Конспект по биологии на тему: Состав и строение костей (8 класс)


Краткосрочное планирование урока
Класс 8 Четверть 2 Урок № 23 Предмет биология Дата:
Тема занятия: Состав и строение костей, их форма и функция.
Общие цели: формирование у учащихся понятия о составе, строении и свойствах кости.
Задачи. Образо-вательныеформирование у учащихся понятий об особенностях строения, а так  же о свойствах, классификации и функции костей , их соединений.
Развивающие: развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.
Воспитательные способствование формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.
Ссылки, ресурсы: карточки с тестовыми заданиями, презентация
Тип урока: Усвоение новых знаний
Методы: Словесно-наглядный, работа с учебником
Результаты обучения: Ученик: А – Знает значение опорно-двигательной системы В - Умеет выделять главные черты строения скелетаС - сможет охарактеризовать строение суставов и различать соединение костей.
Этапы Время Действия учителя Действия учеников
Орг. Момент
3 мин+3 мин Приветствие
Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
Наличие на партах необходимых материалов к уроку. Актуализация знаний -3 мин Каждый из нас знает о существовании костей в нашем теле. В художественной литературе тоже часто встречается описание черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.
- От чего зависит прочность кости?
- Костная ткань – живая или нет? Ученики определяют тему урока
Изучение нового материала.
15 мин Продолжим нашу работу в группах(самостоятельно по учебнику Е.А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева Биология 8 класса §22-§23):
1 групп «Типы костей»
2 группа «Типы соединения костей»
3 группа «Строение костей»
4 группа «Химический состав кости»
- Какие типы костей можно выделить? (1 группа). Составляем кластер.

Типы костей

По строению По длине
Плоские Трубчатые Короткие Длинные
Лопатка Кости конечностей Позвонки Ребро
Грудина Фаланги пальцев Берцовая кость
- Расскажите о строение длинной трубчатой кости. (3 группа) Рассказ сопровождается рисунком в тетрадь и подписью частей трубчатой кости.
11239562230Головка(эпифиз)хрящ
Ямка
хрящ
красный костный мозг
надкостницакостная ткань тела кости
желтый костный мозг
зона роста (метафиз)
тело кости (диафиз)
- Какие соединения костей вы знаете? (2 группа). Составляют кластер.
Типы соединения костей
Подвижное Полуподвижное Неподвижное
Сустав Позвонки Костный шов
Неподвижное полуподвижное подвижное или сустав
- Расскажите строение сустава. (Беседа по рисунку)

- От чего зависит прочность кости? (от химического состава)
- Расскажите о химическом составе кости. (4 группа)
Химический состав кости
Органические вещества Вода Неорганические вещества
28,15% 50% 21,85%
(жиры – 15,75%, белки – 12% (соединения кальция, магния, и прочие) фосфора и прочие)Ученики записывают в тетерадь
Вывод: Скелет
Г Т К

М Л П Г.К. В Н
2. Соединения костей:
1. неподвижное (череп)
2. полуподвижное (позвоночник)
3. подвижное (бедро, голень, кисть) Закрепление 1. Объяснить схему:
С
Г Т К

М Л П Г.К. В Н
2. Найди соответствие:
1- Б
2- В
3- А
4- Д
5- Г
Выполняют работу в парах взаимопроверка.

Выполняют работу индиви-
дуально, взаимопроверка.
Рефлексия
2 мин Предлагает ответить на вопросы на стикерах.
С какой темой вы познакомились на уроке? Вам было интересно на уроке? Что вы узнали нового на уроке? Отвечают на вопросы, делают записи на стикерах.
Д/з -1мин Прочитать п.21, 23, термины. Записывают Д/з