Технологическая карта по музыке на тему «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера». (5 класс).


Музыка 5 класс. Урок №12.
Учитель: Н.Н.Неборская.
Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
УМК «Музыка. 5 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.ШмагинаТип урока: Открытие нового знания.
Форма урока: Урок-путешествие.
Оборудование к уроку: ноутбук, проектор, экран, тесты.
Цель:    сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Людмила».
Задачи:
1.Предметные:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;
- выражать своё отношение к искусству;
- оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- создавать эскиз – иллюстрацию к произведению.
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
2. Метапредметные:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные:
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Прогнозируемые результаты:
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
а) личностные:
- ученик формирует целостный взгляд на мир, отношения к Добру и Злу;
- формирует этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развивает образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
б) регулятивные:
- анализирует и оценивает свою деятельность; осознает качество и уровень усвоения;
- выделяет и осознает то, что уже усвоено; осознает качество и уровень усвоения.
- проводит интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщает, формулирует выводы.
в) коммуникативные:
- проявляет сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- умеет выражать своё отношение, учитывать разные мнения.
г)познавательные
- умеет выявлять взаимосвязь музыки и литературы в опере; закрепляет понятия: опера, ария, солист, увертюра;
- умеет структурировать знания, умения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
Характеристика учебной деятельности:
- понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;
- находить параллели между музыкой и литературой, участвовать в коллективной исполнительской деятельности;
- обогащать словарь эмоций.
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство, театр.
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный, наглядный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Ход урока
I Организационная часть урока
Приветствие
Проверка готовности к уроку
II Актуализация опорных знаний и умений
III Постановка учебной проблемы
IV Формулирование учебной проблемы; планирование действий
V Открытие нового знания
VI Первичная проверка понимания
VII Применение новых знаний
VIII Рефлексия учебной деятельности

Технологическая карта
Этапы урока Содержание Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя действия учеников I
Организационная часть урока
Вступительное слово учителя:
Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку. Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Песни, звуки инструментов – всё для Вас!
Пожелаем всем удачи, за работу!
В добрый час!
-Проверяют готовность к уроку. Личностные:
Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
II
Актуализация опорных знаний и умений
Вокально – хоровая работа.
1. Распевание по релятивной системе Золтана Кодая.
2.Проверка домашнего задания: простановка дыхания в тексте песни и исполнение песни наизусть.
3.III этап работы над песней Б. Савельева «Большой хоровод» - выразительное исполнение индивидуально и по группам.
4. Осмысление связей между литературой, театром, музыкой:
- Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки (загадывает загадки о композиторе, дуэте, дирижере, балете, опере).
- Что такое музыкальный театр? - Распеваются.
- Отвечают свои варианты простановки дыхания в песне и объясняют, по какому признаку расставляли дыхание.
- Исполняют песню индивидуально и по группам.
- Дети вступают в диалог с учителем.
- - Мотивируются на активную деятельность, заинтерисовываются.-
- Отгадывают загадки.
- Выполняют задания мотивационной работы (составляют понятие и представление о музыкальном театре)
- Отвечают на вопросы учителя Личностные: развитие творческих способностей.
Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости.
III
Постановка учебной проблемы
Формирует умение целеполагания, способность учащихся определять цели и задачи урока:
- Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном и тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?
- Итак, я приглашаю вас в театр (слайд).

- Записывают тему урока в тетради.
- Отвечают на вопросы для формирования целеполагания:
- «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,
- «Какие вопросы касаются темы оперной музыки и могут войти в план урока?»
- «Какие виды искусства объединяет опера?»
Регулятивные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
IV
Формулирование учебной проблемы, планирование действий
- «Все ли вы знаете о жанре опера?»
- Рассказ-беседа учителя об истории возникновения оперного жанра (на экране презентация).
- «А на какой спектакль мы сегодня отправимся, узнаем, прослушав фрагменты исполнения главных героев оперы!».
- звучат фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». - «Мы сегодня в гостях у М. И. Глинки на опере «Руслан и Людмила».
- Итак, перед вами лежит книжечка с кратким содержанием сюжета оперы, как называется эта книжечка? (либретто)
- Просмотрите ее. Что вы можете узнать из нее об опере? - Слушают и отвечают на вопросы в ходе рассказа учителя.
- слушают музыкальные фрагменты; отвечают на вопросы учителя;
- -участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
-анализируют музыкальные фрагменты;
- отвечают на вопрос учителя, анализируют предложенный им материал, делают выводы о том: из чего состоит опера и как она создается первоначально. Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе   познания содержания музыкальных образов оперы;
Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.
V
Открытие нового знания
Организует работу с понятиями( либретто, опера, ария, речитатив, ансамбль, действие, картина, сцена, оркестр):
- На примере прослушивания музыкальных фрагментов из оперы, дают музыкальную характеристику героям оперы, музыкальными средствами выразительности, создают представление о новых средствах муз. выразительности.
- Работа с таблицей - выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в заданной таблице; Личностные: формирование  уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности.
Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.
VI
Первичная проверка понимания
- А сейчас давайте себя проверим, как мы ориентируемся в опере. - Работают в малых группах над таблицей;
- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.
- Выполняют тест на подготовленных листах
Либретто
Ария
Увертюра
Рондо
Контраст Личностные: развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки.
Коммуникативные: выражать своё отношение, учитывать разные мнения.
VII
Применение новых знаний
- Проверяем тест. Сами ставим себе отметку в задании с музыкальными понятиями теста.
Делают вывод.
Проверяют тест.
Оценивают свои знания.
Личностные: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик .Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости, выражать своё отношение, учитывать разные мнения.
VIII
Рефлексия учебной деятельности
- Делаем вывод. Удалось ли нам сегодня на уроке достичь цели?
- Что еще вы бы хотели узнать об этом жанре?
Формирование и обсуждение домашнего задания.
-Сможем ли мы выполнить очень творческое домашнее здание по теме урока?
Создать собственное либретто к опере на выбранный вами литературный сюжет.
- Оценка, самооценка своих знаний, эмоций и чувств, определяют область непознанного.
- Уточняют и обсуждают выполнение домашнего задания. Личностные: Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки.
Познавательные: понимание особенностей музыкального театра; степень сформированности представлении об особенностях построения оперы.