Программа внеурочной деятельности «Ежели мы вежливы» (5-6 класс)


Программа внеурочной деятельности
«Ежели мы вежливы»
Составила:
Ушакова Анна Геннадиевна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Ежели мы вежливы» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Ежели мы вежливы, или Речевой этикет в ситуациях и заданиях» (авторы- Макарова Н.И., Макарова И.Н.) .
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в объёме 34 часов (1 час в неделю) и ориентирована на реализацию духовно-нравственного направления в воспитании и развитии детей с учетом социально-психологического статуса младшего подростка, на основе требований ФГОС.
Необходимый уровень владения культурой речи в обиходно-бытовой и учебной сферах общения является одним из важных коммуникативных умений. Коммуникативно-деятельностный подход, положенный в основу школьного курса русского языка, целью обучения ставит формирование определенных умений в конкретном виде речевой деятельности на основе знаний о способах ее осуществления. Таким образом, обучать детей адекватному речевому поведению необходимо в ситуациях живого общения, подвергая анализу не только языковую сторону речи, но и сами речевые события, которые, как известно, построены на взаимодействии вербальных и невербальных инструментов общения.
Цель программы: развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими, соответствующем современным нормам этикета.
Задачи программы:
-расширение навыков речевого поведения в различных ситуациях (знакомство и обращение, приветствие и прощание, просьба и отказ, утешение и извинение, благодарность и поздравление);
-формирование элементарных правил речевого и поведенческого этикета, соблюдающегося дома, в школе, в других общественных местах;
-развитие представлений о хороших и плохих поступках, умения оценивать себя и других с точки зрения норм общественного договора в области этикета;
-развитие навыков распознавания эмоционального состояния окружающих и адекватного выражения своих переживаний.
Количество часов: 34 часа (1 раз в неделю).
Категория участников: обучающиеся 5 и 6 класса, дети 11-12 лет.
Срок реализации — 1 год.
Форма организации — кружок.
В учебном модуле «Речевой этикет в ситуациях и заданиях» образцовая речевая стратегия рождается с участием самих обучающихся в процессе наблюдения, анализа, оценки, корректировки речевой ситуации. Первичная ситуация, предлагаемая для обсуждения, всегда является проблемной и неоднозначной, она стимулирует процессы размышления и поиска адекватного ее разрешения. Коллективно решая проблему выхода из трудного положения, в которое попадают виртуальные участники речевого взаимодействия, младшие подростки овладевают основами вербального и поведенческого этикета. После каждого обсуждения ситуация меняется и вновь подвергается осмыслению, до тех пор пока не обретет своего «идеального» воплощения. Несомненным достоинством учебного модуля является то, что, кроме цикла проблемных занятий, включающих наиболее актуальные для пятиклассников ситуации речевого общения, представлены два дополняющих друг друга дидактических материала — электронная мультимедийная книга «Речевой этикет» и справочник «Советы вежливого человека». Помимо предметного содержания, указанные источники содержат цитаты и отрывки из литературных произведений, что обеспечивает связь внеурочной деятельности с такими предметами, как «Русский язык» и «Литература».
Формы проведения занятий: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок и т.д.; самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая) по работе с разнообразными лингвистическими единицами различной степени сложности, овладение навыками пользования словарями.
В каждом занятии прослеживаются три компонента: теоретический, игровой, практический. Выбор технологий и методик диктуется необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащегося.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о правилах социальной коммуникации в сфере речевого и поведенческого этикета; о принятых в обществе нормах этикета по отношению к старшим и младшим; о правилах конструктивной групповой работы.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): стремления к свободному общению в изменяющемся мире с обязательным учетом формул речевого этикета.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта са-мостоятельного социального действия): опыта управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках
когнитивного
компонента -Ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческого этикета;
-ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы
В рамках ценностного и эмоционального компонентов -Доброжелательной речевой стратегии в отношении к окружающим;
-оптимизму в восприятии мира;
-позитивной моральной самооценке, т.е. чувству морального удовлетворения при следовании нормам этикета
В рамках деятельного (поведенческого) компонента -Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
-умению конструктивно разрешать конфликты в ситуации «речевой агрессии»;
- выполнению норм этикета в отношении взрослых и сверстников
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов.
Саморегуляция- Самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной речевой ситуации;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
- владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникация - Формулировать собственное мнение и позицию в соответствии с этикетным образцом (учитывая возможные варианты):
- сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе
Реализация программы может способствовать достижению следующих
предметных результатов:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать текст на основе расшифровки записи нескольких участников обсуждения (на основе материалов медиазанятия);
- создавать аудиотекст и, как возможность, обрабатывать его с помощью специального программного обеспечения.
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
Оценка достижения результатов осуществляется с учетом основных требований к знаниям и умениям учащихся. В результате освоения программы обучающиеся получат возможность освоить:
что является речевым этикетом;
применять на практике нормы и правила поведения и общения;
уметь слушать, контролировать свои эмоции и поведение;
выбирать речевую и поведенческую стратегию;
составлять мнение по конкретной речевой ситуации;
давать характеристику типичным жизненным ситуациям, связанным с этикетом;
иметь желание вступать в контакт с окружающими сверстниками и взрослыми;
уметь оценивать себя адекватно.
Содержание программы
Тема: «Приветствие и знакомство» (5 ч)
Проблемная ситуация: как надо вести себя подростку со старшими, если он первый раз пришел в гости к другу. Этикетные формулы, характерные для знакомства, и правила невербального общения в данной ситуации. Ситуации «Как познакомиться с взрослым?», «Слова приветствия», «Сколько раз в день нужно здороваться?», «Нужно ли здороваться с незнакомыми людьми?», «Нужно ли при приветствии обмениваться рукопожатием?», «Всегда ли нужно говорить старшим Вы?», «Есть ли случаи, когда можно уйти, не попрощавшись?».
Тема «Разговор но телефону» (5 ч)
Проблемная ситуация: как нужно разговаривать, если вы позвонили другу, которого не оказалось дома, а трубку взяли старшие. Речевые стратегии и этикетные формулы, принятые в телефонной беседе. Ситуации «Как поговорить с мамой друга?», «Как поговорить со сверстником?», «Когда можно звонить?», «Как ответить на звонок?», «Что делать, если старших нет дома?», «Что делать, если ты чувствуешь, что ошибся номером?», «Что делать, если связь прервалась?», «Что сказать автоответчику?», «Как закончить разговор?».
Тема «Поздравление» (5 ч)
Проблемная ситуация: как правильно поздравить друзей и знакомых. Этикетные умения в выборе открытки, соответствующей тому или иному празднику, возрастному и социальному статусу адресата. Составление текста поздравления, правильное обращение к адресату, стандартные пожелания, написание названий праздников, возможные ошибки в тексте поздравления. Ситуации «Когда поздравлять?», «Как выбирать поздравительную открытку?», «Как написать открытку?». Задание «Выберите поздравительную открытку для папы, мамы, учителя, учительницы, подруги, друга».Тема «Извинение» (5 ч)
Проблемная ситуация: нужно ли извиняться за опоздание, входя в класс. Этикетные формулы извинения, использование их в зависимости от ситуации. Ситуации «Как извиниться?», «Как ответить на извинение?».
Тема «Просьба» (4 ч)
Проблемная ситуация: какие речевые действия предпринять, чтобы вернуть вещь, которая была отдана на время. Этикетные формулы просьбы и требования, принятые в разных ситуациях общения. Ситуация «Как попросить?».
Тема «Согласие и отказ» (5 ч)
Проблемная ситуация: можно ли дать другу чужую вещь без спроса. Этикетные речевые формулы отказа и согласия, использование их в разных ситуациях. Речевые умения отказа и согласия в ситуации обременительной просьбы. Ситуации «Что делать, если не можешь выполнить просьбу?», «Почему друг обиделся?». «Почему Петя не любит обращаться с просьбами к сестре?», «Как согласиться?», «Как отказаться?».
Тема «Благодарность» (5 ч)
Проблемная ситуация: когда и за что благодарят окружающих. Проблемная ситуация: нужно ли показывать свое неудовольствие полученными подарками. Речевые формулы и поведенческие умения в ситуациях, требующих благодарности. Ситуации «Как поблагодарить?», «Как ответить на благодарность?».
Тематическое планирование
№ Тема Количество часов Планируемые результаты
Аудиторные Внеаудиторные Предметные МетапредметныеЛичностные
теория практика 1 Приветствие и знакомство
2 2 1 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий; выполнение норм этикета в отношении взрослых и сверстников, позитивной моральной самооценке, т.е. чувству морального удовле-творения при следовании нормам этикета
2 Телефонный разговор
2 1 2 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы; владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий; принимать решения в проблемной речевой ситуации;
умение конструктивно разрешать конфликты в ситуации «речевой агрессии»; доброжелательная речевой стратегии в отношении к окружающим;
3 Поздравление
2 1 2 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
создавать текст на основе расшифровки записи нескольких участников обсуждения (на основе материалов медиазанятия); принимать решения в проблемной речевой ситуации;
владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий; позитивной моральной самооценке, т.е. чувству морального удовле-творения при следовании нормам этикета Ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческо¬го этикета;
4 Извинение
2 2 1 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета; спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
умение конструктивно разрешать конфликты в ситуации «речевой агрессии»; ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческого этикета;
5 Просьба
1 2 1 создавать текст на основе расшифровки записи нескольких участников обсуждения (на основе материалов медиазанятия); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
выполнению норм этикета в отношении взрослых и сверстников
доброжелательной речевой стратегии в отношении к окружающимоптимизм в восприятии мира;
6 Согласие и отказ
1 2 2 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета; принимать решения в проблемной речевой ситуации;
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческо¬го этикета; позитивной моральной самооценке, т.е. чувству морального удовле-творения при следовании нормам этикета
7 Благодарность
I 2 2 создавать текст на основе расшифровки записи нескольких участников обсуждения (на основе материалов медиазанятия);
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий; доброжелательной речевой стратегии в отношении к окружающим
-оптимизму в восприятии мира;
Итоговое мероприятие «Экология языка-экология нравственности» строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
позитивная моральная самооценка, т.е. чувству морального удовлетворения при следовании нормам этикета
Итого: 34 часа 11 12 11 Список литературы
1.Речевой этикет в ситуациях и заданиях ; 5 класс [Электронный ресурс]. — URI.: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/90a91 b0a-4fl5-4398-a856-73 Id4fdfa3ec/, свободный. Загл. с экрана.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). — Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. — 192 с.
3.Васильева-Гапгус Л. Азбука вежливости. — М.: Педагогика, 1989.
4.Насонкина С.А. Уроки этикета / Худ. И.Н. Ржевцева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, —40 е.: Ил.
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 160 с. (В помощь психологу)
6.Хаткина М.А. Веселые уроки кота Этикета / М.А. Хаткина. — Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.
7.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. — М.: Книголюб, 2004. — 64 с. (Развивающие сказки для детей)
8.Этикет. — М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. — 272 е., с илл. (Энциклопедии)