План-конспект урока по обществознанию Социальное развитие и молодежь
Тема урока: Социальное развитие и общество
Цели урока:
Образовательная - формирование: понятия «молодежь»; собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации; выявление социальных проблем молодежи в современном обществе.
Развивающая - формирование умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения.
Воспитательная - формирование: собственного социального поведения, направленного на успешное решение личностных или общественных проблем.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: мульт. презентация, проектор.
Ход урока:
Здравствуйте!
Посмотрите, пожалуйста, на экран и вспомните слова
Е. Базарова из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»: «…Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?».
1 Евгений Базаров, главный герой романа, он был в каком возрасте? Почему он задавал такие вопросы? Актуальны ли эти слова на сегодняшний день?
Речь идет о «молодежи». Да, действительно Евгений Базаров был молод. Он искал ответы на многие вопросы. Видимо каждый человек в этом возрасте начинает задуматься о своей полезности? Что он сможет сделать для страны? Кто ему поможет?
Как вы считаете, о ком пойдет речь на уроке?
Правильно сегодня мы поговорим о теме «Социальное развитие и молодежь».
Давайте раскроем суть термина «социальное развитие», что значит «социум», социум это общество, значит мы поговорим о развитии общества и молодежи.
Давайте откроем тетради и запишем число и тему сегодняшнего урока.
Сегодня ребята нам предстоит раскрыть такие вопросы как:
План урока:
Социальные процессы в современной России
Молодежь – как социальная группа
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Молодежная субкультура
Ребята, откройте учебники стр 209, и попытайтесь мне ответить, какие проблемы в социальной сфере можно выделить сегодня?
Социальное расслоение, имущественная дифференциация. Разделение общества на богатых и бедных. Кадыг оолНезащищённость групп социального риска (многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры). НачынУсложняется социальная структура общества, появились новые группы и социальные слои общества «предприниматели и банкиры, мелкие торговцы, «новые русские», «новые бедные».
Нарастание социальных различий по территориям. ОмааМаргинализация отдельных слоёв общества. АйсланаКриминализация общества. СилимааКакое место занимает молодежь в социальной структуре общества? На этот вопрос существует 2 точки зрения:
1 точка зрения: Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.
2 точка зрения: Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.
Да, ребята вы правы. Действительно молодому человеку самостоятельно тяжело найти свое место в жизни. Молодые люди нуждаются в поддержке не только от государства, но и от родителей, от близких ему людей. Но, если человек перед собой поставил конкретную цель, он должен добиться его независимо от мнения других, и не дожидаясь поддержки со стороны.
МОЛОДЕЖЬ – ЭТО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА, ВЫДЕЛЯЕМАЯ НА ОСНОВЕ СОВОКУПНОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРСТИК, ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Возрастные рамки молодежи:
(В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 35 лет.)
Возрастные рамки молодежи
младшая группа: подростки 14 - 15 лет . Находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак);
средняя группа: молодежь 16 —24 года. Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей;
старшая группа: молодые взрослые 25—35 лет . Это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт.
Молодёжь как социальная группа.
Молодёжь это люди в возрасте от 14 до 30-35 лет.
В этот период молодой человек завершает определённый этап в образовании, постигает начала профессии, обзаводится семьей, определяется с местом жительства и работой.
Происходит социализация человека, то есть, его приспособление к обществу, нахождение себя в нём, обретение своего места, усвоение знаний, навыков, ценностей для полноценного участия в жизни.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Дайте определение - что такое социальная роль?
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ- это нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.
Я вам раздаю таблицу для сравнения социальных ролей: Работника, Семьянина, Студент, Гражданина. Давайте, поработаем группой.
Молодёжная субкультура
Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?
Каковы основные мотивы , побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Панки
Визитная карточка
Название субкультуры: Панки
Происхождение названия: punk - неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой.
Дата появления: Первая половина 30-х годов.
Страна: Великобритания, Уэльс
Стиль одежды: Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах.
Поведение: Ведут себя непристойно, грубо и вызывающе, употребляют спиртные напитки и наркотики, курят.
Увлечения: Музыка в стиле «панк» и «панк-рок»
Готы
Визитная карточки
Название субкультуры: Готы
Происхождение названия:
Дата появления: начало 1920-х г.
Страна: Америка
Стиль одежды: Черная одежда, волосы, крашенные в черный цвет
Поведение: Таинственные и загадочные, мрачные, иногда даже странные, часто впадают в депрессивное состояние.
Увлечения: Любят собираться на кладбище, готическое искусство.
У готов можно встретить разные символы, но основной – египетский символ жизни. Также часто используются и другие- такие как «глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже. Есть ещё множество разных символов смерти- украшения с гробиками, черепами…к чисто готическим символам можно добавить летучих мышей…
ЭмоВизитная карточки
Название субкультуры: Эмо
Происхождение названия: От англ. “emotion” – эмоция.
Дата появления: 1988 г.
Страна: Америка
Стиль одежды: Одежда в розово-черных тонах, с двуцветными узорами и стилизованными значками.
Поведение: Яркие, веселые, эмоциональные.
Увлечения: Эмо-музыка, коллекционирование ярких значков
Хиппи
Визитная карточки
Название субкультуры: Хиппи
Происхождение названия: от англ. to be hip, означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“»,
Дата появления: 1940-1950-е г.г.
Страна: Америка
Стиль одежды: Джинсы, джинсовая куртка или балахон неопределенного цвета, распущенные волосы, тонкая повязка на голове, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.
Поведение: Философы по своей натуре, религиозные, верят в «Высшие силы», не исключают существование Бога, верят в Иисуса Христа, стремятся быть подобными ему, любят свободу, романтики.
Увлечения: Философия Востока, мягкий рок, в частности, группа "Аквариум", этническая музыка разных народов.
ГранджерыВизитная карточки
Название субкультуры: Гранджеры, гранжеры
Дата появления: середина 1980-х г.
Страна: Америка
Стиль одежды: Рваные джинсы, рубашки на выпуск, джинсовые и кожаные куртки, кеды, одежда second.
Поведение: Неряшливы и неопрятны, «бунтовщики» против жизненных устоев, общечеловеческих норм и моралей.
БайкерыВизитная карточки
Название субкультуры: Байкеры
Происхождение названия: от англ. bike - "мотоцикл"
Дата появления: середина 1901 г.
Страна: Америка
Стиль одежды: Кожаные брюки, кожаные куртки и перчатки, темные очки, борода.
Поведение: Всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру – Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному.
Увлечения: Музыка в стиле «Рок», быстрая езда на мотоциклах
Увлечения: Музыка в стиле «ГранджМотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.
Социальная потребность в общении,
Самоутверждении,
Престиже,
Стремление улучшить свою жизнь
Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).
Вывод:
Какое положение занимает молодежь в современном обществе?
Как идет развитие социальных ролей, и стоит ли на них вступать?
Какие виды молодежной субкультуры существует в современном мире? В чем ее особенность?
Практические рекомендации
1. Расширяйте свой кругозор, следите за происходящими в обществе социальными изменениями, что поможет вам в выборе профессии и своего места в жизни.
2. Занимайтесь самообразованием, приобретайте знания и умения , которые высоко ценятся на современном рынке труда.
3. Воспитывайте в себе социально значимые качества, которые помогут вам «устоять» перед многими жизненными неприятностями, требовательность к себеи доверие окружающим, потребность и готовность постоянно учится.
Домашнее задание: Параграф 19. Эссе на тему:
Самоанализ урока.
В ходе урока реализованы следующие развивающие задачи: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Логическое мышление, творческое воображение реализовывались при работе с таблицей и вопросами (причинно - следственные связи), групповой работе. В течение урока формировались коммуникативные умения (обогащение и усложнение словарного запаса, умение налаживать межличностные отношения, взаимопонимание, умение общаться с целью получения новых знаний).
Формирование положительного отношения и мотивации к учебе достигается за счет отбора материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся. Таким образом, образовательные и воспитательные задачи способствуют реализации принципа развивающего обучения: развитию внимания, речи и логического мышления.
На уроке обучающиеся проявили умение работать в группе, находить компромиссное решение и лаконично высказываться, аргументировать свою позицию, критически относиться к принимаемым решениям. Обучающиеся проявили базовую ИКТ компетентность в процессе работы с Интернет-ресурсами, выбором нужной информации из предложенной им. В результате ребята познакомились с новой темой, выявили проблемы современного общества и предложили пути их решения; доказали, что проблема отцов и детей актуальна во все времена, используя не только свой жизненный опыт, а также знания литературных произведений, что показывает наличие на уроке межпредметной связи (обществознание и литература). На уроке обучающиеся проявили умение работать в группе и самостоятельно, находить правильное решение и лаконично высказываться, аргументировать свою позицию, критически относиться к принимаемым решениям. Обучающиеся проявили базовую ИКТ компетентность в процессе работы с информацией.