Урок литературного чтения С.Я. Маршак «Кот и лодыри» 
Предмет: литературное чтение
Тип урока: комбинированный
Тема: С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
Класс: 2 Б
Учитель: Кирьянова Татьяна Валериевна
Тема: С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
Цели и задачи: 
формировать у учащихся универсальные учебные   действия:  
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация): 
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
 - Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
           познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение    
          -познакомить с творчеством С.Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; 
           формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям, проникать вглубь             произведения);
        проводить работу по совершенствованию навыка чтения; 
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Средства обучения: Учебник « Родная речь» ,опорный конспект, портрет ,выставка книг С.Я.Маршака , карточки со словами «С.Я.Маршак, поэт взрослых ,детский поэт, автор пьес, сатирик, переводчик ,ленивец,  неряха , лодырь, бездельник, лентяй», изограф, толковый словарь, письмо кота, словарь настроений ,карточки с пословицами, закладка по чтению, схема анализа произведения 
Этапы урока
                                    Ход урока
Формирование УУД
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. 
Личностные УУД:
- осознанность учения
Речевая разминка.
Актёрская мастерская
Игра «Доскажи словечко»: 
За лопатою .. ( метла)
Вдоль по улице пошла.
Но как чёрная . ( железная нога)
Побежала, поскакала кочерга.
Чашки и ложки
Скачут по .( дорожке).
А на нём , а на нём
Как на лошади верхом,
..(Самоварище)  сидит
И товарищам кричит:
Уходите, бегите , спасайтесь!
Проверка
 домашнего задания.
А   а) Выразительное чтение сказки.
       Б) Работа в группах. Ответить на вопросы.
      1 группа:
Назовите настоящие имя Чуковского.
В какой сказке прословляли воробья?
Как звали командира мочалок?
2 группа:
Что купила муха на базаре?
На чём ехали комарики?
Кто посмел украсть солнце?
3 группа: 
Как звали хозяйку лентяйку?
Что случилось с бегемотом?
Как зовут доктора?
Познавательные:
- находить ответы на вопросы ; 
- делать выводы в результате совместной работы группы.
Личностные УУД:
- развитие доброжелательности к людям
Коммуникативные УУД:
-речевая деятельность
Актуализация знаний. 
Постановка учебной задачи
I.Побуждающий к проблеме диалог.
-Прочитайте выразительно отрывки из произведений известного автора:
           Кто стучится в дверь ко мне 
            С толстой сумкой на ремне.
            Не хотел котенок мыться
            Опрокинул он корытце
            И в углу за сундуком
            Моет лапку языком.
             Дама сдавала в багаж 
             Диван, чемодан, саквояж,
             Картину, корзину, картонку        
           Пробирается медведь 
           Сквозь лесной валежник.
           Стали птицы песни петь,
           И расцвел подснежник.
           Вместо шапки на ходу 
           Он надел сковороду.
           И маленькую собачонку.
-Кто автор этих строк?
-А как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете , выполнив следующие задания:
-близкий родственник тигра, льва, пантеры, живёт рядом с человеком. (кот)
- подберите синоним к словам: бездельник, лентяй, лежебока, ленивец (лодырь).
-Кто догадался, как называется это произведение?
II. Целеполагание.
- Ребята, ваша цель на уроке.  (Ответы детей)
 Моя цель
Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания
Личностные УУД:
- учебная мотивация
РегулятивныеУУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Изучение нового материала.
а)-Посмотрите на портрет С. Я. Маршака. Что вы можете сказать об этом человеке?
( ответы детей)
-подвести итог.
Б)Работа со статьёй.
-Мы прочитаем статью о С.Я.Маршака, и вы ответите на вопрос : «Для кого писал С,Я,М,»
Чтение статьи вслух. Ответы на вопросы.
-Для кого писал С.Я.М. ?
- Как автор называет стихи С.Я.М.?
-Что значит: стихи настоящие?
II.Чтение авторского текста .
-Я читаю произведение, вы скажите , к какому жанру мы его отнесём ?
(дети выдвигают свои гипотезы (сказка? стихотворение? и т.д.), называют признаки  каждого жанра, ( на доске появляются карточки с названием каждого жанра, а под ними признаки жанра) сами доказывают или опровергают свои гипотезы, делают вывод.
III. Работа над тестом.
-О чём рассказал нам поэт в этом стихотворение?
-Кто главные действующие лица произведения?
-Найдите отрывок в котором даётся описание кота.
-Что вы можете сказать о лодырях? Какими вы их себе представляете?
-Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри? 
-Чему учит это сказка? Прочитайте этот отрывок.
-Найдите и прочитайте главную мысль этого стихотворения.
IV.Словарная работа.
Грифельная доска.(заранее подготовленный ученик рассказывает,что это такое), на доске иллюстрация. 
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
смысловое чтение
- анализ объектов
Личностные УУД:
- самооценка
Физкультурная минутка 
(тренажёр для глаз)
V.Работа над выразительным чтением.
-Чтобы выбрать правильную интонацию , давайте подумаем, какое лицо соответствует настроению кота, а какое настроению лодырей. Докажите.
( выбор  соответствующей маски).
- слушание аудио записи.
( дети слушают и подражают актёру)
- слушание аудиозаписи.
( дети слушают и подражают актёру)
 Чтение по ролям.
-Сколько актёров нам понадобится? 
( автор, кот, лодыри)
-чтение стиха по ролям.
-Сколько актёров нам понадобится? 
( автор, кот, лодыри)
Познавательные УУД:
- смысловое чтение; 
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное 
- управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по ролям)
- взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.   
Физкультурная минутка
Творческое задание
(работа в группах)
Подготовка к творческому заданию
 В ыбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям  их ошибку.
1 г    руппа. 
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 
Родина – мать, умей за нее постоять.
Не с тыдно не знать, стыдно не учиться. 
Лето – припасиха, зима – прибериха.
Учись смолоду – пригодится в старости .
Жадность всякому горю начало.
2гр уппа. 
Мудрым никто не родился ,а научился.  
Робкого и тень страшит.
Уч    ение- путь к умению. 
На языке медок, а на уме ледок.
Ко   рень ученья горек , да плод его сладок. Сметка дороже богатства.  
Проверка.
-пока мы подводим итоги урока, наши гости проверят, как группы выполнили работу
Познавательные УУД:
- установление причинно-следственных связей
- структурирование знаний
Регулятивные УУД: 
- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других; 
- учиться работать в группе; 
-выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 
Личностные УУД:
- адекватное реагирование на трудности;
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Итоги урока
-дети называют названия произведений, карточки с названиями вывешиваются на доске, первая буква выделена красным.
1) Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки и
И огарочек свечи. (Сказка о глупом мышонке)
2) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке, 
В синей форменной фуражке.
-Это он, это он, ленинградский почтальон. (Почта)
3) Аист с нами прожил лето,
   А зимой гостил он где-то. (Азбука в стихах)
4) Унесла мышонка кошка
   И поёт – не бойся крошка. (Сказка об умном мышонке)
5. Пришёл июнь.
  Июнь, июнь!
 В саду щебечут птицы                                                                                                                                                 Но одуванчик только дунь-
И весь он разлетится    ( Июнь)
6. Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж.  (Багаж)
7. Приплыл по океану
   Из Африки матрос,
  Малютку - обезьяну 
 В подарок нам привёз. (Обезьяна )
Получилось слово:
 СПАСИБО
-С творчеством какого писателя мы познакомились?
-Какое произведение мы читали?
-Чему учит это стихотворение?
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Рефлексия.
Я понял, что Было интересно 
Было трудно Мне захотелось У меня получилось На следующем уроке мы 
Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.
Личностные УУД:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности.
Домашнее задание
15