УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО КНИГЕ КАССИЛЯ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО КНИГЕ КАССИЛЯ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»
Общение с умной и полезной книгой на уроках внеклассного чтения для моих учеников всегда праздник. Именно таким праздником был урок внеклассного чтения по книге Л. Кассиля Кондуит и Швамбрания» в VI классе.
Почему именно эта книга была вырвана? Повесть имеет для школьников большое воспитательное и познавательное значение. Произведение, написанное много лет назад, до сих пор считается одним из лучших и радует оптимизмом и искренностью, заразительным юмором и увлекательностью сюжета, острой сатирой и лирической манерой повествования.
Подготовку к уроку я начала с выяснения знания школьниками жизни и творчества Л. Кассиля. Для этого предложила им несколько вопросов: что вы знаете о жизни Л. Кассиля? Какие его произведения вы читали? Знаете ли вы, что по произведениям писателя поставлены фильмы? Назовите их. Есть ли у вас любимое произведение Л. Кассиля?
Приведу ответы ребят. На 1-й вопрос они отвечали так:
—О жизни Л. Кассиля не знаю ничего. Нам не рассказывали, самому читать не приходилось. Его биографию нигде не встречал.
— Знаю о Л. Кассиле только то, что написано в Детской энциклопедии. У нас дома она есть.
—Когда-то в библиотеке была беседа о Л. Кассиле для учеников младших классов о его книгах. Я услышала, что Кассиль — детский писатель, что много ездил по стране. В V классе нам говорили, что он был участником Великой Отечественной войны. В ответах на 2-й вопрос ученики называли в основном рассказы «Огнеопасный груз», «Федя с наганом», повести «Черемыш — брат героя», «Вратарь республики», «Будьте готовы, Ваше высочество!». Некоторые называли повесть «Кондуит и Швамбрания». Большинство ребят, отвечая на 3-й вопрос, назвали фильм «Улица младшего сына». Фильмы «Вратарь республики», «Ход белой королевы» смотрели многие, но не знали, что поставлены они по книгам Л. Кассиля. На 4-й вопрос отвечали коротко и однозначно: «Нет» или «Все нравятся».
Высказывания шестиклассников определили мою главную задачу: ознакомить их с жизнью писателя, с его произведениями и тем самым подготовить к более глубокому восприятию идейного содержания повести «Кондуит и Швамбрания».
Произведения писателя неотделимы от его судьбы. Чтобы лучше понять их, надо хорошо знать жизнь писателя. Вот почему мне представляется верным говорить не только о произведении, но и о жизни Кассиля (в нем был непочатый край талантов и способностей — художественных, музыкальных, математических), рассказать о том, что талант писателя открыл В. Маяковский (именно к нему пришел Л. Кассиль с рукописью «Кондуита»), рассказать о том, как он работал над своим произведением.С этой целью одна группа учащихся с моей помощью готовила краткие сообщения о жизни Л. Кассиля. Я рекомендовала им ознакомиться с книгами о писателе: Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сборник. М., 1979; Аркадий Гайдар, Лев Кассиль. Повести. Вступительная статья Н. Богданова. М., 1977; Николаев Вл. Герои Льва Кассиля. М., 1975; Кассиль и о Кассиле. Сборник. М., 1972; Николаев В. Н. Дорогами мечты и поиска. Творческий путь Льва Кассиля. М., 1965; Беседы о книгах В. П. Катаева, Л. А. Кассиля, В. А. Каверина. Для учащихся VII—VIII классов. М., 1961.
Вторая группа оформляла выставку книг Л. Кассиля; третья группа, те, кто умеет хорошо рисовать, делала рисунки к произведениям писателя; четвертая группа собирала иллюстрации художников, которые работали над произведениями Л. Кассиля (Кукрыниксы, А. Ермолаев, Ю. Ганф и другие); пятую группу составили в основном те ребята, которые увлекались спортом. Они искали материал к теме «Кассиль и спорт».

За две недели до урока ребятам были предложены вопросы:
О каком времени рассказано в повести «Кондуит и Швамбрания»? О чем она?
Под влиянием каких людей и событий начинает взрослеть Леля?
Какой представляется война в воображении Лели, когда он играет в Швамбранию, и какой ее видят герои повести на самом деле?
Как вы понимаете слова автора: «Леля готовится плыть не в Швамбранию, а в революцию»?
Предварительное знакомство учеников с вопросами помогло им обратить внимание на наиболее важные эпизоды в повести. Урок проходил в форме беседы, которая активизировала память, воображение учащихся.
В кратком вступительном слове я рассказала, что сначала Л. Кассиль написал повесть «Кондуит» — так именовался в Покровской гимназии штрафной журнал, в который заносились даже малейшие провинности гимназистов; затем в 1933 году вышла его новая книга «Швамбрания. Повесть с картами, гербом и флагом». В 1935 году Кассиль соединил обе повести в одну под названием «Кондуит и Швамбрания». Он много раз переделывал эту книгу. Я обратила внимание школьников на одну изглавных тем повести — формирование мировоззрения подростка в огне революционной борьбы. Затем приступили к обсуждению.
О каком времени рассказано в повести? Этот вопрос не вызвал особых затруднений. Особенно оживленно разговор шел о том, «как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяснять в классе».
Вот некоторые рассуждения
Все, что я прочитал в книге Кассиля о школе того времени, представляется страшным, нелепым. Мне трудно даже поверить в это. Такой учитель, даже не учитель, а бездушный надзиратель Цап-Царапыч, вызывает ненависть, неуважение...
Страшно читать об издевательствах над учениками, об неуважении к ним. Учеников обзывали такими словами: «Шарлатаны! Брандахлысты!» У них не было ни имен, ни слова «ученики»...
- Ничуть не лучше директор гимназии; за холодные, равнодушные глаза его прозвали Рыбий глаз. Зло, метко, но правильно. И внешне он аккуратен, отутюжены у него брюки, начищены ботинки, но все это только внешне.
Как видим, ученики верно подмечают отрицательные стороны старой школы, чувствуют, что автор смеется над тем, что, по мнению М. Горького, «полезно и необходимо высмеять перед детьми, опорочить перед ними, чтобы возбудить отвращение к пошлости старого мира». В таком мире трудно жить, поэтому, делают вывод ученики, некоторые герои ищут выход... «Одни пытались бежать на войну и любыми путями добывали оружие. Эти попытки заканчивались записями в кондуите, а это влекло наказание. Другие, как докторский сын Леля, уходили в мечту о неведомой, красивой стране «Швамбрании», и хоть она была придумана и были в ней цари, войны, но она была справедливая». Мечта ребячья, наивная, смешная о справедливой стране рождается из чувства протеста против мерзостей жизни захолустной Покровской слободы. Мечта о лучшей, справедливой жизни — первый шаг героя в борьбе за новую жизнь.
Школьники отмечают, что мир, в который играют Леля и Оська, — чудесный, в нем нет бедных, все равны. В этом мире осуществляются их мечты о плаваниях и о победных сражениях. Но они замечают и другой мир — мир несправедливости. Это гимназия с ее кондуитом, бездушием учителей. До гимназии доходят отзвуки грозных событий: империалистической войны, революции, гражданской войны. Именно эти события ускоряют процесс становления гимназистов, и это хорошо показал писатель в образе Лели.
В центре внимания подростков следующий вопрос: под влиянием каких людей, событий начинает взрослеть герой повести? Дети отмечают, что по натуре Леля — мальчик наблюдательный, деятельный, живо откликается на Происходящие события. «Кто же был самым нужным человеком для Лели большинства его товарищей в трудовой школе и почему?» — спрашивает учитель. Таким нужным Человеком оказался командир Чубарьков. Ученик делает краткое заранее подготовленное сообщение:
- Чубарьков — это бывший грузчик, очень простой, обыкновенный, живой человек. Комиссар нигде не учился, он не умеет красиво говорить, но он предан делу революции: идет туда, где трудно . Чубарьков обладает умом, организаторскими способностями, в школе он быстро завоевывает авторитет среди бывших гимназистов, потому что с ними он разговаривает по-человечески, культурно, называет их «мои ребята»; он не приказывал, а просил. И Леля не мог не выполнить первого общественного поручения — рисовать плакаты, призывающие остерегаться тифа. Правдивость, честность, преданность Чубарькова революции понравились бывшим гимназистам. Он умеет подойти к ребятам, участвует во всех делах: борется с тифом, вылавливает контрреволюционеров, формирует части, ремонтирует бронетранспортер. Поэтому за ним идут другие...
Далее учитель говорит ребятам, что создание новой жизни не шло гладко, спокойно. Были трудности: голод, разруха, свирепствовал тиф, всячески вредили новой власти сынки бывших кулаков, лавочников. Именно они пытались дезорганизовать жизнь начавшего складываться школьного коллектива. Биндюг — кулацкий сынок — становится организатором этих беспорядков.
Мешает утверждению новой жизни и учитель истории Кириков, который появляется в школе тихо, незаметно, даже скромно. Внешне он тихий, добродушный старичок, но постепенно бывшие гимназисты узнают, что скрывается за его мнимым добродушием. Шестиклассники отмечают, что позже ученики во главе со Степкой Атлантидой разоблачают этого скрытого и коварного врага революции. Ребята приводят примеры его речи («не говорит, а шаманит, шамкает»; «от него несет водкой»), говорят о том, что в конце повести автор рассказывает, как он прячется в трущобах со своими сообщниками, варит самогон.
Обобщая ответы, учитель делает вывод о том, что враг хитер, он умело маскируется, иногда втирается в доверие к людям, долго остается неразоблаченным.
Беседа об эпизоде повести — экскурсии учеников в «музей трофеев» — следующий шаг в уяснении - второго вопроса. Важен здесь разговор о бессмысленности, жестокости войны и лозунга Временного правительства «Война до победного конца!».
Ответы большинства шестиклассников на вопрос, какой представляется война в воображении героев, сводятся к следующему:
Леля представлял войну пышным торжеством, картинно, он использует выражение «театр военных действий». Так думает иОська.
И Оська и Леля собирают картинки журналов, папиросных коробок, на которых красиво изображается война. Они видят на этихкартинках позолоченные эполеты на генеральских плечах, видят, как на мундирах блестят награды.
На этих картинках изображен Козьма Крючков, который, как былинный герой, расправляется с целым эскадроном, армией. Всеэто выглядит красиво, парадно, интересно.
Задаем вопрос, какой представилась война Леле на парадных маневрах. Ответ ребята находят в главе «Братики-солдатики». С помощью учителя они дают правильный ответ:
—Леля увидел военные маневры, он услышал грубость офицеров по отношению к солдатам, увидел муштровку, увидел, что война — это жестокость. Глава «Братики-солдатики» рассказывает о раненых солдатах, которых встречают красиво, пышно. Солдаты измучились в дороге, три дня не спали. Один солдат говорит, что встречают их красиво, но эта встреча не нужна, а нужен отдых. Вот почему Леля говорит Оське, что война — это «ни капельки не красиво». О такой войне Леля и Оська не читали, о такой войне в гимназии им ничего не говорили.
— Оська и Леля читали в книгах о красивой встрече воинов, в захолустном Покровске их тоже так встречали: везли в разукрашенных экипажах городских богачей, играла музыка. Но эта праздничность, пышность нужна была только для увеселения горожан, все это было фальшиво; не по-настоящему.
Во время экскурсии в «музей трофеев» война предстала в еще более
ужасном виде. Выясняем, каково назначение этого музея. В результате коллективной беседы школьники приходят к выводу: музей организован, чтобы поднять дух населения, но осмотр трофеев производит иное впечатление на посетителей. Бывшие гимназисты понимают, что война не принесет народу лучшей жизни, а принесет только одни страдания. Они становятся сопричастными к событиям большой важности .Итак, мы подводим школьников к ответу на вопрос, как взрослеет юный герой. Революция изменила судьбы людей, утвердила равенство. Леля втянулся в общественную работу, его не устраивает и жизнь дома. Отец то недоволен переселением в другую квартиру и расценивает это как неуважение к его профессии, то приветствует то, что новая власть лучше заботится о здоровье людей.
Спрашиваю школьников: «Кто в этот период помог, герою повести понять окружающий мир и осознать свое место в нем?»
Приведу некоторые ответы:
—Во многом Леле помогла двоюродная «сестра, которая вступила в партию, работала библиотекарем. Она объединила большую группу ребят. Леля находит здесь себе дело. Организовались литературный и газетный кружки. Леля — их активный участник.
—Друзьями его становятся дети рабочих семей. Именно теперь Леля понимает, что работа в библиотеке интереснее швамбранских приключений. И он прощается с Швамбранией.
- Приезд двоюродной сестры помог Леле перейти от «золотого детства» к живому участию в общественной жизни.
Учитель добавляет, что помогло герою и новое веяние времени, которое принес в советскую трудовую школу Чубарьков. Теперь Леля готовится плыть не в Швамбранию, а в революцию, становится активным участником событий. Это окончательный вывод, к которому подвел учитель нынешних школьников.
В основном отвечая правильно на 4-й вопрос, они вспоминают отрывок из повести, где автор описывает воображаемую встречу Лели со Степкой Атлантидой: А я мечтал. Вот вернется Степка. Я пойду ему навстречу в заплатанных валенках, с прелой соломой в руках.
«Здорово, Степка,— скажу я.— Дай пять... (Только не жми, а то у меня руки отекли...) Вот видишь, Степка, я теперь главный мужчина в доме и запретил контрреволюцию с теткиной стороны. Немножко проголодался, но это ничего. Буду есть тыквенную кашу до победного конца».
«Молодец парень,— скажет мне Степка-хвалю за сознание. Держись. И каша -хлеб».
«Но мне обидно ехать пассажиром,— скажу я,— я хочу матросом!»
—«Будь! — скажет Степка.— Будь матросом революции»..С помощью учителя ребята приходят к выводу, что рассуждения свидетельствуют о наступающей гражданской зрелости. Обстоятельства ни заставляют его взрослеть. Отец уходит на фронт лечить тифозных красноармейцев, в семье трудности, лишения, все обязанности мужчины ложатся на него.
Леля мечтает стать матросом революции. Так кончаются его мечты «Швамбрании». Постепенно Леля становится скромным матросом революции.
Урок не прошел бесследно для моих шестиклассников, он вызвал интерес к личности писателя, а книга запомнилась надолго. Вот как об этом говорят ребята:
Я с удовольствием читал повесть. Она увлекла меня, прочитал я ее очень быстро. Сначала мне казалось, что в этой книге все смешное. Я не видел неравенства людей, издевательства одних над другими. На уроке внеклассного чтения я разобрался в ней больше: увидел войну, которая приносит людям горе, страдания.
Книга читается легко. Мне кажется, я запомню ее на всю жизнь. Некоторые главы я пересказывал своим младшим братишкам. Я долго ждал очереди в библиотеке за этой книгой. Она написана давно, но не пылится на полках.
Книга меня захватила, не оставила равнодушной. Это наша книга, ребячья. Повесть надолго мне запомнится. После обсужденияее в классе мне захотелось прочитать все книги Кассиля.
Пройдут годы, десятилетия, а книга Л. Кассиля по-прежнему будет волновать юного читателя, потому, что «это одно из наиболее ярких произведений советской литературы для детей» (С. Я. Маршак).