Урок литературного чтения С.Я. Маршак «Кот и лодыри»










Предмет: литературное чтение
Тип урока: комбинированный
Тема: С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
Класс: 2 Б
Учитель: Кирьянова Татьяна Валериевна

































Тема: С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
Цели и задачи:
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение
-познакомить с творчеством С.Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»;
формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям, проникать вглубь произведения);
проводить работу по совершенствованию навыка чтения;

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Средства обучения: Учебник « Родная речь» ,опорный конспект, портрет ,выставка книг С.Я.Маршака , карточки со словами «С.Я.Маршак, поэт взрослых ,детский поэт, автор пьес, сатирик, переводчик ,ленивец, неряха , лодырь, бездельник, лентяй», изограф, толковый словарь, письмо кота, словарь настроений ,карточки с пословицами, закладка по чтению, схема анализа произведения

























Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Личностные УУД:
- осознанность учения

Речевая разминка.
Актёрская мастерская
Игра «Доскажи словечко»:
За лопатою .. ( метла)
Вдоль по улице пошла.

Но как чёрная . ( железная нога)
Побежала, поскакала кочерга.

Чашки и ложки
Скачут по .( дорожке).

А на нём , а на нём
Как на лошади верхом,
..(Самоварище) сидит
И товарищам кричит:
Уходите, бегите , спасайтесь!



Проверка
домашнего задания.


А а) Выразительное чтение сказки.
Б) Работа в группах. Ответить на вопросы.
1 группа:
Назовите настоящие имя Чуковского.
В какой сказке прословляли воробья?
Как звали командира мочалок?

2 группа:
Что купила муха на базаре?
На чём ехали комарики?
Кто посмел украсть солнце?

3 группа:
Как звали хозяйку лентяйку?
Что случилось с бегемотом?
Как зовут доктора?


Познавательные:
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы группы.

Личностные УУД:
- развитие доброжелательности к людям
Коммуникативные УУД:
-речевая деятельность

Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи
I.Побуждающий к проблеме диалог.
-Прочитайте выразительно отрывки из произведений известного автора:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне.

Не хотел котенок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
И маленькую собачонку.

-Кто автор этих строк?
-А как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете , выполнив следующие задания:
-близкий родственник тигра, льва, пантеры, живёт рядом с человеком. (кот)
- подберите синоним к словам: бездельник, лентяй, лежебока, ленивец (лодырь).
-Кто догадался, как называется это произведение?

II. Целеполагание.
- Ребята, ваша цель на уроке. (Ответы детей)
Моя цель


Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:
- учебная мотивация





РегулятивныеУУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Изучение нового материала.

а)-Посмотрите на портрет С. Я. Маршака. Что вы можете сказать об этом человеке?
( ответы детей)
-подвести итог.

Б)Работа со статьёй.
-Мы прочитаем статью о С.Я.Маршака, и вы ответите на вопрос : «Для кого писал С,Я,М,»
Чтение статьи вслух. Ответы на вопросы.
-Для кого писал С.Я.М. ?
- Как автор называет стихи С.Я.М.?
-Что значит: стихи настоящие?

II.Чтение авторского текста .
-Я читаю произведение, вы скажите , к какому жанру мы его отнесём ?
(дети выдвигают свои гипотезы (сказка? стихотворение? и т.д.), называют признаки каждого жанра, ( на доске появляются карточки с названием каждого жанра, а под ними признаки жанра) сами доказывают или опровергают свои гипотезы, делают вывод.

III. Работа над тестом.
-О чём рассказал нам поэт в этом стихотворение?
-Кто главные действующие лица произведения?
-Найдите отрывок в котором даётся описание кота.
-Что вы можете сказать о лодырях? Какими вы их себе представляете?
-Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри?
-Чему учит это сказка? Прочитайте этот отрывок.
-Найдите и прочитайте главную мысль этого стихотворения.
IV.Словарная работа.
Грифельная доска.(заранее подготовленный ученик рассказывает,что это такое), на доске иллюстрация.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других.


Познавательные УУД:
смысловое чтение

- анализ объектов
Личностные УУД:
- самооценка

Физкультурная минутка
(тренажёр для глаз)




























































V.Работа над выразительным чтением.
-Чтобы выбрать правильную интонацию , давайте подумаем, какое лицо соответствует настроению кота, а какое настроению лодырей. Докажите.
( выбор соответствующей маски).
- слушание аудио записи.
( дети слушают и подражают актёру)

- слушание аудиозаписи.
( дети слушают и подражают актёру)
Чтение по ролям.
-Сколько актёров нам понадобится?
( автор, кот, лодыри)
-чтение стиха по ролям.


-Сколько актёров нам понадобится?
( автор, кот, лодыри)




Познавательные УУД:
- смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное

- управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по ролям)
- взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.







Физкультурная минутка




Творческое задание

(работа в группах)
Подготовка к творческому заданию
В ыбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.
1 г руппа.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Не с тыдно не знать, стыдно не учиться.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
Учись смолоду – пригодится в старости .
Жадность всякому горю начало.
2гр уппа.
Мудрым никто не родился ,а научился.
Робкого и тень страшит.
Уч ение- путь к умению.
На языке медок, а на уме ледок.
Ко рень ученья горек , да плод его сладок. Сметка дороже богатства.
Проверка.

-пока мы подводим итоги урока, наши гости проверят, как группы выполнили работу
Познавательные УУД:
- установление причинно-следственных связей

- структурирование знаний


Регулятивные УУД:
- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе;
-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные УУД:
- адекватное реагирование на трудности;
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Итоги урока
-дети называют названия произведений, карточки с названиями вывешиваются на доске, первая буква выделена красным.
1) Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки и
И огарочек свечи. (Сказка о глупом мышонке)

2) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
-Это он, это он, ленинградский почтальон. (Почта)

3) Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то. (Азбука в стихах)

4) Унесла мышонка кошка
И поёт – не бойся крошка. (Сказка об умном мышонке)

5. Пришёл июнь.
Июнь, июнь!
В саду щебечут птицы Но одуванчик только дунь-
И весь он разлетится ( Июнь)

6. Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж. (Багаж)


7. Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку - обезьяну
В подарок нам привёз. (Обезьяна )
Получилось слово:
СПАСИБО
-С творчеством какого писателя мы познакомились?
-Какое произведение мы читали?
-Чему учит это стихотворение?

Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия.


Я понял, что Было интересно
Было трудно Мне захотелось У меня получилось На следующем уроке мы
Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.

Личностные УУД:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности.

Домашнее задание







15