Программа Этика и психология профессиональной деятельности на 62 часа


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Краснодарский информационно технологический техникум

УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по НМР
С.А.Колмычок«___»__________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы этики и психологии профессиональной деятельности», профессия 034700.01 «Секретарь»
Рабочая программа составлена всоответствии с требованиями Государст-венного Стандарта и рассмотрена на засе-дании методической комиссии
«»20г.
Протокол №
2012
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
условия реализации учебной дисциплины
7
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы этики и психологии профессиональной деятельности »
Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы этики и психологии профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 034700.01 «Секретарь», входящей в состав укрупненной группы профессий.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать профессиональный этикет;
- соблюдать общие нормы и правила поведения;
- использовать приемы делового общения и навыки культуры поведения;
- создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
- использовать методы и средства эффективного делового общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы этики профессиональных отношений;
- основы деловой культуры;
- основы психологии;
- основы психологии общения; - особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;
- основы конфликтологии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 92 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -62 часов; - практической работы - 30часов,
- самостоятельной работы –30 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 92
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 62
в том числе: лабораторные работы практические занятия 30
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30
в том числе: индивидуальное задание тематика внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Основы этики и психологии профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание:
Понятия этика и культура. Профессиональная этика. Культура общения. Психологические аспекты деловых контактов. Индивидуальные особенности личности при деловом общении. 2 2
Раздел 1. Основы этики профессиональных отношений 8 Тема .1 Общие сведения об этической культуре.
Содержание:
Общие сведения об этической культуре. Этика одна из древнейших отраслей философии, наука о нравственности. Мораль – система этических ценностей, которые признаются человеком.
2
2
Тема 1.2 Категории этики. Содержание:
Категории этики: добро, зло, совесть, достоинство, скромность, благородство. Показатели нравственного поведения, оценка поступков человека, всей его деятельности. 2
2
Практические занятия тема:№1
Этикет и культура поведения. Тестирование. Роль этики в профессиональных отношениях. 2 Тема 1.2Профессиональная этика. Содержание:
Профессиональные моральные и нравственные нормы: вежливость, предупредительность, корректность, такт и чувство меры, трудолюбие.
2
2
Самостоятельная работа: Объяснить важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «долг», «совесть», «категория», Ответ на данный вопрос найти в философском словаре или учебнике философии.
«Золотое правило нравственности». Реферат.
6 3
Тема 2. Основы деловой культуры 12 Тема 2.1 Понятие деловая культура. Содержание:
Понятие деловая культура. Деловой этикет - это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях, важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Джен Ягер и его шесть основных заповедей делового этикета. Внешний облик человека.
2
2
Практические занятия тема №2
Тренинг творческого мышления. 2 Тема 2.2 Культура служебных обязанностей.? Содержание:
Культура телефонного общения – телефон оперативное средство связи, обмен личной и служебной информацией, установка и развитие контактов. Деловая беседа – личные контакты, требующие тщательной подготовки, планирование беседы. Деловая переписка – важная часть делового этикета.
2
2
Практические занятия тема № 3
Общение и культура телефонного разговора. 2 Тема 2.3 Визитная карточка в деловой жизни. Содержание:
Визитная карточка в деловой жизни. Деловой протокол – правила которые регламентируют порядок встреч, проведение переговоров, оформление деловой переписки. Особенности национальной этики.
2
2
Практические занятия тема №4
Составление визитной карточки организации. 2 Самостоятельная работа: Составление телефонного разговора. Техника постановки вопросов, анализ ошибок и недостатков в своей речи. Подготовить сообщения (доклады): «Значение культуры речи в профессиональной карьере». 6 3
Тема 3. Основы психологии 6
Тема 3.1 Психология как наука Содержание:
Возникновение психологии как науки. Отрасли психологии. Задачи и место психологии в системе наук. История психологии. Методы психологии
2
Тема 3.2 Психология познавательных процессов Содержание:
Познавательные процессы: понятия об ощущениях, понятие о восприятии, общие понятия о памяти, общая характеристика внимания, воображения, мышления.
2
Практические занятия тема №5
Основные познавательные процессы. Понятие об ощущении и его физиологической основы 2 Самостоятельная работа:
Описать основные характеристики слуховых, вибрационных, обонятельтных, кожных ощущений. Доклады. 4 Тема 4. Психология личности 8 Тема 4.1 Психологические свойства и особенности личности.
Содержание: Понятие социализация личности. Социальные роли личности. Основные понятия возрастной психологии. Периодизация возрастного развития. Жизненные кризисы как фактор развития личности.
2
Тема 4.2 Темперамент, характер, способности, Содержание:
Психологическая структура личности. Понятие о темпераменте и его физиологических особенностях. Типы темпераментов и их психологические характеристики. 2
Тема 4.3 Личность и деятельность. Содержание:
Личность и деятельность. Потребности, интересы, мировоззрения. Эмоции и чувства. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии.
2 Практические занятия тема № 6
Характеристика видов темперамента: (тестирование). Психогеометрическая типология: (тестирование). 2 Самостоятельная работа: Клинические типологии личности. Акцентуация характера. Подробный самоанализ личного общения ( особенности, ошибки, проблемы) Письменно.
4 Раздел 5 Общение – основа человеческого бытия. 12 1
5.1 Общение – основа человеческого бытия. Структура и уровни общения.
Содержание: Определение психологии общения. Сущность общения, состоящая из нескольких процессов. Предмет, задачи психологии общения. Классификация общения. Стороны общения, их проявление в единстве. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Междисциплинарный подход к общению. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в поцессе общения.
2
Практические занятия тема №7
Построение схем общения.
Построение личных ролей и жизненного сценария. 2 5.3 Сущность общения: его функции, виды, формы, стороны, Содержание:
Определение понятия функция. Функция общения, прагматическая, развивающая, объединяющая, организационная, внутриличностная.. Типы сторон общения:межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная. 2
1
Практические работы к теме №8
Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. 2 5.4 Стили общения и типы личностей.
Содержание:
Психологические особенности общения. Стили общения и типы личностей собеседников. Общение как взаимодействие.
2
Практические работы к теме №9
Психологическая интерпретация и анализ телодвижений
2 5.5Деловое общение.
Содержание:
Основные понятия делового общения. Деловая беседа: особенности, правила, принципы. Функции деловой беседы. Стратегические принципы делового общения.
2
Практические работы к теме №10
Психологические особенности общения
2 5.6 Средства общения. Вербальные и невербальные. Содержание:
Понятия вербальных и невербальных средств общения. Раскрытие сущности вербального и невербального общения. Понятия речь, язык, жесты, мимика, поза. 2
Практические занятия тема №11
Применение средств вербального и невербального общения 2 Самостоятельная работа:
Отработка навыков общения с аудиалами, визуалами, кинестетиками. Описать. Подробный самоанализ личного общения ( особенности, ошибки, проблемы).
12 Тема 6. Основы конфликтологии10 6.1 Понятие конфликт и его виды. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.
Содержание:
Конфликты в деловом общении. Конфликт-столкновение, противоборство. Внутриличностный, групповой, межгрупповой. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Деструктивные конфликты. Конструктивные конфликты. Соперничество. Сотрудничество. Компромисс. Избегание. Приспособление.
2
Практические занятия тема №12
Разрешение конфликтных ситуаций. 2 Практические занятия тема №13
Профилактика конфликтного поведения. 2 6.3 Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Содержание:
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах.
Внушаемость. Умение убеждать человека. Защита от внушения. Особенности внушения. Сила слова.
2
Практические занятия тема № 14 Особенности эмоционального реагирования в конфликтах.
2 Практические занятия тема № 15: Профилактика конфликтного поведения.
Правила поведения в конфликтах.
2 Самостоятельная работа: Урегулирование собственных переживаний. Описать на собственных примерах.
6 Итоговое занятие Дифференцированный зачет 2 ИТОГО 92 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
Морозов А.В. Деловая психология: учебник. – М.: издательство Союз, 2006. – 576 с.
Дубровина И.В. Психология: учебник. – М. издательский центр «Академия», 2007.- -464 с.
Дополнительные источники:
Кузнецов И.Н. Деловой этикет от «А» до «Я». – М.: издательство «Альфа-Пресс», 2006, - 344 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: - соблюдать профессиональный этикет;
- соблюдать общие нормы и правила поведения;
- использовать приемы делового общения и навыки культуры поведения;
- создавать и поддерживать благоприятный климат в коллективе;
- использовать методы и средства эффективного делового общения практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
Знания: - основ этики профессиональных отношений;
- основ деловой культуры;
- основ психологии;
- основ психологии общения;
- основ конфликтологиипрактические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа практические зачет
Преподаватель В.А.Мелютина«_____»___________20___г.