Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


Технологическая карта урока Музыки в 5 классе

Тема урока: "Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл" Тип урока: изучение нового материала
Учитель: Давлетшина Ляйсан Фанилевна Дата: 16.12.2016
Цель урока Cформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи урока Образовательные: углубить знания учащихся о различных музыкальных жанрах;
Развивающие: формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
Воспитательные: продолжать эстетическое воспитание на примере жанра – мюзикл;
Планируемые результаты Предметные -развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение на основе восприятия и анализа музыкального образа;
-воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;
-развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности;
-умение пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями.
Личностные -развитие музыкально-эстетического чувства;
- сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач;
- формирование целостного представления о музыке.
Мета
пред
метные Коммуникативные -высказывать суждения;
- формировать умение работать в группе, в паре;
-сотрудничать в группе в процессе творческой деятельности
-разработка и защита исследовательских проектов.
Регулятивные -оценивать музыкальные произведения ;
-выявлять возможности эмоционального воздействия музыки;
Познавательные сравнение музыкальных произведений;
-анализ музыкальных произведений, исходя из их содержания;
Межпредметные связи История, литература, изобразительное искусство.
Ресурсы урока Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский;«Заиграйте, мой гусельки» из опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков; «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский; «Песня Джелликл кошек», «Песня Макэвити», ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.Ллойд: «Звуки музыки» Роджерс; «Лев и брадобрей» М. Дунаевский.
Формы урока Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
УМК Просвещение «Музыка». 5 кл.: Г.П. Сергеева Е.Д.Критская 2015г.
Ход урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося Планируемые результаты
1
Организационный этап Вход под музыку Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» И.Дунаевский.
Приветствие. Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Приветствие. Регулятивные: осуществлять самоконтроль
2 Мотивация учебной деятельности учащихся -Какая музыка нас встретила?
-А что такое увертюра?
-Куда может привести нас увертюра?
-Я приглашаю вас в театр. Занимайте удобнее свои места.(партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон, галерея) Как нужно себя вести в театре?
-Вы уже знакомы с крупными музыкально-сценическими жанрами, в которых сочетается музыка и литература.
-Что часто становится сюжетом опер и балетов?(сказки и былины).
- Что общего между оперой и балетом и в чем их различия? (опера и балет - симфонический оркестр, танец, либретто, увертюра объединяют музыку и литературу). Фронтальная работа.
Отвечают, высказывают свое мнение, обсуждают. Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладеть умением прогнозировать.
Коммуникативные: обсуждать задание ; выражать в творческой работе свое отношение; находить ответы на заданные вопросы
3 Актуализация опорных знаний и умений. -Предлагаю просмотреть фрагменты музыкальных произведения, к каким жанрам они относятся?
1. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский
2. «Заиграйте, мои гусельки» опера «Садко» Н.А.Римский-Корсаков.
-Я предлагаю поработать в группах: «Верно ли
утверждение?
Балет -жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение, сопровождаемые оркестровой музыкой.
Оперное произведение слагается из сольных эпизодов , хоровых сцен, оркестровых номеров.
Опера - крупный музыкально – хореографический жанр. В котором основным художественным средством является танец и пантомима.
Оркестровое вступление перед началом спектакля называется увертюрой.
Либретто - краткое литературное изложение сюжета оперы, балета.
Увертюра –хореографический жанр, исполняемое перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища. (Оценивание) Слушают муз. фрагменты, думают, угадывают услышанные фрагменты, высказывают мнения.
Работа в группах.
Выполняют задание на экране, отвечают на утверждения. Проводят взаимо проверку. Оценивают правильность выполнении.
В листе самооценки оценивают свою работу.(Повторение) (Приложение №2) Предметные; правильно овладеть терминами; сравнивать образы; находить общее и разное. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение грамотно выражать свои мысли. Познавательные: действия по исследованию, поиску и отбору по необходимой информации, моделированию, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
4 Постановка учебной проблемы -Куда же может привести нас сегодня увертюра?
-Посмотрите на декорации. Что вы видите?(cвалку)
-Кого можно увидеть здесь? (кошек)
-Свалка-место не очень приятное, непривлекательное. А музыка звучит совсем иначе. Почему такой контраст?(праздник)
- Прозвучала увертюра к театральному представлению. Это опера? Балет?
-В этом жанре объединены песня и танец, музыка и литература. Как вы думаете какой жанр театрального искусства предстает перед нами?
-В музыкальном театре есть еще один необычный жанр, который возник сравнительно недавно это- мюзикл . И сегодня мы отправимся с вами в третье путешествие в музыкальный театр.
-Как будет называться тема сегодняшнего урока?
-«Третье путешествие», потому что первое - опера, второе - балет.
-Какова цель нашего урока?
- Какие действия мы будем выполнять, чтобы добиться цели? Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Формулируют тему, ставят цель. Называют виды деятельности в решении цели.
Записывают тему урока в тетрадях. Регулятивные: отличать различные виды объектов выполняемого задания; осуществлять самоконтроль, определять и формировать цель деятельности на уроке. Личностное: устанавливать связь между целью и мотивом, учебной деятельности, обсуждать задание. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении
5 Открытие новых знаний -Сегодня на уроке мы будем знакомится с одним из увлекательных английских мюзиклов. Как бы вы назвали спектакль, декорации которого вы видите? -Символом мюзикла «CATS» стал скрывающийся в темноте черный кот, которого выдают одни только его сверкающие глаза.
Проведем небольшую исследовательскую работу. Подготовить рассказ: 1 гр. определение мюзикла, 2гр. известные мюзиклы.
- Мюзикл имел большой успех. «Кошки» был поставлен в более 30 странах, переведен на 14 языков, его посмотрели 50 мил. человек. Побывал и у нас России, в Москве. Его автор- композитор приезжал на премьеру. 1 гр.(выступление) -Мюзиклы возникли в США в начале 20 века, а к нам в Россию они пришли в 60-е годы и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных пристрастий. 2гр. (выступление) -Почти 70 лет назад анг. писатель Томас Элиот сочинил забавные стихи о кошках своим племянникам. Эта книга стала литературной основой мюзикла «Кошки». Композитор, который написал музыку по либретто о кошках зовут Эндрю Ллойд Уэббер. – Перед вами герои этого мюзикла – кошки. Визитная карточка мюзикла- грим. Ведь кошек играют люди-актеры. Я предлагаю вам принять участие в мюзикле. А чтобы лучше проникнуть в образ наденьте маски, которые сделали дома. Итак, полночь. На улице ни звука, и в свете проезжающих фар высвечиваются силуэты собирающихся со всех сторон кошек. В мюзикле действие происходит на свалке, куда ежегодно собирается особое кошачье племя «джелли». Сегодня для них особенная ночь: кошки собираются все вместе, чтобы повеселиться от души, продемонстрировать свои уникальные способности в танце, в стихах и в песнях. Затем выбирают самую достойную для путешествия в кошачий рай. В центре автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо. Послушайте первую песню племени «джелли». Каков его характер? (Видеофрагмент «Песня Джелликл кошек» - Каков же характер этих кошек? - Танец или песня имеет главное значение в мюзикле? (одинаково) -А вот кот Макэвити? Кто он? Послушайте по музыке определите что это за кот. Во время слушания выберите подходящие цвета и раскрасьте его.(Слушание русской версии) –Макэвити- кот преступник, разбойник. -А вот и главная героиня- Гризабелла. В молодости она была самой очаровательной кошкой племени и всеобщей любимицей. Однажды она решила покинуть своих соплеменников и теперь постаревшая и одинокая, пытается вернуться обратно. Если бы вы были композитором, то какую музыку сочинили? -Характер песенный или танцевальный? - Мелодия? - Какому инструменту можно отдать солирующую партию? -Как бы вы отнеслись к Гризабелле, ведь кошки похожи на людей? (главное уметь прощать) -Сейчас посмотрите как Гризабелла уговаривает кошек принять ее обратно. (Видеофрагмент ария Гризабеллы) -Каков характер музыки? Почему мелодия печальна? Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире. Сумела ли Гризабелла завоевать любовь и уважение кошек? Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? И даже подпевали ей. Именно Гризабелла получила право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего. (Оценивание) Отвечают на вопросы. Дети придумывают названия - «Праздник на свалке», «Кошки».
Работают с информацией представленной в учебнике.
Слушают, анализируют прослушанные части.
Слушают, обсуждают. Индивидуальная работа. Подбирают подходящую цветовую гамму и разукрашивают героя. Записывают названия прослушанных частей в тетрадях.
В листах самооценки оценивают свою работу.(Слушание) Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний-незнаний.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы с помощью, уметь точно и в полном объеме воспринимать и осознавать получаемую информацию, владеть опытом обобщения.
Регулятивные: уметь планировать свою деятельность на уроке, анализировать творческую деятельность.
Предметные: уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
6 Физ.минутка Антракт. «Кошка беспородная» Ученики проводят оздоровительную гимнастику под музыку. Личностные: понимать важность сохранения своего здоровья.
7 Вокально-хоровая работа 1.Распевка
-«Звуки музыки» Р.Роджерс
-Мелодии арии «Память»
2.Исполнение песни «Лев и брадобрей» М. Дунаевский. (Оценивание) В листах самооценки оценивают свою работу.(Вокальная работа) Предметные: умение выражать свое отношение к музыке.
8 Первичная проверка знаний. Создай паспорт мюзиклу.
1.Имя – МЮЗИКЛ «Кошки»;
2.Создатель – Эндрю Ллойд Уэббер;
3.Где и когда родился – США, 20вв;
4.Где служит – Театр;
5.Особые приметы – Равноправие музыки, танца. Наличие либретто. –Какие есть сходства и различия мюзикла с оперой и с балетом? Индивидуальная работа.
Заполняют «паспорт» мюзикла в тетрадях. Регулятивные: определять и формулировать деятельность на уроке, определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала на уроке.
9 Применение новых знаний. Работа в парах. Найдите к каждому определение правильный ответ. Выполнить задания на карточках. Взаимопроверка. (Приложение №1) Работают в парах- задания на карточках. Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: анализировать правильность выполнения задания, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
10 Домашнее задание.
Оценка деятельности учащихся. Д/з: 1.Художественная зарисовка понравившегося сюжета или героя мюзикла «Кошки». 2.Прочитать о композиторе Эндрю Ллойд Уэббере, что связывало его с кошками. Самооценка за урок. (Оценивание) В листах самооценки оценивают свою работу.(Устные ответы на урока) Регулятивные: осуществлять самоконтроль. Личностные: дать оценку своей деятельности на уроке.
11 Рефлексия. Продолжи начатое предложение: Я познакомился с ...Было непросто...У меня получилось...Мне запомнилось...Я попробую... -Как вы думаете мы добились цели? -Напишите, что понравилось в ваших одноклассниках и, что хотите им пожелать. –Как вы думаете достаточный материал был на уроке или хотелось бы больше узнать о мюзиклах? Где можете получить информацию? (в театре) –В эти дни в Уфимском театре оперы и балета идут постановки детских мюзиклов «День Рождение кота Леопольда», «Бременские музыканты», премьера мюзикла «Королевство волшебных струн» музыка Урала Идельбаева. –О чем будем говорить на следующем уроке? Откройте стр.72-73. (Итоговый урок «Музыка и литература») –Что стало бы с музыкой если бы не было литературы? (Вокализ. Не было бы песен, опер, балетов, мюзиклов) Звучит увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» И.Дунаевский. Отвечают на вопросы.
Записывают пожелания одноклассникам.
Называют тему следующего урока. Регулятивные: анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения.
Приложение №1
Мюзикл- Стал скрывающийся в темноте черный кот, которого выдают одни только его сверкающие
глаза.
Символом мюзикла «CATS»- Современный анг. композитор.

Гризабелла- (от анг. музыкальная комедия)-развлекательное представление, в котором соединяются
различные жанры искусства-эстрадная и бытовая музыка, хореография, драма и ИЗО.
Эндрю Ллоид Уэббер - Однажды она решила покинуть своих соплеменников и теперь постаревшая и одинокая,
пытается вернуться обратно.
Приложение №2
ПовторениеСлушание

ВокальнаяУстные
работаответы