.
Тип урока Применения полученных знаний Урок-представление: авторских стилизаций по теме
Количество часов - 1

Тема 7 Театральный костюм: его функция, символика традиционной культуры и цвета.
Тип урока Применения полученных знаний Урок-практикум – создание авторской коллекции костюмов данной эпохи (групповая работа )
Количество часов - 1

Тема 8 Световые эффекты, шумы на сцене.
Тип урок Получения новых знаний. Мультимедийный урок
Количество часов - 1

РАЗДЕЛ 4 УЧАСТНИКИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ

Тема 9 Режиссер и его функции.
Тип урока Получения новых знаний Беседа: по теме темой и встреча со студентом режиссерского факультета
Количество часов –1

Тема 10 Актер и артист. Амплуа.
Тип урока Получения новых знаний Урок -состязание
Количество часов - 1

Тема 11 Художники.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 1

Тема 12 Балетмейстеры.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы по теме с демонстрацией слайдов
Количество часов - 1

Тема 13 Композиторы.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа и прослушивания фрагментов произведений
Количество часов - 1

Тема 14 Гримеры.
Тип урока Получения нового материала Урок-практикум (мастер-класс по гриму)
Количество часов - 1

Тема 15 Осветители.
Тип урока Получения новых знаний Виртуальная экскурсия
Количество часов – 1

Тема 16 Суфлеры.
Тип урока Получения новых знаний Анализ грузинского короткометражного фильма о первой любви «Суфлер»
Количество часов - 1

Тема 17 Конферансье.
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление
Количество часов - 1

РАЗДЕЛ 5 ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Тема 18 Роль театра в жизни древних греков.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 19 Театральное здание в классической Греции. Театр в Эпидавре
Тип урока Повторение и обобщения изученного
Количество часов - 1

Тема 20 Культ Диониса и театральное действо
Тип урока Повторение и обобщение изученного Беседа по теме урока с элементами мультимедийного показа
Количество часов – 1

Тема 21 Актеры и хор.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы и мультимедийного показа
Количество часов - 1

Тема 22 Маски греческого театра . Роль хора в греческом театре.
Тип урока Применения полученных знаний Урок –практику (изготовление масок) Урок-театрализация
Количество часов - 1

Тема 23 Древнегреческая трагедия
Тип урока Применения полученных знаний Урок-театральное состязание
Количество часов - 1

Тема 24 Эсхил в становлении и развитии театрального искусства. Мировое значение древнегреческого театра.
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов - 1

Тема 25 Софокл в становлении и развитии театрального искусства. Мировое значение древнегреческого театра.
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов - 1

Тема 26 Еврипид в становлении и развитии театрального искусства. Мировое значение древнегреческого театра.
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов –

Тема 27 Древнегреческая комедия
Тип урока Получения новых знаний Урок-театрализация
Количество часов - 1


Тема 28 Аристофан в становлении и развитии театрального искусства. Мировое значение древнегреческого театра.
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление
Количество часов - 1


РАЗДЕЛ 6 ТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА
Тема 29 Древнеримский театр и его особенности.
Тип урока Получения новых знаний Мультимедийный урок
Количество часов - 1

Тема 30 Статус актера в древнеримском обществе. Представления для плебеев в Колизее.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами эвристической беседы
Количество часов - 1

Тема 31 Тіт Макцій Плавт - основатель европейской комедии Нового времени.
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов –

Тема 32 Уничтожения принципов гуманизма в гладиаторских ристаліщах.
Тип урока Применения полученных знаний Урок-размышление
Количество часов - 1

Тема 33 Октавиан Август и его роль в возрождении жанра трагедии.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы : по теме с демонстрацией DVD- фильма
Количество часов - 1

Тема 34 Итоговый урок
Тип урока Обобщения и систематизации знаний Контрольный тесты, индивидуальные опросы
Количество часов – 1


КЛАСС 9 (ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

РАЗДЕЛ 7 ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Тема 1 Средневековый театр Западной Европы. Актеры и жонглеры (Франция), шпильманы (Германия), скоморохов (Россия).
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 2 Актеры и жонглеры (Франция)
Тип урока Получения новых знаний Виртуальная экскурсия в Средневековую Францию
Количество часов - 1

Тема 3 Шпильманы (Германия)
Тип урока Получения новых знаний Мультимедийный урок
Количество часов - 1

Тема 4 Скоморохи (Россия).
Тип урока Получения новых знаний Урок-театрализация
Количество часов - 1

Тема 5 Первая форма религиозного театра : литургийная драма, полулітургійна драма.
Тип урока Комбинированный Беседа с элементами показа материалов DVD- фильма и прослушиванием музыкальных записей
Количество часов –

Тема 6 Миракль, мистерия.
Тип урока Комбинированный. Лекция с элементами беседы и мультимедийного показа
Количество часов - 1

Тема 7 Моралите.
Тип урока Комбинированный: Лекция с элементами художественного чтения
Количество часов - 1

Тема 8 Фарс
Тип урока Комбинированный. Лекция с элементами театрализации
Количество часов - 1

Тема 9 Игры
Тип урока Комбинированный. Урок-игра
Количество часов - 1

Тема 10 Сюжеты к театральным представлениям.
Тип урока Комбинированный. Беседа по теме с элементами художественного чтения
Количество часов - 1

Тема 11 Синтез церковных и светских форм театра.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов –

Тема 12 Театр Востока
Тип урока Получения новых знаний Виртуальная экскурсия
Количество часов - 2

Тема 13 Театр Африки
Тип урока Получения новых знаний Виртуальная экскурсия
Количество часов - 2

Тема 14 Театр аборигенов Америки Театр индейцев майя
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 2

Тема 15 Театр аборигенов Америки Театр инков
Тип урока Комбинированный Виртуальная экскурсия
Количество часов - 2

Тема 16 Театр России
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 2

РАЗДЕЛ 8 ТЕАТР ВРЕМЕНИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Тема 17 Театральное искусство времени Возрождения.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 18 Комедия дель-арте - комедия масок
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами театрализации
Количество часов –

Тема 19 Комедия дель-арте - пантомима и мелодрама
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами театрализации
Количество часов - 1

Тема 20 Панталоне, Бригелла, Арлекин и Доктор в неаполитанской комедии масок
Тип урока Обобщения и систематизации знаний Урок-театрализация
Количество часов -

Тема 21 Научная комедия
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 22 Пастораль
Тип урока Получения новых знаний Виртуальная экскурсия
Количество часов - 1

Тема 23 Ариосто - выдающийся комедиограф итальянского Возрождения
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление
Количество часов – 1

Тема 24 Пасторальная драма в Италии XVI века
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 25 Барокковая итальянская драма
Тип урока Комбинированный. Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 1

Тема 26 Итальянская драма в стиле рококо.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами мультимедийной презентации
Количество часов

Тема 27 Вильям Шекспир и развитие английского театра.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 28 Театр Шекспира
Тип урока Применения полученных знаний Беседа: по теме
Количество часов – 1

Тема 29 Профессиональный театр Испании эпохи Возрождения.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 2

Тема 30. Лопе где Вега.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 31 Немецкий театр Возрождения.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами беседы
Количество часов --- 2

Тема 32 Ганс Сакс
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление
Количество часов - 1

Тема 33 Драма в период перехода от эпохи Возрождения к классицизму
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1


Тема 34 Теоретические основы драмы эпохи классицизма (Поэтика Аристотеля)
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов –


КЛАСС 10 (ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
РАЗДЕЛ 9 ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ
Тема 1 Театральное искусство XVII – 2 пол. XVIII века.
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 2 Классическая драма и ее особенности.
Тип урока Получения новых знаний Лекция по элементам беседы
Количество часов - 1

Тема 3 Франсуа д'Обиньяк и основные принципы стиля классического театра, единство места, времени, действа.
Тип урока Комбинированный Беседа: по теме с демонстрацией DVD- фильма
Количество часов - 1
Тема 4 Французская драматургия и ее особенности .
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 5 Драматургия Корнеля и Расина.
Тип урока Комбинированный - Лекция по элементам театрализации
Количество часов - 1

Тема 6 Жан Батист Мольер - творец комедии.
Тип урока Комбинированный Лекция по элементам анализа текста
Количество часов –

Тема 7 Вольтерровский классицизм.
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 8. Английский классический стиль
Тип урока Комбинированный – Урок-размышление
Количество часов - 1

Тема 9 Итальянская классическая драма.
Тип урока Получения новых знаний Урок –сопоставление
Количество часов - 1

Тема 10 Немецкая классическая драма. (Готтшед)
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами эвристической беседы
Количество часов - 1
Тема 11 Театральная техника
Тип урока Получения новых знаний Мультимедийный урок
Количество часов - 1

Тема 12 Театр барокко. Маньеризм. Джон Вебстер, Джон Форд, Тирсо де Молина.
Тип урока Комбинированный - Беседа с элементами анализа текстов
Количество часов - 1

Тема 13 Пьедро Кальдерон де ла Барка.
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление
Количество часов –

РАЗДЕЛ 10 ТЕАТР ПРОСВЕЩЕНИЯ И РОМАНТИЗМА

Тема 14 Театр времени Просвещения .
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 15 Драматурги времени Просветительства. Жан Жак Руссо, Дени Дидро
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами анализа текстов
Количество часов - 1


Тема 16 Сценические реформы в немецком и итальянском театре: Фридрих Людвиг Шредер и Карло Гольдони, Карло Гоцци.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 17 Выдающиеся драматурги немецкого просветительского театра: И.В.Гете
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов - 1

Тема 18 Выдающиеся драматурги германского просветительского театра :И..Шиллер.
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов - 1

Тема 19 Начала репертуара русского театра.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами анализа текста
Количество часов - 1

Тема 20 Театр при Петре I
Тип урока Комбинированный. Лекция с элементами виртуальной экскурсии
Количество часов –

Тема 21 Сумароков - первый профессиональный драматург
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Беседа: за темой
Количество часов - 1

Тема 22 Фонвизин - выдающийся представитель среднепоместной драматургии
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов - 1
Тема 23 Драматургия Островского Н.А.
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов - 1

Тема 24 Драматургия А. Грибоедова
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами театрализации
Количество часов - 1

Тема 25 Театр эпохи романтизма.
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 26 Синкретизм драматических жанров эпохи романтизма
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 27 Драма судьбы, романтичная драма.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 28 Генрих фон Клейст.
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление
Количество часов - 1

Тема 29 Е.Теодор Амадей Гофман.
Тип урока Получения новых знаний Урок-представление
Количество часов - 1

Тема 30 Театр "Комеди Франсез". В.Гюго.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами театрализации
Количество часов –
Тема 31 В.Гюго - драматург
Тип урока Комбинированный Урок-презентация
Количество часов - 1

Тема 32 От романтизма к натурализму. Г.Ибсен, Эмиль Золя, Г.Гауптман, А.Стриндберг, М. Метерлинк, Ромен Ролан.
Тип урока Получения новых знаний Урок –концерт
Количество часов - 2

Тема 33 Театр Сары Бернар.
Тип урока Комбинированный Урок-презентация
Количество часов – 1


КЛАСС 11 (ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
РАЗДЕЛ 11 ТЕАТР НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Тема 1 Зарождение авангарда в театральном искусстве. Футуризм Филиппо Томмазо Маринетти.
Тип урока Получения новых знаний Урок-презентация
Количество часов - 1

Тема 2 Футуризм в театральном искусстве Филиппо Томмазо Маринетти.
Тип урока Получения новых знаний Урок-конференция
Количество часов - 1

Тема 3 Экспрессионизм в театральном искусстве Германии и Австрии.
Тип урока Получения новых знаний Урок-семинар
Количество часов - 1
Тема 4 Дадаизм в театральном искусстве.
Тип урока Получения новых знаний Урок-семинар
Количество часов - 1

Тема 5 Бертольд Брехт и театр абсурда
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами анализа текста
Количество часов - 1

Тема 6 Европейский театр II половины XIX - XX в... Англия
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 7 Европейский театр II половины XIX - XX в... Германии
Тип урока Получения новых знаний Урок-семинар
Количество часов –

Тема 8 Европейский театр II половины XIX - XX в... Ирландия
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 9 Европейский театр II половины XIX - XX в... Испания
Тип урока Получения новых знаний Урок-семинар
Количество часов - 1

Тема 10 Европейский театр II половины XIX - XX в... Италия
Тип урока Комбинированный Урок-диспут
Количество часов - 1

Тема 11 Европейский театр II половины XIX - XX в... Скандинавия.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами анализа текста
Количество часов - 1
Тема 12 Театральное искусство США.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 1

Тема 13 Театр Восточной Европы.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов – 1

Тема 14 Театр Востока.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами театрализации
Количество часов - 1

РАЗДЕЛ 12 РУССКИЙ И УКРАИНСКИЙ ТЕАТРЫ
НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Тема 15. От крепостного к русскому профессиональному театру.
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами театрализации
Количество часов - 1

Тема 16 Царствования Елизаветы Петровны
Русский театр XVIII в... Ф.Волков. О.П.Сумароков. Крепостной театр Шереметьєва.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 1

Тема 17 Театр России и Екатерина II
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами театрализации
Количество часов - 1

Тема 18 . Крепостной театр. Театр Шереметьева.
Тип урока Комбинированный Лекция по элементам виртуальной экскурсии
Количество часов –

Тема 19. Общественное положение актера домашнего театра. Михаил Щепкин.
Тип урока Получения новых знаний Беседа: по теме с демонстрацией DVD- фильма
Количество часов - 1

Тема 20 Театральная школа Н.А.Островского. М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, В.А.Каратыгин.
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами виртуальной экскурсии
Количество часов - 1

Тема 21 Императорский театр Петербурга
Тип урока Комбинированный Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 22 Московский художественный академический театр К.С.Станиславского .
Тип урока Комбинированный Урок-семинар
Количество часов - 1

Тема 23 Московский художественный академический театр Немирович-Данченко
Тип урока Комбинированный Урок-семинар
Количество часов –

Тема 24 Статус классики в современном театре
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 25 Театр как искусство интерпретации классического текста (Шекспир, Чехов и др.) на современной сцене. Лев Додин, Е.Някрощюс, Кама Гинкас, Петр Фоменко и его школа. Кирилл Серебренников, Дмитрий Черняков и др.
Тип урока Комбинированный Урок-семинар
Количество часов - 1

Тема 26 Я-высказывание в современном театре. Евгений Гришковец и школа "нового сентиментализма"
Тип урока Получения новых знаний Мультимедийный урок
Количество часов - 1

Тема 27 Контркультурная эстетика "новой русской драмы"
Тип урока Получения новых знаний Лекция
Количество часов - 1

Тема 28 Маски и куклы в современном театре. Театр кукол Резо Габриадзе
Тип урока Усвоения новых знаний Лекция с элементами беседы
Количество часов - 1

Тема 29 Театр и клоунада
Тип урока Усвоения новых знаний Урок - театрализация
Количество часов - 1


Тема 30 Phizikal thetre и театр предметов. "Говорящие" тела и "живые" вещи. Пластика и арт- объекты как основа представления.
Тип урока Получение новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов –

Тема 31 Театр нетеатрального пространства. Театр и уличные представления. Перфомансы
Тип урока Получения новых знаний Лекция с элементами мультимедийного показа
Количество часов - 1


Тема 32 Театр и медиа
Тип урока Получения новых знаний Урок-размышление
Количество часов - 1

Тема 33 Формирования украинского национального театра. Украинский политический театр абсурда
Тип урока Обобщение и систематизация изученного Урок-размышление
Количество часов - 2

Тема 34 Становление театра Донецкой народной республики
Тип урока Обобщение и систематизация изученного Урок-семинар
Количество часов – 1

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
При ознакомлении с содержанием учебного материала обучаемые должны знать:
основные терминологические понятия относительно года учебы;
свободно ориентироваться в видах, жанрах, стилях, направлениях театрального искусства;
знать основные этапы развития театрального искусства и их главные признаки;
свободно ориентироваться в изученных эпохах и стилях;
понимать истоки новых художественных явлений в предыдущих эпохах, стилях и направлениях;
знать особенности культуры и искусства самых выдающихся актеров и режиссеров различных стран, историю искусств которых изучали в течение учебного года;
знать основы синтеза искусств;
об особенностях синтеза в искусстве разных эпох и стран;
осознавать связь театрального искусства с другими видами искусства
применять полученные знания при характеристике реалистичных традиций как в зарубежном, так и в отечественном театральном искусстве;
При ознакомлении с содержанием учебного материала ученики должны уметь:
научиться находить общие черты искусства в конкретных произведениях
уметь анализировать произведение искусства;
научиться логически мыслить;
пользоваться новой специальной терминологией;
уметь выполнять сравнительный анализ;
выполнять анализ синтетического произведения;
сравнивать одну эпоху с другой;
анализировать творчество драматурга;
охарактеризовать развитие русского театрального искусства (11 класс);
БИБЛИОГРАФИЯ
РЕКОМЕНДОВАННАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.
2. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
3. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха Романтизма. М., 1980.
4. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.
5. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.
6. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.
7. Антуан А. Дневники директора театра. М.-Л., 1939.
8. Аристотель. Поэтика. М., 1957.
9. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.
10. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1959.
11. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.
12. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. М., 1994.
13. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М., 1983.
14. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.
15. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
16. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. М., 1987.
17. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973.
18. Бояджиев Г.Н. Мольер. М., 1967.
19. Брехт Б. Об экспериментальном театре. "Малый органон" для театра. –Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5/2. М., 1965.
20. Брук П. Пустое пространство. М., 1976.
21. Бушуева С.К. Полвека итальянского театра. Л., 1978.
22. Бушуева С.К. Итальянсий современный театр. Л., 1983.
23. Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.
24. Вилар Ж. О театральной традиции. М., 1956.
25. Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М., 1959.
26. Гвоздев А.А.. Из истории театра и драмы. Пг., 1923.
27. Гете И.-В. Правила для актеров. О театре и литературе. -- Собр. соч. в 10-ти т. Т. 10. М., 1980.
28. Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976.
29. Гительман Л.И. Русская классика на французской сцене. Л., 1978.
30. Головня В.В., История античного театра М., 1972.
31. Гольдони К. Мемуары. М., 1933.
32. Горович Б. Оперный театр. М., 1984.
33. Дейч А.И. Франсуа-Жозеф Тальма. М., 1973.
34. Державин К.Н. Театр французской революции. Л., 1932.
35. Дидро Д. Парадокс об актере. -- В кн.: Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980*
36. Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.
37. Жуве Л. Мысли о театре. М., 1960.
38. Зингер Г.Р. Элиза Рашель. М., 1980.
39. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979.
40. Золя Э. Натурализм в театре. -- Собр. соч. В 26-ти тт. Т. 26. М., 1966.
41. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
42. История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988.
43. История русского драматического театра. В 7-ми тт. М., 1977-1987.
44. Как всегда -- об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.
45. Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.
46. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.
47. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.
48. Кожик Ф. Дебюро. Л., 1973.
49. Коклен-старший. Искусство актера Л., 1937.
50. Крэг Э.-Г. Воспоминания, статьи, письма. М., 1988.
51. Крэг Э.-Г. Искусство театра. СПб., 1912.
52. Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия. М., 1935.
53. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
54. Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2-х т. М., 1968.
55. Метерлинк М. Сокровище смиренных. -- Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1903
56. Минц Н.В. Эдмунд Кин. М., 1957.
57. Минц Н.В. Дэвид Гаррик и театр его времени. М., 1977.
58. Молодцова М.М. Луиджи Пиранделло. Л., 1982.
59. Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990.
60. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. -- Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М., 1990.
61. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ веков. М., 1974.
62. Образцова А.Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX - ХХ веков. М., 1984.
63. Пави. П. Словарь театра. М., 1991.
64. Паушкин М. Средневековый театр М., 1914.
65. Пинский Л.Е. Шекспир. Л., 1971.
66. Проскурникова Т.Б. Французская антидрама. М., 1968.
67. Ремизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом: Српор о драме в период Первой империи. Л., 1962.
68. Рудницкий К.Л. Режиссер Меейрхольд. М., 1969.
69. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство 1898-1907. М., 1989.
70. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство1908-1917. М., 1990.
71. Рыкова Н.Я. Адриенна Лекуврер. Л., 1967.
72. Сальвини Ч. Томмазо Сальвини. М., 1971.
73. Синьорелли О. Элеонора Дузе. М., 1975.
74. Смирнов Б.А. Театр США ХХ века. Л.,. 1976.
75. Современный зарубежный театр: Сб. статей. М., 1969.
76. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В *-ми т. М., 1954-1961.
77. Стахорский С.В. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала ХХ века. М., 1991.
78. Стрелер Дж. Театр длялюдей. Мысли записапнные, высказанные и осуществленные. М., 1984.
79. Таиров А.Я. О театре, Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма . М., 1970.
80. Тайнен К. На сцене и в кино. М., 1969.
81. Театральная энциклопедия в 5-ти тт. Т. 1-5. Гл. ред. С.С. Мокульский. М., 1961-1967.
82. Титова Г.В. Творческий тетр и театральный конструктивизм. СПб., 1995.
83. Финкельштейн Е.Л. Фредерик-Леметр. Л., 1968.
84. Финкельштейн Е.Л. Картель четырех. М.-Л., 1974.
85. Фукс Г. Революция театра. СПб., 1911.
86. Хрестоматия по истории западноевропейского театра./ Сост. и ред. С.С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.
87. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х т. М., 1986.
88. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западно-европейская драма его времени. М., 1966.
89. Шварц В.С. Йозеф Кайнц. Л., 1972.
90. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.
91. Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.
92. Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. Л., 1991.
93. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы
94. Babbet D. Esthetique generale du Decor de Theatre de 1870 a 1914. Paris, 1965.
95. Cheney Sh. Ihe theaytre& Ihree thousand years of drama, acting and stagecraft. New York, 1936.
96. Zreedley G., Reves J.-A. A history of the theatre. New York, 1947.
97. Gassnet F. Directions in modern theatre and drama. New York, 1965.
98. Kindermann H. Theatergeschichte Europas. Bd. 1-10. Salzburg, 1965- 1974.
99. Moussinac L. Le theatre des origines a nos jours. Paris, 1966.
100. Nicoll A. Ihe development of the theatre. A stundy og the theatrical art from the beginnings to the present day. London, 1948.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЕМЫХ
1. Белинский В. "Гамлет", драма Шекспира.
2. Мочалов в роли Гамлета. В сб.: Белинский о драме и театре. М.-Л., 1948, с.241-251.
3. Гоголь и театр. М.-Л., 1952.
4. Горчаков Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М., 1952.
5. Режиссерские уроки Евг. Б. Вахтангова. М. 1957.
6. Гончаров А. Режиссерские тетради. М., 1980.
7. Голубовский Б. Место работы театр. М., 1975.
8. Завадский Ю. Рождение спектакля. М., 1975.
9. Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1986.
10. Кнебель М. Поэзия педагогики. М., 19&4.
11. Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1986, т. 1, 2.
12. Немирович-Данченко Вл. Театральное наследие. М., 1952.
13. Петров Я. Я буду режиссером. М., 1969.
14. Попов Л. О художественной целостности спектакля. М., 1959.*
15. Пушкин и театр. Драматические произведения, статьи, заметки, письма. М., 1953.
16. Рудницкий К. Вс. Мейерхольд. М., 1981.
17. Русский драматический театр. М., 1976.
18. Станиславский К. Моя жизнь а искусстве. (Любое издание).*
19. Этика. М., 1961.*
20. Таиров А. О театре. М., 1970
21. Товстоногов Г. Зеркало сцены: в 2-х кн. Л., 1984.
22. Чехов М. Литературное наследие. М., 1995, т. 1,2.
23. Эфрос А. Профессия режиссер. (Любое издание).









13PAGE 15


13PAGE 14215