Конспект занятия по внеурочной деятельности Что такое управляющая программа ? к рабочей программе Основы робототехники
Конспект занятия по Робототехнике
«Что такое управляющая программа?»
Автор: Щекотько Е.Г.
Цели занятия:
Образовательные: сформировать умения составлять управляющую программу по схеме, проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели.
Развивающие: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие мелкой моторики.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности работе.
Формируемые УУД:
Личностные: отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.
Познавательные:
Задачи занятия:
1) Собрать модель по технологической карте.
2) Написать для нее программу, загрузить программу.
3) Продемонстрировать вашу модель. То есть модели той команды, которая наиболее точно выполнит поставленную цель.
Форма занятия - групповая (занятие - лабораторная работа)
Виды форм: монолог, диалог, решение задач.
Типы взаимодействия: взаимодействие учащихся и учителя, групповая дискуссия, поисковое взаимодействие.
Вариант использования: объяснение, инструктирование, постановка теоретических задач, постановление практических задач, эксперимент.
Методы обучения: частично – поисковые (поиск решения под руководством учителя).
Оборудование для занятия: компьютер учительский, проектор; конструктор ROBO LT ; ПК с установленной средой программирования ROBO Pro Light.
Данному занятию предшествовал этап начального конструирования и моделирования, включающий в себя: знакомство с простыми соединениями, с простыми механизмами, со средой и основными понятиями программирования, с программно-управляемыми моделями.
Этапы занятия:
1. Постановка задачи (организационный момент; объявление темы, целей, задач; историческая справка).
2. Лабораторная работа ( составление программы; эксперимент).
3. Обобщение
Ход занятия
Время занятия: 40 минут.
Тип учебного занятия: занятие комплексного применения знаний.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Л – личностные
П – познавательные
Р – регулятивные
К – коммуникативные
1. Актуализация знаний. Мотивация
-Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами проведём необычное занятие, на котором нам с вами понадобится наша модель карусели и компьютер.
- Наверное, вы видели разные модели каруселей в парках развлечений. Знаете ли вы, что первая карусель, которая приводилась в движение электромотором, была построена и запущена в городе Бостон в Англии 1 января 1863 года. А в России первая карусель появилась при Петре 1, а Екатерина 2 устраивала своим придворным увлекательное и полезное развлечение. И выглядела она примерно так. ( слайд1).
- Сейчас в парках очень много разных каруселей, которые крутят, бросают, качают своих пассажиров.
- А как вы думаете, кто и что управляет сейчас каруселями в современном мире ? (Человек)
- А как он это делает и с помощью чего?
- Он её крутит и останавливает сам?
- Что её приводит в движение? (электричество)
- А почему карусель может работать в разных режимах ( крутиться быстро, потом медленно, а потом в обратную сторону)?
-Что ей управляет? (программа)
- Молодцы! Вот сегодня на нашем занятии мы с вами и узнает что такое управляющая программа.(слайд2) и научимся составлять программу для нашей карусели.
Самоопределение к деятельности – (Л); - смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Извлечение необходимой информации из текста (П).
2. Погружение в тему.
Программа – это совокупность данных для компьютерных устройств с целью получения определённого результата( слайд3), т.е.говорит , что нужно делать тому или иному механизму.
- Как вы думаете, как называется профессия человека, который пишет управляющие программы? (Программист) (слайд4) .Эта профессия появилась недавно и очень нужная в современном мире.
- А какие вы знаете приборы, которые работают с помощью управляющей программы?
(слайд 5)
- В ROBO Pro Light такая программа составляется из различных блоков, которые соединяются с помощью стрелок. (слайд 6).
- Когда программа запускается, программные блоки выполняются один за другим. Любая управляющая программа в ROBO Pro Light должна начинаться с маленького зеленого человечка(блок «Начало») и заканчиваться красным человечком (блок «Конец»).
- Как вы думаете, что будет делать карусель в результате выполнения последовательности программных блоков, показанных выше? Карусель включится, покрутится 10 секунд и затем остановится.
Осознанное и произвольное речевые высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации (К).
3. Лабораторная работа
- Теперь попробуем создать управляющую программу.
- Зайдите на своих компьютерах в меню «Пуск» и запустите программу «ROBO Pro Light», у вас откроется вот такое окно.( у учителя на инт. доске).
- В левой части окна находятся программные блоки, которые вы будете использовать для создания управляющей программы. В верхней части размещается панель инструментов, скорее всего вы уже встречали что-то подобное в других программах. Тут находятся кнопки для сохранения, открытия и запуска управляющей программы. Большое белое поле в центральной части это рабочее окно, где вы будете создавать свою программу. Входы и выходы контроллера показаны в правой частив окне отладки. В этом окне вы можете включать и отключать исполнительные устройства, просто щелкая мышкой по соответствующим кнопкам. Это удобно для проверки правильности выполненных вами электрических соединений. Просто подключите мотор к выходу контроллера М1 и попробуйте включить и выключить его с помощью мышки.
- Мы с вами убедились, что наша модель работает и подключена к компьютеру. А теперь создадим нашу программу.
Смыслообразование (Л); поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственные связи (П); использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
4.Программирование модели.
-Продолжайте в следующем порядке:
Запустите ROBO Pro Light, подключите контроллер к компьютеру и подайте на него питание от батарейки (включите переключатель и убедитесь, что зеленый светодиод на контроллере горит).
С помощью кнопки «File-New» начните создание новой программы.
Разместите необходимые программные блоки в рабочем окне с помощью мышки. Начните с маленького зеленого человечка. Просто щелкните на необходимом блоке левой кнопкой мышки и перетащите его в рабочее окно. Отпустив или щелкнув левой кнопкой мышки еще раз, поместите программный блок в нужном месте рабочего окна.
А теперь давайте перейдем к следующему шагу. Вы должны вставить в последовательность программный блок для управления мотором. Как и в предыдущем случае, после вставки откройте диалоговое окно с помощью правой кнопки мышки. Здесь надо выбрать направление вращения мотора «по часовой стрелке» (зеленая стрелка). Выход М1 уже выбран. Ползунок, который устанавливает скорость вращения, оставьте в крайнем правом положении, тогда мотор будет вращаться с максимальной скоростью. Теперь можете закрыть окно, нажав на кнопку «OK».
Теперь вставьте блок выдержки времени. В диалоговом окне установите время выдержки на 10 секунд.
После выдержки времени мотор должен выключиться. Вставьте еще один блок управления мотором и в диалоговом окне выберите выход M1 и команду «Стоп». Теперь вам осталось только добавить блок завершения программы (маленький красный человечек). Ваша законченная программа теперь должна выглядеть так:
Эксперимент.
Смыслообразование (Л); поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственные связи (П); использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
5. Оценка проделанной работы.
По окончанию практической работы обучающиеся представляют свои работы. Обсуждают проект (что можно было добавить в программу).
самооценка на основе критерий успешности (Л); адекватное понимание успешности или неуспешности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
6. Работа в группах.
Вращение в одну сторону быстро становится скучным. Измените программу так, чтобы после остановки мотора программа ждала одну секунду, а затем включала мотор на 10 секунд в обратную сторону.
Следуйте приведённому ниже алгоритму:
планирование успешного сотрудничества (К); следование моральным нормам и этническим требованиям (Л).
7.Рефлексия.
-У вас на партах лежат листы самооценивания, заполните их.
-Если вам было легко и интересно, нарисуйте 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Если у вас получалось не всё, напишите в чём испытывали трудность и нарисуйте
- Если вам совсем не понравилось и у вас ничего не получалось, нарисуйте
Рефлексия способов и условий действий (П); контроль и оценка способов своей деятельности (Р); самооценка на основе критерий успешности (Л); адекватное понимание успешности или неуспешности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Материально –техническое обеспечение:
компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (компьютеры программное обеспечение ROBO Pro Licht и др.);
рабочая тетрадь для учащихся ROBO LT Начальная Лаборатория;
инструкция по сборке моделей.
Заголовок 115