ЭССЕ НА ТЕМУ Моя профессия педагог-психолог


Психологическое эссе «Моя профессия педагог-психолог»
педагога-психолога МБДОУ – детский сад №578
Нефедовой Марины Олеговны
Свою педагогическую деятельность я начала более двадцати лет назад. Придя в детский сад помощником воспитателя, еще маленькой девочкой, я поняла, что дети это самое прекрасное и доброе, что есть на земле.
После окончания школы, работала в музыкальной студии педагогом, затем учителем музыки в общеобразовательной школе. И всегда меня окружали дети со своими радостями и горестями, удачами и не решенными вопросами. Я всем старалась помочь и настроить положительно. Дети наше будущее, им сложно самостоятельно учиться жить. Хорошо когда есть старший товарищ рядом.
Современный мир слишком противоречив и не постоянен, предъявляя человеку множество разных требований.
Мое предназначение, как педагога-психолога сопровождать детей, проходя с ними определенный отрезок жизненного пути, не навредив им, помочь взрослым (педагогам и родителям) выстраивать гармоничное отношение с драгоценным созданием – нашими детьми, через общение. Именно общение – это не просто внимание друг к другу или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся, главное, чтоб предмет общения был общим.
Часто возникающие трудности связаны с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают. И хотя внешне такой разговор может быть похож на общение, но в нем не наблюдаем общности, а напротив отчуждение и не понимание. Ребенка вряд ли мы сможем обвинить в непонятливости и не послушании.
Моя задача, как педагога-психолога создать эту общность, т.е. помочь взрослому понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение, не ограничивая ребенка требованиями и замечаниями.
Мне всегда было важно понимать то, что другие не слышат. Возможно я еще в детстве, читая психологическую литературу, старалась разбирать и анализировать отношения взрослых к детям. Очень интересовала тема общения отцов и детей.
В психологии, я уже около десяти лет. В последние годы работаю педагогом-психологом в детском саду. Мое профессиональное кредо строиться на умении слышать то, что другие не видят и не чувствуют. Ребенок и взрослый – это две личности, дополняющие друг друга. Ребенок – ценность для взрослого, а Взрослый для ребенка – опора и вершина. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса, опираясь на общение.
Основой моей профессионально-педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может провести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать участников образовательного процесса каким-либо делом.
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, информатизации, отрывая его от реального общения. Это и побудило меня искать эффективные средства для сопровождения образовательного процесса, творчески подойти к поиску и выбору новых методов работы. Для более продуктивного использования времени стараюсь работу с воспитанниками сделать наиболее содержательной, используя творческий подход, разнообразит задания, применяя различные формы общения и новые технологии. Прилагаю все силы к тому, чтоб детям на занятиях и в игре было интересно. При такой мотивации активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растет активность, формируется положительный эмоциональный фон.
Для меня, как психолога всегда значим стиль общения с родителями, коллегами, окружающими людьми, а самым главным звеном в моей профессиональной деятельности является ребенок. Важно уметь услышать его, понять, оценить его состояние, и быть с ним искренним. Для маленького ребенка общение с другими людьми – это источник разнообразных переживаний, а главное, формирование его личности, его человеческого развития. Общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. Особенно важным оно является в первые семь лет жизни, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослым. «То, как мы общаемся с другими людьми и самим собой. в конечном счете, определяет качество нашей жизни» - Энтони Роббинс. Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей работе. Во время работы наблюдаю за участниками образовательного процесса, анализирую, на сколько комфортно в детском учреждении, на наших встречах. Создаю психологические условия для благоприятной обстановки в группах. Если поведение ребенка пассивно, безынициативно, если он часами занимается с игрушками, совсем не обращаясь к воспитателю, то следует внимательно присмотреться к такому малышу, это возможно симптомы недостаточно развитой потребности в общении.
Я систематически повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в методических объединениях, семинарах, активно занимаюсь самообразованием. Посещаю мастер-классы, педагогические советы – являюсь непосредственным участником. Педагог-психолог в детском саду, это необычный психолог с документами и клиентами. Общение с детьми обязательно предполагает взаимность, обоюдность, к чему всегда в жизни стремлюсь. Использую разнообразные средства общения, через театральные постановки, танцы с детьми, получая благодарные отклики родителей и педагогов. Моя профессия психолог самая интересная в образовании, чем я и горжусь.
Педагог-психолог, придя в ДОУ, сталкивается с разными трудностями, но самые основные в моей практике две.
Первая из них состоит в том, что теоретические знания, приобретенные в ВУЗе, не всегда перекликаются с практикой. Образовательные учреждения разные по своей специфике, и педагогу-психологу всегда приходится соответствовать требованиям и пристраиваться к конкретным условиям работы.
Один из основных способов решения проблемы – создание четкой системы работы, разработка рабочей программы, годового плана с указанием основных сфер деятельности, методы работы, формы фиксации результатов. Необходимо грамотно оформлять результаты обследования и написания рекомендаций к ним. Это основа для психологического сопровождения ребенка и создание образовательного маршрута в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. С другой стороны это продукт деятельности психолога, который можно предъявить администрации, родителям и самому себе.
Вторая проблема, педагог-психолог, имеющий высшее образование, не имеет «волшебной пилюли счастья», которая может помочь при любых невзгодах. Работа с психологом – это колоссальный труд, прежде всего над собой, но люди это не хотят слышать. Очень сложно не демонстрировать свое превосходство, не указывать на ошибки, а подсказывать, направлять, сопровождать образовательный процесс. И только через общение выстраивать контакт с педагогами, родителями и детьми.
Эссе хочу закончить словами Людвига Фейербаха: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».
Что ж, путь психолога нелегок, каменист,
Но подводя итог прошедших буден,
С детьми я словно, начинаю новый лист,
Как новый день, который, завтра будет…..