Конспект по теме: С.Я.Маршак Кот и лодыри
Этап урока Методы, приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Оборудование
Орг. момент
С - беседа Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Александровна сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Посмотрите все ли готово к уроку. Учебник, дневник. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Л – самоопределение к деятельности Изучение нового материала, формирование умений
Словесные (беседа)
Групповая работа
Наглядно-демонст. На прошлых уроках вы знакомились со многими поэтами, а с каким познакомимся сегодня вы узнаете, решив примеры и выстроив их в порядке возрастания.
9-8=1 (С)
9-5=4 (А)
3+3=6 (М)
2+7=9 (У)
7+3=10 (И)
20-9=11 (Л)
18-6=12 (М)
15+4=19 (А)
13+3=16 (Р)
14+4=18 (Ш)
17-4=13 (А)
10+10=20 (К)
- Посмотрим, что же у вас получилось?
- Правильно, сегодня мы познакомимся с Самуилом Маршаком. Слайд 1 9-8=1 (С)
9-5=4 (А)
3+3=6 (М)
2+7=9 (У)
7+3=10 (И)
20-9=11 (Л)
18-6=12 (М)
15+4=19 (А)
13+3=16 (Р)
14+4=18 (Ш)
17-4=13 (А)
10+10=20 (К)
-Ответы детей
-Ответы детей
Коммуникативные
Логические
Слайд 1
Изучение нового материала, формирование умений
Подготовка к первичному восприятию
Первичное восприятие
Эмоциональный отклик на прочитанноеЧтение текста детьми
Словарная работа
Анализ произведения
Словесный – рассказ
Словесный – работа с книгой
Словесные (беседа)
Наглядно-демонст.
Словесные
Наглядно-демонст.
С – беседа
Словесный – работа с книгой
С - беседа
Словесный – работа с книгой
Наглядно-демонстр.
Словесный – беседа
Словесный – беседа
- С.Я Маршак родился 1887 в Воронеже. Отец варил мыло, а мама занималась хозяйством т. к. в семье было 6 детей. Жили бедно. Начиная с детства Самуил писал, сочинял, фантазировал. Самуил был очень старательным и любил учиться. Первые стихи пытался сочинять еще в 4 года, а впервые опубликовали его стихи, когда ему было уже 20 лет. Он писал для детей стихи, сказки, загадки. Маршак был, переводчиком, а переводчиком быть очень сложно, ведь язык с которого переводишь, нужно знать очень хорошо. Но больше прославился как поэт.
- Ребята, кто знает, кто такой поэт?
- Правильно, а вот какие стихи писал Самуил Яковлевич Маршак, мы узнаем, прочитав статью на стр. 24.
- Так для кого же писал Самуил Яковлевич Маршак?
- Как влияют стихи Маршака на читающего?
- А еще?
- Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был большим другом детей, показывал, что стихами можно рассказать поучительные истории и сказки. - Сегодня мы с вами познакомимся с 1 мудрым стихом Маршака, но для этого вам нужно отгадать кроссворд.
ОТГАДЫВАЮТ КРОССВОРД
Я буду читать вам отрывки из стихов С.Я.Маршака с которыми вы знакомы с самого детства, а вы должны договаривать последние слова и вписывать их в кроссворд. Слайд 2 1.Вместо валенок перчаткиНатянул себе на (пятки).«Вот какой рассеянный»
2.Но только раздался звонокУдрал из вагона (щенок).«Багаж»
3.А потом, а потомСтал он умным (котом).«Усатый-полосатый»
4.Серый волк в густом лесуВстретил рыжую (лису).
5.Пообедал я сперваЗа решеткою у (льва).«Где обедал воробей?»
6.Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзину, картонку И маленькую (собачонку) «Багаж»
7.Не было в доме мышей,А было много (карандашей)«Усатый-полосатый»
8.Не хотел котенок мыться«Усатый-полосатый»И в углу за сундукомМоет лапку (языком)Опрокинул он корытце«Почта»
9.Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на (ремне)
10.Подкрепился у лисицы
У моржа попил (водицы)«Где обедал воробей»- Молодцы! сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Я.Маршака «Кот и Лодыри». Слайд 3
- Кто знает, какого человека называют лодырем?
- Как по-другому можно сказать о таком человеке?
- Как вы думаете, о чём могут разговаривать кот и лодыри?
СЛУШАЮТ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Скажите, так правильно ли мы сделали вывод о лодырях?
- Что же случилось между котом и лодырями?
- Какое впечатление на вас произвели лодыри?
- Давайте вместе с вами прочтем это стихотворение.
До слов: «На каток…»
Непонятных слов нет
До слов: «На ремне..»Ранец… (ученическая сумка, которую носят на спине, как рюкзак) Слайд 4
А коньки под мышками на ремне… Слайд 5
До слов: «Кот идёт…»
Непонятных слов нет
До слов: «- Отчего?...» Непонятных слов нет
До слов: «Скоро год…»
Непонятных слов нет
До слов: «Не учён..»- Скажите, в каком значении поэт употребил слово «грамоте»?
- Чему вас еще учат, кроме письма в школе?
- А скажите, что вам необходимо знать, чтобы писать?
- Скажите, какой сейчас предмет идёт и чему вас на нем учили в первом классе?
- Значит, что значит слова «грамота» в этом стихотворении?
- Молодцы!
Давайте продолжим чтение До слов: «Не хотят…»
Непонятных слов нет
До слов: «Не уйдёшь…»
Непонятных слов нет
До слов: «Не прочесть…»
Непонятных слов нет
До слов: «Ничему.»Непонятных слов нет
До слов: «Целый день…»
Непонятных слов нет
До слов: «На катке!…»
- Скажите, что по-вашему значит слово «грифель»?
- Посмотрим на сколько вы были близки, в толковом словаре дано определение… Слайд 6
До слов: «Скоро год…»
Непонятных слов нет
До слов: «В первый раз»
Непонятных слов нет
- Скажите, так кто же главный герой в стихотворении?
- Почему именно кот, а не собачка или птичка?
(Ассоциируется с котом учёным из А.С. Пушкина)
- Почему автор назвал ребят лодырями?
- Сколько им лет?
- Ребята, подумайте, они не могут учиться или не хотят?
- Давайте посмотрим на кота. Сколько ему лет?
- А сколько это, если перевести на человеческий возраст? (Примерно вашего возраста. 9-10 лет)
- А как выглядит кот?
- А почему он хмурый и ободранный?
- А как кот оценивает себя?
- Чего ему не хватает?
- выходит, у мальчиков есть возможность учиться, но они не учатся, а у кота – наоборот, хочет учиться, но не может.
- Скажите, как лодыри относятся к коту, как разговаривают с ним, каким тоном?
- Как кот относится к мальчикам?
- Давайте прочтём последние 4 строчки
- Что же больше всего поразило кота?
- Как вы относитесь к коту?
- Как вы относитесь к лодырям?
- В каких словах содержится главная мысль, кто их произносит.
- С кем вы больше согласны – с котом или с ребятами? - это тот, кто пишет стихи
Читают
- Для маленьких и умудрённых опытом
- Приносят радость и удовольствие
- В любом стихотворении заключена какая-либо мудрость.
Отгадывают
- Пятки
- Щенок
- Котом
- Лису
- Льва
- Собачонку
- Карандашей
- Языком
- Ремне
- Водицы
Высказывают мнения
- лентяй, бездельник
Высказывают мнения
Высказывают мнения
Высказывают мнения
Высказывают мнения
Высказывают мнения
- счёту, чтению, письму
- чтение
- чтению
- чтение
Высказывают мнения
- кот и лодыри
Высказывают мнения
- 12 лет, но читают и пишут плохо
- Прогуливают школу
- Гордятся этим, не скрывают своего негативного отношения к учёбе
- не хотят.
- Скоро год
Высказывают мнения
- хмурый, ободранный
Хмурый – не грамотный
Ободранный – живёт на улице
- Красив и умён
- Возможности учиться нет о чём жалеет
- Посмеялись над котом
- Осудил их.
Читают
- То, что дети лентяйничают и не жалеют об этом.
Их произносит кот в последнем 4стишие
Высказывают мнения Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Логические
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Логические
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Логические
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Логические
Коммуникативные Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Закрепление и систематизация применение У и Н
Обучение выразительному чтению
Выразительное чтение
Выразительное чтение
Выразительное чтение
Выразительное чтение
Информация о д/зСловесный – беседа
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Сегодня мы поучимся выразительно читать вторую часть стихотворения, со слов: «Отвечают лодыри...»
- Давайте посмотрим на эту часть стихотворения, как называется действие, когда кто-либо разговаривает, а мы с вами определили, что разговаривают лодыри и кот.
- Правильно. Диалог ведется от ребят и кота. Не забывайте об этом при выразительном чтении. В диалоге, перед речью героя стоит тире, скажите, что оно значит при выразительном чтении?
- Прочтем первое предложение, начнём с прямой речи ребят.
( - Милый кот, нам пойдёт двенадцатый скоро год.)
Скажите, что значит тире при чтении?
Запятая?
- Гордятся ли ребята тем, что они уже большие, им уже ДВЕНАДАТЫЙ ГОД! Они уже не маленькие.
- Значит, как прочтём?
- Прочтём второе предложение:
(Учат нас и грамоте, и письму, а не могут выучить ничему. )
- Что при чтении значит запятая?
- Скажите, о чём ребята говорят в этом предложении?
- Нравится ли им школа, раз они её прогуливают?
- Значит, как нужно прочитать, чтоб остальные поняли, что школа не нравится ребятам?
- Следующее предложение (НАМ УЧИТЬСЯ ЛОДЫРЯМ ЧТО-ТО ЛЕНЬ)
- Запятые?
- Подумайте, ведь дети сами признаются, что они лодыри, как это нужно прочесть?
- Да. Ведь им совсем не стыдно признаваться в том, что они бессовестные лодыри, которые не хотят учиться.
Прочтём следующее предложение (НА КОНЬКАХ КАТАЕМСЯ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ)
- Тут нет знаков препинания, но дети говорят о том, ради чего прогуливают школу, ради удовольствия! Как прочтём?
- Прочтем следующее предложение (МЫ НЕ ПИШЕМ ГРИФЕЛЕ НА ДОСКЕ, А КОНЬКАМИ ПИШЕМ МЫ НА КАТКЕ)
- Запятая при чтении?
- Восклицательный знак при чтении?
- Обратите внимание, это одно предложение, поделено на две части. В первой говорится о школе, читаем пренебрежительно, а вторая посвящена радости и развлечению, значит читаем протяжно, довольно.
- Начнём опять с прямой речи. Кто теперь говорит?
- Прочтём предложение, которое начинается с прямой речи кота.(МНЕ, КОТУ УСАТОМУ,СКОРО ГОД)
- Запятая при чтении?
- Как по-вашему мы должны прочитать речь кота?
- Кот считает себя мудрым, поэтому отвечает ребятам медленно, рассудительно, с насмешкой над глупыми ребятам, ведь они не пользуются возможностью учиться.
- Прочтем последнее предложение (МНОГО ЗНАЛ Я ЛОДЫРЕЙ ВРОДЕ ВАС, А С ТАКИМИ ВСТРЕТИЛСЯ В ПЕРВЫЙ РАЗ!)
- Запятая при чтении?
- Восклицательный знак при чтении?
- Давайте попробуем прочесть выразительно текст за лодыря, не забывая, о знаках препинаниях.
- Давайте попробуем прочесть выразительно текст за кота, не забывая, о знаках препинаниях.
- Молодцы.
- Сейчас проведём конкурс чтения. Представьте, что вы на конкурсе, для вас очень важна победа. Прочетём отрывок по ролям, я буду за автора, а ВАСЯ за лодыря, СВЕТА за кота.
- Итоги конкурса
- На дом вам будет задано подготовить выразительное чтение всего стихотворения - Диалог
- более длительная пауза
- длительная пауза
- небольшая пауза
- Гордятся
- Громко, с гордостью
Небольшая пауза
- О школе
- нет
- с пренебрежением.
- небольшая пауза
- Протяжно, нахально
- Протяжно, довольно
- небольшая пауза
- Эмоциональное прочтение
- кот
- небольшая пауза
- Высказывают мнение
- небольшая пауза
- Эмоциональное прочтение
- Читают
- Читают Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Логические
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Логические
Регулятивные Подведение итогов Словесные (беседа)
Рефлексия - Ребята, давайте вспомним, какие стихотворения писал С.Я. Маршак?
- Так чему же учит нас это стихотворение?
- Так для чего же нам нужно учиться? Ведь развлечение это так весело.
- Я согласна с вами, ведь мы получаем знания, развиваем мозги, расширяем кругозор. Учимся думать, рассуждать, быть внимательными. Всё это пригодится нам не только в работе, но и в жизни.
Слайд 7 - поучительные
Высказывают мнения
Высказывают мнения Коммуникативные
Регулятивные
Логические
Слайд 7
9-8= (С) 9-5= (А)
3+3= (М) 2+7= (У)
7+3= (И) 20-9= (Л)
18-6= (М) 17-4= (А)
13+3= (Р) 14+4= (Ш)
10+10= (К)
15+4= (А)