Эссе «Методист… Профессия? Должность? Призвание!»
«Методист…Профессия? Должность? Призвание!»
Методист химии,биологии,географии:
Кажгалиева С.Ж.
«Учитель- это не профессия, учитель- это диагноз» бытует это выражение среди учителей проработавших не один десяток лет в сфере образования, но я бы от себя добавила « … быть учителем учителей – это безумие…», безумие на которое меня привлекли два года назад и с тех пор я нахожусь с этой стези. И всякий раз, когда стоишь перед 280 парами глаз , 280 мастерами своего дела осознаешь, что оставаться на плаву недостаточно (мало), нужно быть на высоте и не оказаться за бортом все время плывущего вперед корабля. Поэтому методисту надо быть своеобразным «навигатором» в своём учебном коллективе, и в то же время находиться в состоянии философского размышления. Как, например, части и частицы педагогических достижений отдельных педагогов связать воедино и сделать концепцией педагогической деятельности всего коллектива.В своём педагогическом коллективе, учителей ХБГ как я их называю любя, как методист я реализую свою деятельность в нескольких направлениях. Как и все мои коллеги, я считаю, что современный методист – это методист – технолог; методист – педагог; методист – исследователь; методист – эксперт; методист – аналитик; методист – управленец. И самое главное – любящий свою профессию и работу человек. «ТЯЖЕЛА ТЫ, ШАПКА МЕТОДИСТА» хочется кричать во весь голос, хоть и работаю методистом недавно, всего два года, но вопросу повышения мастерства педагога уделяю особое внимание, так как в наше не легкое время, время перемен, когда вечером не знаешь, какая новизна ждет тебя завтра с утра, время, когда требования родителей и наших подопечных детишек к работе педагога в сфере образования стали высокими. Когда родители заинтересованы, чтобы воспитанием и образованием их «чада» занимались профессионалы своего дела. И для этого нужно постоянно повышать мастерство учителей, а это возможно лишь только тогда, когда мы постоянно повышаем свое мастерство, умения и знания. С этой целью связано наше основное назначение, а Вы постарайтесь найти ответ на главный вопрос ,ответ на который очевиден: «Нужна ли методическая работа???» и «Каково значение методической службы, какой она должна быть, чтобы не превратиться в плотный смог управленческой, бумажной волокиты??? ».
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов. Не для кого не секрет, что самостоятельно добытые знания и умения являются хорошим фундаментом для становления, для нахождения активных форм работы. Но, не смотря на это коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что – то придумывают, подсказывают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи которые не имеют к этому способностей. Учитывая это, методисту следует проектировать методическую работу в объединении, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого.
Направлять их работу на повышение профессионального мастерства и с этой целью я строю свою работу в разных направлениях :- первое, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов ( краткосрочные, 3-х уровневые ).
- второе, это различные смотры, конкурсы, олимпиады, форумы, выставки. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию мы привлекаем детей.
- третье, это различные смотры, конкурсы, олимпиады, форумы, выставки с привлечением учителей.
- четвертое, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и педагоги – наставники. ПРИМЕРЫ
- есть у нас и «Школа молодого учителя» в эту группу мы объединяем молодых коллег для повышения их педагогического мастерства.
Как Вы видите работа разносторонняя, и важно в этой плеяде бурной деятельности помнить что, основная работа методиста - это не собственный рост, а работа с педагогическими кадрами. Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.
Методист должен знать палитру педагогического опыта в своем объединении. Внедряя чей – то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети, и значит, на основе этой инновации появится что – то новое, свое. Это бесконечный процесс совершенствования.
Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Методист это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего», а в умении оказать эффективную помощь.
Быть чутким дирижером улавливающим все звуки инструментов своего оркестра, добиваясь гармоничного сочетания звуков. Каким же должен быть методист – дирижер? Несомненно, творческий, знающий новинки педагогической науки, передовой педагогический опыт, играющий главную скрипку в педагогическом оркестре. Быть свободным от этой пыльной волокиты нескончаемой бумажной работы, быть учителем и обучаемым!
Я считаю, что моя миссия заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Мастером педагогического труда. Я считаю своим успехом, если под моим руководством мои коллеги, достигнут наград за свое мастерство, я радуюсь за них, и вместе с ними поднимаюсь на ступень выше.
Давайте попробуем, работая на пределе, доказывать всем, и в первую очередь себе, что не зря мы носим гордое имя ПЕДАГОГ-МЕТОДИСТ !!!
Подводя итог всему вышесказанному, какой он современный методист? –предлагаю Вам дать ответ на этот вопрос…