Обобщение педагогического опыта Формирование краеведческих компетенций обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности


Формирование краеведческих компетентностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
 Любовь к родному краю, знание его истории —основа, на которой только и может осуществлятьсярост духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачев
Воспитание неподдельного познавательного интереса, глубокой гордости и искренней любви к своей Родине является важным вопросом в современном образовательном процессе. Реализовать этот вопрос необходимо через изучение природы своей малой Родины, что позволит целенаправленно вовлечь учащихся в сферу исследовательской деятельности. Это отвечает запросу современного общества – думающая, самостоятельно мыслящая личность.
Основными принципами географического краеведения являются: подчинение географического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности обучающихся, комплексный подход в организации работы, систематичность, непрерывность, поисково-исследовательский характер, общественно-полезная значимость, природоохранная и профориентационная направленность.
Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии, постоянная внеклассная работа.  
Использование краеведческого материала на уроках географии. Программа базового содержания по географии предполагает широкое применение краеведческого принципа в обучении географии, для реализации которого предусмотрены:
- практические работы учащихся на местности, обработка собранных материалов, на основе чего учащиеся создают соответствующие модели географической действительности;
- краеведческий подход, в процессе которого осуществляется связь краеведческого материала с теоретическим. Местные объекты и явления играют роль «географической лаборатории» и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы.
На уроках географии в 5 классе, изучая тему «План и карта», обучающиеся выполняют практическую работу «Составление плана местности» (пришкольного участка, школьного двора); заполняют таблицу «Географический адрес моего населенного пункта».
По теме «Литосфера-твердая оболочка Земли», используя материалы местной коллекции горных пород, школьники выполняют практическую работу «Классифицирование, описание, сравнение горных пород различного происхождения»; готовят сообщения об использовании людьми горных пород полуострова Крым; дают описание рельефа своей местности.
По теме «Человек на Земле» готовят сообщения о традициях и обычаях людей, населявших наш край в разные века и о тех, которые сохранились до наших дней.
В 6 классе обучающиеся ведут дневник наблюдения за погодой, на основе имеющихся данных, при изучении темы «Атмосфера – воздушная оболочка Земли», ребята решают задачи на определение средней месячной температуры воздуха; строят график «Температура воздуха за месяц»; розу ветров; анализируют состояние облачности за месяц; сравнивают количество осадков со средним значением предыдущего месяца; дают характеристику погоды своего края.
По теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» обучающиеся дают описание рек Крыма по плану.
Изучая тему «Биосфера – живая оболочка Земли» готовят сообщения о растительном, животном мире и почвах своей местности.
По теме «Географическая оболочка» описывают природный комплекс своей местности по плану.
Курс географии материков и океанов также имеет возможности для использования конкретного краеведческого материала, но эти возможности ограничены.
Так при изучении географического положения материков и определяя координаты их крайних точек, устанавливаем с обучающимися, какие места расположены на одинаковой широте или долготе с нашей местностью и чем отличается географическое положение, изучаемой территории от географического положения Крыма. Сравниваем среднюю температуру января, июля, среднее количество осадков, выпадающее в Крыму и Первомайском районе. При изучении отдельных стран материков, знакомясь с населением, их бытом сравниваем с нашими жилищами и культурой крымских народов.
При изучение природы, населения и хозяйства России, в том числе и Крыма, на уроках я использую видеофильмы. Перед просмотром фильмом перед обучающимися ставлю ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить.
Краеведение представляет большие возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы.
На уроках географии, крымоведения, информатики ребята 10-11 классов готовят интегрированные проекты по темам: «Природные памятники Крыма», «Моя малая Родина» и др. В рамках этих проектов обучающиеся создают презентации, буклеты, содержащие познавательную информацию.
Велика роль внеклассной работы по географии и краеведению в развитии познавательных способностей школьников, так как она помогает формированию самостоятельности, творчества, географического мышления, познавательного интереса, наблюдательности.
С 2012 года являюсь руководителем школьной разновозрастной творческой группы «Первоцвет». Под моим руководством ребята неоднократно принимали участие в конкурсах различного уровня, в том числе и конкурсах поисково – исследовательских работ. В 2014 году ребята реализовали три мини-проекта с участием родителей «Зимние обряды и обычаи моего народа», рассказав о зимних обычаях русского, украинского и крымско-татарского народов. На основе этих проектов был составлен сценарий мероприятия, с которым творческая группа «Первоцвет» успешно приняла участие в районном этапе республиканского конкурса «Школьные подмостки» заняв 1 место. В 2016 году наша творческая группа приняла участие в крымском конкурсе исследовательских работ и проектов «Шаг в науку» с проектом « Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим». Ребята успешно защитили свой проект получив Дипломы 1 степени, свидетельства участников Х Крымского конкурса «»Шаг в науку», членские билеты кандидатов в действительные члены Малой академии наук «Искатель».
С 2010 года являюсь руководителем школьного историко- краеведческого музея Боевой и Трудовой Славы «Красная гвоздика». В 2014 году актив музея и обучающиеся нашей школы, проведя большую работу, предоставили исследовательский проект к 70-летию освобождения Первомайского района от немецко-фашистских захватчиков «След войны на моей земле» , приняв участие в районном конкурсе «Листая памяти страницы», и заняли достойное 1 место.
В организации краеведческого образования активно использую виртуальные экскурсии по родному краю. В 2013 году создан виртуальный музей «История родного села», который постоянно пополняется.
Определенную роль внеклассная работа играет в профориентации школьников. На экскурсиях и конференциях, посвященных изучению своего села, района, республики учащиеся знакомятся с различными профессиями. Из обучающихся старших классов творческого коллектива «Первоцвет» была создана агитбригада «Кеды», успешно принимавшая ежегодное участие в конкурсном профориентационном мероприятии «Ярмарка профессий «Возродим сельский Крым» ,занимая призовые места.
Значительна роль внеклассной работы по географии в эстетическом воспитании школьников. На уроках географии из-за недостатка времени учитель не всегда может обеспечить эмоциональное восприятие красоты природы. Внеклассные мероприятия позволяют знакомить школьников с тематическими выставками художников и фотографов, посвященными природе и хозяйственной жизни страны, республики, района, села.
Таким образом, географическое краеведение – важнейший фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.