Урок по обществознанию для 11 класса «Социальное развитие современного общества»

обобщающий урок
в рамках подготовки к ЕГЭ

«Социальное развитие современного общества»

в 11 классе
План – конспект










Учителя истории и обществознания
высшей категории
Мироненко Елены Борисовны.










МБОУ «СОШ № 33 им. П.А. Столыпина»
Энгельсского МР Саратовской области



Тема урока : « Социальное развитие современного общества»

« Мышление-реторта! Надо ждать
Пока твое сознанье не созрело.
Тьму-прочь! И прежде, чем создать,
Себя ученью посвяти всецело»
( Иоганн Вольфганг Гёте
немецкий философ, поэт, ученый)

Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме, актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;
Развивать у учащихся умения работать в группе, подбирать информацию, решать задачи, выполнять задания и грамотно заполнять бланки ЕГЭ.
Способствовать воспитанию личности обучающихся, активной гражданской позиции, социализации учащихся.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Методы обучения:
Элементы интерактивного и проблемного обучения,
самостоятельная работа с тестами,
работа в парах и группах,
беседа с элементами дискуссии.

Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, тесты части А для самостоятельной работы, карточки с заданиями для групп, тексты части С, учебник « Обществознание» 11 класс профильный уровень под ред .Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского

План урока

I . Организационный момент
II. Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся
III. Собственно учебная деятельность ( повторение, обобщение, систематизация понятий, выполнение различных вариантов заданий ЕГЭ и тестов по теме, работа в группах)
IV Заключительная часть


Ход урока
Слайд 1
Вступительное слово учителя ( 0,5 мин.):
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме
« Социальное развитие современного общества». В начале урока мне бы хотелось определить, насколько вы знакомы с темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю вспомнить и выписать на доске известные вам понятия по этой теме.
( Прием мозгового штурма) ( 2 мин.)
На доске двое учащихся фиксируют понятия темы, которые называют с мест учащиеся класса.


Слайд 2
Учитель: ( 0, 5 мин.) Вы достаточно много знаете по данной теме, меня это очень радует. Все понятия, которые Вы вспомнили, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение и одновременно познакомимся с возможными вариантами заданий по теме, которые могут Вам встретиться в работе на экзамене.

Открывается слайд 3 ( 0,5 мин.)
Учитель: Каждый человек является членом нескольких социальных групп
Вспомнить, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют, нам поможет выполнение заданий , которые могу Вам встретится на экзамене.

Открывается слайд 4 ( 3 мин.)
( С5) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие социальная группа? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе

Примерный ответ: Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации). примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности.
Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.
( С1) Назовите любые три причины объединения людей в группы

Примерный ответ:
группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности
в группе человек удовлетворяет то или иной интерес
в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить



Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.
Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству.

Демонстрируется слайд 5 ( 1,5 мин.)

В(.4) Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, выпишите цифры, под которыми они указаны.
уровень доходов
место в системе общественного производства
отношение к средствам производства
основные черты образа жизни
роль в общественной организации труда
социальный престиж

Ответ: 146

Демонстрируется слайд 6 Богатые и бедные

Учитель: В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые) .

Работа в группах по карточкам-заданиям. ( 10 мин.)

Задание №1:

Причины бедности.
Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.

Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.

Задание №2:

Как бороться с бедностью?
В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:
- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога
- предоставление пособий малоимущим гражданам
- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства
- стимулирование производства и экономического роста

Дополните приведенный перечень.

Какое из направлений вы считаете наиболее важным?

Задание №3:

Ты и убогая
Ты и обильная
Ты и могучая
Ты и бессильная
Матушка Русь.
(Н. А. Некрасов. )

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.

Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.

Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

Демонстрируется слайд 7 ( 2 мин.)

(С7) Проанализируйте ситуацию
После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Примерный ответ: Данный сюжет иллюстрирует вертикальную восходящую социальную мобильность. Факторами, которые способствуют перемещению в “социальном пространстве”, выступают: получение образования, брак с человеком, имеющим более высокий социальный статус и т. п. Подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов.

Демонстрируется слайд № 8
( Схема социальной мобильности)
Далее слайд 9 - схема социального статуса личности ( обе схемы – 1,5 мин.)

Учащиеся называют и уточняют признаки понятий “социальная мобильность”, «социальные лифты», “социальный статус”, “социальная роль”.

Демонстрируется слайд 11 ( 2 мин.)
- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей?
- Покажите ее на конкретных примерах

ответ: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписывается ( от него ожидаются) определенные модели ( типы поведения).приводятся примеры: от ученика- посещение школы, освоение учебных предметов, соблюдение дисциплины на уроках; от руководителя предприятии – ответственных решений, заботы о членах коллектива, - от родителей – заботы о детях, их воспитание и т. д.

Демонстрируется слайд 12 ( 1,5 мин.)

( В.3) Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца


1) мужчина А) прирожденный статус
2) высшее образование Б) приобретенный статус
3) 25 лет;
4) инженер;
5) женат
1
2
3
4
5









Ответ:АБАББ
обратите пожалуйста, внимание, как правильно записывается ответ в заданиях части В – без пробелов и запятых.

Демонстрируется слайд 13 ( работа в парах) ( 2 мин.)

Выполняют задания:
( В.5)Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.
Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.
Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.
По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1
2
3
4






Ответ: АААБ

Слайд создать

Учитель: “Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.

- Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.

Тогда Ягужинский сказал Петру:

Учитель: Как вы думаете, ребята, что ответил Ягужинский Петру I?

Предположения ребят.
Ответ Ягужинского:
- Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.
Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал”.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие следующие понятия темы мы будем с вами повторять?

Предположения ребят

Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.




Демонстрируются слайд №14 ( 1,5 мин.)

Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?
А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.
Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.
1.) верно только А, 2.) верно только Б,
3) верны оба суждения, + 4) оба суждения неверны

В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

Демонстрируются слайд № 15 ( по 1,5 мин.)
Что такое санкции? Назовите виды санкций.
Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему? учащиеся вспоминают понятия, после чего выполняют задание.
- Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.

- Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе, регулятор действий и поступков людей.

- Отклоняющееся поведение - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

- Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Демонстрируются слайд № 16 ( 2 мин. )

( В3) Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
А) проявление недружелюбия 1) формальные негативные санкции
Б) наложение штрафа 2) неформальные негативные санкции
В) объявление выговора
Г) объявление бойкота
А
Б
В
Г






Правильный ответ: 2112

Учитель: Мы повторили основные понятия изученной нами темы и рассмотрели основные варианты заданий части В и С. Сейчас я предлагаю Вам выполнить более простые задания, содержащиеся в части А работы.
Далее проводится небольшое тестирование по вариантам. ( 10 минут)
после тестирования - взаимопроверка,
Подведение итогов урока, рефлексия (3 минуты)

какие понятия на сегодняшнем уроке не были нами рассмотрены?
Какие вопросы вызвали у Вас затруднение?

По тем вопросам, которые мы не успели сегодня рассмотреть Вы получите задания их выполнить в виде текстов, с которыми Вы можете встретиться в части С работы на экзамене.

Домашнее задание: по выбору – работа с тестом и ответы на вопросы и эссе

























Тестирование часть А
Вариант 1
А1. Деление общества на группы называется
социальным перемещением
социальной дифференциацией
социальной адаптацией
социальным поведением ,

А2. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними это
характер общества
политика общества
структура общества
социальная мобильность

A3. Маргиналами называют
наиболее богатых членов общества
наиболее бедных членов общества
деклассированные элементы
пограничные слои и группы

А4. Племена и народности это
исторические типы общества
социальные страты
этнические общности
социальные группы

А5. Глубинная причина всех социальных конфликтов это
несовпадение интересов
различные воззрения социальных групп
зависть людей друг к другу
несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

А6. Межнациональное сотрудничество способствует:
A. Развитию национальной культуры
B. Преодолению национальной ограниченности
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны









А7. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?
А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.
Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны

А8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?
дети
пожилые люди
мужчины
молодежь
А9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам это
самоконтроль
самообразование
социализация
самореализация


А10. К показателям предписанного статуса личности относится
карьера
возраст
квалификация
образование

All. Вертикальная социальная мобильность проявляется при
смене вероисповедания
перемене места жительства
повышении по службе
переходе с одного места работы на другое на такую же должность


А12. Какой критерий не является признаком социальной группы?
демографический
этнический
поселенческий
религиозный






Тестирование часть А
Вариант 2

А1. Любая социальная группа характеризуется
малочисленностью состава
общностью социального статуса
неформальным контролем поведения
родственными отношениями

А2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит
армию
церковь
школу
все перечисленное

A3. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется
аморальным
девиантным
безнравственным
противоправным
А4. Социальный статус приобретается в результате
трудовой деятельности
процесса обучения
семейного воспитания
социализации

А5. Преодолению национальных противоречий способствует
обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности
перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
переход к рыночным методам ведения хозяйства
государственная поддержка малого бизнеса

А6. Верно ли суждение?
А. Страты выделяют по одному существенному признаку.
Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны











А7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.
Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
высокой политической активностью
общностью быта
общими увлечениями
профессиональными интересами

А9. К показателям достигаемого статуса личности не относится
карьера
возраст
квалификация
образование
А10. К малым группам в отличие от больших можно отнести
мелких предпринимателей страны
директоров предприятий региона
бригаду рабочих на крупном предприятии
рабочих страны
All. Социальные санкции подразделяются на
поощрения
награды
наказания
убеждения
А12. Любая социальная норма
является обязательным правилом поведения
обеспечивается принудительной силой государства
регулирует общественные отношения
выражается в официальной форме















Прочитайте текст и выполните задания С1С4.

Принадлежность к группе
В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-конценции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
Р. Бэрон

CI. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.-

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения. -















Прочитайте текст и выполните задания С1С4

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
«Молодежь это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи... используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле потерянным поколением.
Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе».
(И.М. Ильинский. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи)

С1. Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?
С2. В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?
С3. Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть
эту роль?
С 4. Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните,
в каком обществе живет современная российская молодежь.












13PAGE 15


13PAGE 141415