Доклад на тему Дулат Бабатай?лы
Выдающийся казахский поэт-мыслитель до абаевской поры Д. Бабатайулы родился в нынешнем Аягузском районе Семипалатинской области в семье бедняка-кочевника. Живя в краю, где ораторское и поэтическое искусство испокон веков ценились превыше всего, впитав все лучшее из творчества предшествовавших казахских мыслителей из древних исторических преданий и эпических сказаний, Дулат стал одним из образованнейших людей своего времени.
С его помощью до нас дошли стихотворные произведения Ахтамберды-жырау, поэта XVII столетия. А самое примечательное, что Дулат Бабатайулы- первый казахский поэт, стихи которого были изданы типографским способом и опубликованы книгой. Первый сборник «Өсиетнама» («Книга поучений»), подготовленный к изданию человеком по имени Сейилулы Мауликен, вышел в Казани в 1880 году. Здесь он пытается объяснить в этико-педагогическом плане разницу между добром и злом, хорошим и дурным поступком, щедростью и скупостью, просвещенностью и невежеством.В нем собрано около восьмисот строк стихов Дулата. Наряду с этим, стихи Дулата собирал человек по имени Байдильда (1839–1919), а, кроме них, еще были Габбас Байдильдаулы и Шакир Абенулы, которые сохранили рукописи со стихами Дулата. Так, более 1500 строк стихов Дулата дошли до людей, став бесценным духовным наследием. Во времена советской власти стихи Дулата назывались антинародными, враждебными, воспевающими байскую жизнь и цели феодалов, намеренно искажая их смысл и значение. Что можно сказать по поводу такого трактования стихов Дулата, если строки, в которых говорилось, что от биев и баев, не защищающих свой народ и не болеющих за него, нет никакого толку, считались восхваляющими?
Дулат был одним из тех людей, которые своими делами и стихами восставали против колонизации казахской земли. В стихотворении «Актан жас» он пишет о том, что земля, которую раньше казахи защитили от джунгар, теперь попала в руки к колонизаторам. В длинном поэтическом размышлении «Еспембет» развивается эта же тема. Однако царская администрация не отступает от своих захватнических планов.Творчество Дулта Бабатайулы — убедительное свидетельство того, какова была социальная жизнь казахского общества первой половины XIX века, как эволюционировали философские, психологические, педагогические идеи в тогдашнем Казахстане.В его произведениях отражена реальность того времени: социальная несправедливость в казахской степи, тяжелая жизнь различных слоев кочевого народа, последствия колонизаторской политики русского царизма (ликвидировано ханство, власть передана старшим султанам и волостным правителям).Поэт глубоко сожалеет, что у кочевников не стало прославленных батыров, готовых защищать свою землю, что они потеряли мужество и, «подобно перепелам, живут под разными кустами и не способны собраться вместе». К сожалению, он отождествлял царских колонизаторов с простым русским народом: все русские у него выступали как недруги, в сближении с русской культурой он видел утерю самобытности казахов. Но нельзя не отметить, что гневное осуждение степных воротил, служивших верой и правдой русскому царизму, продававших свой народ ради собственной корысти, меткая характеристика уродливых и отвратительных черт их характера (подхалимство, склочничество, двуличие, продажность, взяточничество и др.) — одна из стержневых и самых сильных сторон его творчества.Так, в своих произведениях он подчеркивал, что аульный воротила - настоящий продажный элемент, лакей царских чиновников; взяточник, ради собственных интересов готовый «стрелять по своим»: «Аткаминеры — исчадье бед, дружно они на добычу летят, брюхо набьют, и каждый рад, и до народа им дела нет». Местный степной начальник, по свидетельству Дулата,— это не только корыстолюбец, но и жалкий трус, беспечный человек с ограниченным умом; ему присущи такие черты, как хитрость, жестокость, лицемерие, подлость, подхалимство, боязнь власть имущих и коварство.По мнению поэта, такой образ жизни людей губительно влияет на психику человека. Безделье, подхалимство, насилие, взяточничество, пренебрежительное отношение к труду, к знаниям, к творчеству неизбежно уродуют человека и приводят его к нравственному падению. Типичную психологию такого человека поэт раскрыл, в частности, в стихотворении «Ой, хан Барак, молодой Барак»: «Беки, которым досталась власть, чем они лучше плохих собак? Стоит увидеть добычу — и вот алчность всю душу их возьмет… Разум теряешь ты день ото дня… Слуги твои все засеяли злом. Нет у тебя о народе забот».Безжалостно разоблачая различных должностных лиц из коренного населения, «продавшихся за чин царским властям», Дулат считал, что эти люди изменяют заветам своих предков, отходят от народных традиций.В отличие от других казахских поэтов этого периода Дулат сильнее и острее обличает пороки современного ему общества. Именно здесь, на наш взгляд, заложено основное рациональное зерно его творчества, его народно-демократическая струя.Человек с многообразием своих положительных и отрицательных черт выступает основным стержнем почти всех произведений поэта-мыслителя. На этом общем фоне он делает попытку создать некий эталон морально-психологического облика людей своего времени. Основные идеи его произведений, включенных в данный сборник, сводятся к следующему. Дети должны всегда подражать хорошим поступкам своих родителей и дорожить ими. Полезные советы и наставления родителей являются как бы кодексом законов поведения детей. Человек познается в делах, личность формируется в процессе труда и деятельности. Труд, противоречащий склонностям, — источник уныния и несчастий. Человек должен жить не только для себя, лишь для удовлетворения, своих потребностей, но и трудиться для общего дела («Думай о деле народа всегда, и не ленись для блага труда»). Знание, труд украшают человека от мала до велика ("Воля и труд — вот твои друзья"). Жизнь должна быть устроена на разумных началах. Красноречие — дар, пустословие — болезнь … Красноречивым тому не быть, кто не находит нужных слов»). По мнению поэта, только знания и наука окрыляют человека, открывают его глаза на мир («Десятилетний обученный ребенок на голову выше, чем двадцатилетний неуч».В педагогическом отношении интересно его стихотворение «Подобно железу, кованому кузнецом». В истории казахской общественной и педагогической мысли Дулат первым воспел пользу ремесла, значение металлических изделий в жизни кочевников. Поэт перечисляет все орудия, которые создаются из железа ( топор, пила, молоток, плоскогубцы и др.) и повествует о практической значимости этих вещей в жизни, воспевает тех умельцев, которые научились владеть несколькими ремеслами. Говоря о труде, как основном смысле человеческого существования, Дулат призывает молодежь работать с металлом, овладевать профессией ювелира. Стихотворение пронизано человеколюбием, гуманностью и не утеряло своей педагогической ценности.Отражение этого процесса нетрудно заметить и в творчестве Дулата. Так, во многих своих произведениях он воспевает величие ума, силу воли человека, любуется красотой родной природы, прославляет дружбу, идиллию семейной жизни. По мнению поэта, там, где нет дружбы, там нет разумных форм человеческого общения и общежития: «Разве тебе будет другом тот, переступивший порог жилья, кто с улыбкой к тебе войдет, а выйдет, зло на душе тая». Дулат с пафосом говорит также о главном богатстве патриархального аула — о скоте: «Скот для казахов — судьбы лучший дар». Наличие скота делает жизнь кочевников полнокровной, обильной и радостной.
Научная оценка творчества Дулата связана с исследованиями К. Омиралиева, который собрал и подготовил к печати все его произведения. Сочинения акына печатались в разные годы, в разных сборниках и хрестоматиях. В 1991 году был издан сборник произведений Дулата «Заман сазы». Многие произведения поэта хранятся в рукописном фонде Центральной научной библиотеки Академии наук Казахстана.
Казахстанским ученым еще предстоит скрупулезно проанализировать воззрения Дулата Бабатайулы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, которому он искренне желал хорошей жизни и счастья, быть достойным человеком, гражданином и хозяином своей судьбы.
Дулат Бабатайулы честно прослужил своему народу, и в 1874 году ушел из жизни. Не всякий поэт может достичь такой высоты, чтобы быть учителем великому Абаю.
О, вершин этих горных гряда, О, степное кочевье отцов, Где трава была мягкой всегдаНа заре и в росе вечеров, Где ручьев бушевала вода, Где так много в предгорье лесов И широких для пастбищ долин! Степь, наследие дедов, отцов, Я, тобою взлелеянный сын, Всю отдать тебе душу готов.Как над озером птица кызгыш, Мысль к тебе устремляет полет. И когда на жайляу глядишь, То душа от восторга поет. Но лишь вспомню о бедах твоих, Я печален, лишаюсь я сна, Грустно думать о людях былых, Что когда-то в степях кочевых Жили в давние те времена. Я мечусь, и покой мой далек, Я - рога обломавший бычок.
Что же делать, несчастный казах, В мире, где все к плохому идет, Каждый - плут, хан коварен в делах, А батыр себе выгоды ждет. Жены лгут, бай корыстен, лукав, И старейших жигиты не чтут, И капризен у девушек нрав, И ленивым стал каждый верблюд. Дичь пуглива, а конь чуть живой - Все неверно и все как в бреду, Счастье бросило край наш родной. Так куда же теперь я пойду?