Рабочая программа: Этика и психология в профессиональной деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»
«Утверждаю»
Директор__________Н.А. ГришинА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Психология и этика профессиональной деятельности ________________________________________________________________
19.02.10 Технология продукции общественного питания
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»
Разработчики: Саиткина Анна Павловна - преподаватель
Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического совета
протокол №____________ от «____»__________20__ г.
Председатель методического совета:
__________/____________________/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Психология и этика профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться правили поведения в условиях конфликта;
- преодолеть конфликтную ситуацию;
-использовать особенности речевого поведения (голос, манера речи, скорость речи, громкость голоса, произношение слов, артикуляция, окраска звучания голоса ритмично говорение) в профессиональной деятельности;
- использовать правила подбора одежды в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия: «психология», «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «воображение», «мышление», «эмоции», «воля», «личность», «темперамент», «характер», «способность», «деятельность», «конфликт»;- о роли ощущений, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, эмоций, воли в профессиональной деятельности;- личность, темперамент, характер, способности в профессиональной деятельности;
- процесс общение в профессиональной деятельности;
- конфликты в профессиональной деятельности, причины их возникновения;
- понятия «этика», «мораль», «добро и зло», «этикет» «манеры».
- о роли этики, морали, добра и зла в профессиональной деятельности.
- связь этикета с профессиональной этикой, его роль в профессиональной деятельности;
- основные моральные принципы и нормы нравственного поведения человека.
5.1. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
5.2.2. Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
5.2.3. Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
5.2.4. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
5.2.5. Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
5.2.6. Организация работы структурного подразделения.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 86
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 58
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
Итоговая аттестация в форме зачет
2.2 Тематический план и содержания учебной дисциплины
ОП.13 Психология и этика профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Обьем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение.Раздел 1 . ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 Тема 1.
Личность и индивидуальность. Становление и проявлениеличности в поведении и трудовой деятельности. Содержание учебного материала
- Понятия: человек, индивид, личность;
- индивидуальность и самоактуализация человека;
- Структура и направленность личности;
- Существующие теории личности;
- Типологическое разделение людей;
- Современные представления о путях становления личности;
- Характеристические черты проявления личности и их проявления в поведении и трудовой деятельности;
Самостоятельная работа обучающихся - Проработка материалов по конспекту лекций 2
2 1
Тема 2.
Психологическая и этическая структура личности. Содержание учебного материала
- Врожденные индивидуально- психологические свойства личности как основа для формирования черт характера.
- Характер. Его социально-профессионально значимые черты. Факторы, влияющие на формирование характера. Способности и задатки. Профессиональные способности и их формирование.- Социально- психологические свойства личности: мотивы и потребности личности.
- Материальные, социальные, духовные потребности их формирование и удовлетворение в сфере трудовой деятельности.
- Социально- психологические установки как фактор, формирующий специфические особенности восприятия и оценки поведения окружающих.
- Стереотипы восприятия, их формирование.
- Профилактика формирования отрицательных стереотипов и установок.
Самостоятельная работа обучающихся - Проработка материалов по конспекту лекций 2
2 1
Тема 3.
Психологические процессы и состояния Содержание учебного материала
- Познавательные процессы личности, их роль в трудовой деятельности. Виды познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, суждение, речь, воображение. - Эмоционально- волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Природа эмоций. Классификация чувства и эмоциональной направленности личности.- Эмоциональные состояния: стресс, аффект, настроение. Самоконтроль и саморегуляция эмоциональных состояний. - Воля и внимание, их сущность и проявление у человека в "процессе работы.
Самостоятельная работа обучающихся - Проработка материалов по конспекту лекций
Практическая работа
"Анализ влияния проявлений эмоционально- волевых особенностей посетителя и работника ПОП (официанта, бармена, метрдотеля и др.) на возникновение и развитие различных ситуаций в процессе обслуживания (на примере реальных производственных ситуаций)".
2
2
2 1
Раздел 2.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 12 Тема 4
Психология общения Содержание учебного материала
- Понятие общения. Функции, виды и средства общения, их особенности в процессе производства и обслуживания в предприятиях общественного питания. - Функции общения: информативная, регулятивная, коммуникативная. - Виды общения: общение непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное). Формы опосредованного общения в общественном питании (реклама, наглядная информация, меню), несущие основную информационную нагрузку. - Психологические особенности воздействия на посетителей оформления блюд, коктейлей, кулинарной и кондитерской продукции, а также рекламы, наглядной информации и интерьера, одежды персонала, посуды, приборов, столового белья ПОП. Психологические особенности требований к оформлению рекламы и наглядной информации: броскость, эстетичность, полнота, доступность, оперативность, целенаправленность, ориентация на интересы потребителя. - Общение межличностное и групповое. - Общение ролевое (формализованное) и доверительное (неформальное). - Средства общения. Речь как средство общения. Требования к речи работника общественного питания: темп, ритм, интонация и информационная насыщенность речи. - Невербальные средства общения: пантомимика, направление взгляда илизрительный контакт, выражение глаз и лица, позы, изменение поз относительнословесного текста, расстояние до собеседника, угол поворота к нему, личноепространство. - Вспомогательные средства общения (особенности телосложения, средства изменения природного телосложения). - Акустические средства общения; связанные с речью (интонация,громкость, тембр голоса, тон, ритм, высота звука). Речевые паузы ихрасположение в тексте. Акустические средства общения, не связанные с речью.Особенности использования невербальных средств общения в деятельностиработников общественного питания.
Самостоятельная работа обучающихсяРеферат «Нравственные проблемы взаимоотношений»
Практическая работа
Изучение факторов влияющих на формирование коллектива. Игра на сплоченность «Тридцать три» 4
4
2 1
Тема 5.
Общение как межличностное взаимодействие. - Poли и ролевые ожидания в процессе общения. Выбор ролевогосостояния в общении. Умение анализировать ролевые состояния общающихся,выделять скрытый смысл сказанного, определять подлинного инициатора актаобщения, избегать возможных тактических и стратегических ошибок в общении. - Психологические этапы процесса общения. Этап ориентировки, установление психологического контакта, обмен речевыми сообщениями, окончание психологического контакта, их значение и функции в процессе общения. Основные закономерности установления психологического контакта. - Факторы, осложняющие общение в организациях общественного питания. - Ролевые ожидание и их несовпадений. - Общие принципы поведения человека. Процессы, определяющие поведение личности (первый- оценка ситуации; второй- формирование и осуществление реакции на ситуацию). - Особенности оценки ситуации посетителем. Ожидания посетителя, связанные с качеством приготовленных блюд в процессе обслуживания. Отношение работников к качеству блюд и обслуживания, поведение своих коллег, поведение обслуживаемых посетителей. - Межличностный конфликт как результат разрушение психологического контакта и несовпадение ролевых ожиданий.
Самостоятельная работа обучающихсяРеферат по теме «Правила поведения с потребителями»
Практическая работа
Изучение поведения потребителей. Тестирование на уровень общительности
4
2
2 1
Тема 6.
Общение как взаимодействие партнеров. Принципы ведения партнерской беседы Содержание учебного материала
- Необходимость выбора индивидуального стиля общения с партнером по взаимодействию, исходя из собственных психологических и эмоциональных возможностей. - Характеристика применяемых невербальных компонентов поведения, необходимых при активном слушании: поза активной готовности, установление зрительного контакта, пожатие руки, правильное пространственное расположение партнеров по общению, соблюдение дистанции, адекватность интонации. - Приемы ведения беседы. Принятие во внимание интересов партнера. Выспрашивание, расспрашивание или поддержка партнера. - Факторы, влияющие на эффективность слушания: влияние прежнего опыта, помехи в момент передачи сообщения, использование доступных лексических средств. Принцип активности в процессе восприятия и понимания информации. - Психологические барьеры слушания: "дистанция личности"; незрелые, поверхностные суждения; стереотипы; озабоченность и занятость; боязнь предстоящего сообщения, отсутствие навыков слушания, необоснованное перебивание, нежелание слушать критику. - Наблюдение в процессе делового общения. Функции наблюдения в процессе делового общения: выделение главного в действии людей, обнаружение мотивов поведения, анализ, сопоставление, оценка и регулирование. - Оценка на реакции партнера, степени эффективности воздействия говорящего на слушающего, выявление причин несогласия собеседника (по степени согласованности мимики и жестов с речью); управление своим невербальным поведением в деловом общении (наблюдая реакцию партнера по общению). -Механизм психологического воздействия в процессе общения: заражение, внушение, подражание, принуждение. Приемы ведения беседы в проблемной ситуации.
Самостоятельная работа обучающихся- Проработка материалов по конспекту лекций
Практическая работа
"Построение диалога в процессе обслуживания. Речевой тренинг". 4
2
2 1
Раздел 3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ. 10 Тема 7.
Личность Содержание учебного материала
Личность: понятие, структура, самопознание личности. Психологическая
защита личности. Понятие о способностях и задатках. Влияние
способностей на результаты профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка материалов по конспекту лекций 2
2 1
Тема 8.
Темперамент Содержание учебного материала
Темперамент: понятие, виды (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический). Свойства темперамента:
экстраверсия, интроверсия, нейтротизм, стабильность, реактивность,
активность, пластичность.
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка материалов по конспекту лекций
Практическая работа
Изучение элемента структуры личности - темперамента и его свойств (опросник «Айзенка»). 4
2
2 1
Тема 9.
Характер Содержание учебного материала
Характер: определение, типология, формирование. Оценочные уровни
характера: интеллектуальный, эмоциональный, нравственный.
Темперамент и характер. Влияние характера на процесс и оценку
результатов трудовой деятельности. Черты характера, способствующие и
препятствующие работе человека в сфере общественного питания.
Самостоятельная работа обучающихсяАнализ уровня овладения навыками ведения деловой беседы.
Практическая работа
Тренинговая игра « Деловая беседа» 4
2
2 1
Раздел 4 .
ЭТИКЕТ ТЕХНОЛОГА 10 Тема 10.
Понятие «этика» Содержание учебного материала
Из истории этики .Понятие «этикет». Этика речевого общения и этикетные формулы речи.
Приветствие. Обращение.
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка реферата по теме «Из истории этики»
Практическая работа
Определение уровня владения профессиональными этическими нормами.
Тест «Тактичность» 2
2
2 1
Тема 11.
Профессиональная этика
технолога Содержание учебного материала
Понятие «профессиональная этика». Нормы и правила профессиональной этики технолога: требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде.
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка реферата «Профессиональная этика технолога»
Практическая работа
Определение составляющих профессионального имиджа и элементов самопрезентации в процессе профессиональной деятельности. Тренинг диалогической речи. 2
2
2 1
Тема 12.
Принципы ведения
партнерской беседы Содержание учебного материала
Партнерская беседа: понятие, сущность, принципы, подготовка, выбор индивидуального стиля с учетом собственных психологических и эмоциональных возможностей.
Приемы ведения беседы: определение целей и желаемых результатов;
позитивное отношение к партнеру;
принятие во внимание интересов партнера;
выбор модели поведения;
управление своими и чужими чувствами;
поиск способов удовлетворения обоюдных интересов;
убеждение не собственным давлением, а аргументами;
принятие ответственности на себя за все происходящее;
поиск не одной, а нескольких альтернатив;
исключение субъективности в своих оценках и доводах и т.д.
Значение выбора модели поведения для установления взаимопонимания и взаимодействия с посетителями и персоналом.
Коммуникативная компетентность: понятие, содержание, прогноз ситуаций. Правила профессионального поведения.
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка материалов по конспекту лекций
Практическая работа
Разработка рекомендаций профессионального этического поведения персонала. 4
2
2 1
Тема 13
Конфликты
в профессиональной
деятельности
Содержание учебного материала
Конфликты: понятие, объекты, виды, причины возникновения в профессиональной деятельности;
функции (конструктивная и деконструктивная): развитие, разрешение. Последствия
неразрешенных конфликтов.
Предотвращения конфликтов (объективность и уступчивость, доброжелательность, соблюдение дистанции, самообладание, удовлетворенность трудовой деятельностью).
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка материалов по конспекту лекций
Практическая работа
Определение психологически грамотной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Тест «Твоя конфликтность» 2
2
2 1
Всего: 86
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения:
- комплекс мультимедийного оборудования..3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Шеламова Г.Н. Психология и этика профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Дополнительная литература:
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. –
М.: 2008.
3. Ботавина Р.Н. Этикет деловых отношений. – М.: Дело, 2010.
4. Ермаков В.Ф. Социальные и нравственные основы потребительской кооперации: Учебное пособие. – М.: Наука и кооперативное образование,
2003.
5. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М., 2005.
6. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Психология. - Ростов н/Д: изд –во «Феникс», 2004.
7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2008.
8. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Лавриненко – Изд. 2-е переработанное и дополненное. – М.: Культура и спорт, 2008.
9. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. –
М.: Издательство Института психотерапии, 2007.
10. Этикет и стиль: Большая энциклопедия.-М.: Эксмо; Саратов:Фаворит Букс, 2010.-320 с.
Ресурсы сети Интернет.
http://www.wearefeelgood.ru/liba/eBook-1-116.html http://bookz.ru/authors/denis-6ev4uk/deloproi_548.html
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля
Знать :- основные понятия: «психология», «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «воображение», «мышление», «эмоции», «воля», «личность», «темперамент», «характер», «способность», «деятельность», «конфликт»;- о роли ощущений, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, эмоций, воли в профессиональной деятельности;- личность, темперамент, характер, способности в профессиональной деятельности;
- процесс общение в профессиональной деятельности;
- конфликты в профессиональной деятельности, причины их возникновения;
- понятия «этика», «мораль», «добро и зло», «этикет» «манеры».
- о роли этики, морали, добра и зла в профессиональной деятельности.
- связь этикета с профессиональной этикой, его роль в профессиональной деятельности;
- основные моральные принципы и нормы нравственного поведения человека.
Уметь:
- пользоваться правили поведения в условиях конфликта;
- преодолеть конфликтную ситуацию;
-использовать особенности речевого поведения (голос, манера речи, скорость речи, громкость голоса, произношение слов, артикуляция, окраска звучания голоса ритмично говорение) в профессиональной деятельности;
- использовать правила подбора одежды в профессиональной деятельности.
Тестирование
Рецензия
на рабочую программу дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности», разработанную преподавателем Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Спасский техникум отраслевых технологий» Саиткиной А.П. для специальности 23.02.10 «Технология продукции общественного питания».
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний и получение практических умений по вопросам производственной, организационно-хозяйственной и контрольно-технической деятельности предприятий общественного питания.
Рабочая учебная программа дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» состоит из следующих разделов:
- Паспорт программы;
- тематический план;
- содержание программного материала дисциплины, в которые входят требования к основным планируемым результатам обучения («студент должен знать», «студент должен уметь»), самостоятельная работа студентов, практическая работа студентов;
- список учебной литературы;
- содержание контроля.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности» отвечает требованиям к содержанию дисциплины и оформлению.
Содержание дисциплины состоит из 4 разделов, рекомендуемых для изучения на 2 и 3 курсах обучения.
Программа рассчитана на 58 часов, в т.ч. самостоятельных занятий 28 часов.
Содержание программы полностью соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанной выше специальности и может быть рекомендована для средних специальных учебных заведений.
Рецензент:___________________________________________________