Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ по теме: Комплект учебных заданий по теме: Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов







Кафедра исторического и социально-экономического образования

"Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ"
по теме: "Комплект учебных заданий по теме:
"Отклоняющееся поведение и социальный контроль"



Выполнила:
учитель обществознания
ГБОУ СОШ с.Староганькино
м.р.Похвистневский
Саймукова В.И.



2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc412111655" 141. Выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов из предложенного перечня ответов 13 PAGEREF _Toc412111655 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc412111656" 142. Выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц. 13 PAGEREF _Toc412111656 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc412111657" 143. Установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. 13 PAGEREF _Toc412111657 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc412111658" 144. Дифференциация в социальной информации фактов и мнений. 13 PAGEREF _Toc412111658 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc412111659" 145. Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. 13 PAGEREF _Toc412111659 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc412111660" 146. Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащую в тексте и применять их в заданном контексте. 13 PAGEREF _Toc412111660 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc412111661" 147. Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. 13 PAGEREF _Toc412111661 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc412111662" 148. Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. 13 PAGEREF _Toc412111662 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc412111663" 149. Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. 13 PAGEREF _Toc412111663 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc412111664" 1410. Систематизировать, обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана структурные функциональные иерархические и иные связи социальных объектов, явлений и процессов. 13 PAGEREF _Toc412111664 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc412111665" 1411. Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами собственные суждения, делать выводы. 13 PAGEREF _Toc412111665 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc412111666" 14Список использованных источников и литературы 13 PAGEREF _Toc412111666 \h 14191515
15 1. Выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов из предложенного перечня ответов
       1. Отклоняющееся поведение всегда нарушает:
1.     правовые нормы
2.     моральные нормы
3.     социальные нормы
4.     обычаи и традиции [8]
2.  Отклоняющееся (девиантное) поведение всегда:
1.     наносит ущерб обществу
2.     причиняет вред личности
3.     нарушает нормы права
4.     не соответствует социальным нормам [8]
3.   За добросовестный многолетний труд  гражданин Т. Был награждён орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится:
1.     вручение грамоты
2.     комплименты
3.     аплодисменты
4.     слава [8]

2. Выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц.
1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ
 
ВИДЫ САНКЦИИ

А) проявление недружелюбия
Б) наложение штрафа
В) объявление выговора
Г) объявление бойкота
Д) отказ от сотрудничества [1]
 
1) формальные негативные санкции
2) неформальные негативные санкции

 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д

 
 
 
 
 


2. Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами.
 
ПРИМЕРЫ
 
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

A) молодые люди уступили место в вагоне метро пожилой паре
Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля
B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки»
Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице
Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории
Е) директор школы созвал заседание попечительского совета [2]
 
1) моральные нормы
2) правовые нормы

 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 


3. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПРИМЕРЫ
 
ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров
Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей
B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника
Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте
Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре
Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ [2]
 
1) позитивное
2) негативное


3. Установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
1.   Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
        А. Социальный контроль это особый механизм поддержания общественного порядка.
        Б. Нормы и санкции это элементы социального контроля
1.  верно только А                                             
2.  верно только Б                                            
3.  верно и А и Б
4.  оба суждения неверны [4]
2. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
 А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определённых требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.
Б. Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля.
 1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны [5]
3. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
 А. Общество осуществляет социальный контроль только посредством правовых норм.
Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.
 1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны [5]

4. Дифференциация в социальной информации фактов и мнений.
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
 
(А)В исследовании приняли участие 1503 человека  юноши и девушки старше 18 лет. (Б)Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (В)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Г)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
 
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений [7]
 
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A
Б
В
Г

 
 
 
 

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
 
(А) Социальная стратификация подразумевает деление общества на группы в соответствии с определёнными значимыми признаками. (Б) Для традиционного общества характерна сословная структура. (В) Можно с достоверностью предположить, что тип общества, характер экономики оказывают существенное воздействие на формирование групп. (Г) Очевидно, что для современного общества крайне сложно найти какой-либо один признак, который лёг бы в основу его стратификации. (Д) Допустим, для отнесения отдельного человека к среднему классу важно, какое он имеет образование, доход, профессию.
 
Определите, какие положения текста носят
 
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
 
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер [6]
A
Б
В
Г
Д

 
 
 
 
 

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
 
(А) Социальная мобильность отражает изменение человеком статуса, освоение им новых социальных ролей. (Б) Повышение офицера в звании пример вертикальной восходящей мобильности. (В) Переход врача из одной поликлиники в другую пример горизонтальной мобильности. (Г) Современное общество, вне всякого сомнения, общество с высоким уровнем мобильности. (Д) Социологи признают ведущим каналом социальной мобильности образование.
 
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений 
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.[10]
A
Б
В
Г
Д

 
 
 
 
 

 
5. Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».
 
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
 
1) санкция
2) группы
3) интеграция

4) идеал
5) контроль
6) эталон

7) правило
8) управление
9) стабильность

 
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. [11]
A
Б
В
Г
Д
Е
Ж

 
 
 
 
 
 
 



2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 
«Социологи подчёркивают, что социальный______(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и_____(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности__________(В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных__________(Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль
может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, _______(Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или_______________(Е)».
 
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
 
Список терминов:
 
1) ответственность
2) общество
3) контроль

4) добровольность
5) производство
6) механизм

7) инициатива
8) самоконтроль
9) нормативный акт

 
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. [6]
A
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 


3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 
«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________(Г) социальных норм.
Социальный контроль выступает как органический элемент любой __________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт».
 
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
 
Список терминов:
 
1) санкция
2) нарушение
3) мораль

4) соблюдение
5) система
6) мобильность

7) ограничение
8) институт
9) статус

 
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: [6]
A
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 



6. Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащую в тексте и применять их в заданном контексте.

1. Прочитайте текст и выполните задание 1.
 Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины... Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом. ... Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны. (Карпец В.) 

1. Какие два фактора, по мнению автора документа, порождают преступность? [12]



7. Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
 
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: социальный контроль это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля [12]


8. Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
1. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Пояснение.
В ответе должны содержаться следующие элементы;
 
1) модель ситуации, допустим:
К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.
 
2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и
К. выписали премию;
К. вручили грамоту;
К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.
 
Может быть смоделирована другая, соответствующая условию, ситуация и указаны иные санкции. [12]

9. Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
1. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
 
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) социальное явление: социальный контроль;
2) два элемента:
– социальные нормы;
– социальные санкции;
3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.
Может быть проиллюстрирован другой элемент. Может быть приведён другой пример. [13]
10. Систематизировать, обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана структурные функциональные иерархические и иные связи социальных объектов, явлений и процессов.
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы и социальные санкции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль и его значение для развития общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. [14]

11. Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами собственные суждения, делать выводы.
1. «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок» (Г. Александров) [2]
2. «Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости» (Аристотель) [3]
3. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон) [6]
Список использованных источников и литературы
1. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. М.: Интеллект-Центр, 2010.
2. Королькова Е.С. Практикум по обществознанию. Социология. М.: Экзамен, 2015.
3. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ – 2014. Обществознание. Самое полное издание типовых заданий. М.: Астрель, 2013.
4. Лазебникова А. Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2015.
5. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2015.
6. Чернышева О.А. Обществознание. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Ростов – на – Дону: Легион, 2013.
7. Чернышева О.А. Обществознание. Эссе, сложный план развёрнутого ответа. Ростов – на – Дону: Легион, 2013.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
























































13PAGE 15












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215










Заголовок 115