Статья «Использование краеведческих материалов на уроках биологии»
Методические рекомендации.
Из опыта работы по использованию краеведческих материалов на уроках биологии.
Омское Прииртышье! Уникальный и неповторимый по природным условиям, истории освоения и современной экономической роли в России край. Разнообразна природная красота Омской области. Удивительно разнообразие живых существ, окружающих нас. Но много ли мы знаем о них, об их потаенной жизни, особенностях поведения, приспособлениях к окружающей среде, об их значении в природе и жизни человека.
Именно уроки биологии позволяют глубже и полнее изучить флору и фауну Омского Прииртышья. При изучении нового материала ребята часто задают вопрос: «Встречаются ли изучаемые животные в нашей местности?». Поэтому на уроках мы изучаем фауну родного края. Как мы это делаем, я расскажу на примере темы «Рыбы». На первом занятии этой по теме провожу ознакомление учеников с отрядами рыб, выясняем, какие из них встречаются в водоёмах Омской области. На следующем уроке даю краткую характеристику отрядов, а в качестве домашнего задания предлагаю описать рыб родного края. Учащихся разделяю на группы. Каждая группа характеризует виды рыб по плану:
1. Видовое название.
2. Место обитания данного вида
3. Распространение вида в Омской области
4. Краткое описание вида
5. Причины сокращения численности вида и меры его охраны.
В зависимости от количества обучающихся в классе дозируется объём задания.
группа – отряд Осетровые, Лососеобразные.
группа – отряд Карпообразные.
группа – отряд Карпообразные.
группа – отряд Окунеобразные, отряд Трескообразные, отряд Щукообразные, отряд Миногообразные.
Учитель помогает ребятам с подбором литературы, распределением заданий в группе.
На обобщающем уроке по теме «Рыбы» обучающиеся выступают с сообщениями и представляют оформленную работу на листе формата А-4 в рукописном или напечатанном виде (Приложение 1). Наиболее удачные работы рекомендуются для представления на предметной неделе по биологии или на внеклассных мероприятиях, проводимых в рамках предметной недели естественных наук.
Собранный и оформленный учениками материал, используется в оформлении каталога рыб, обитающих в водоёмах Омской области. При большом объеме дополнительной информации и огромном желании ребят узнать больше о животных родного края, мы продолжаем работу над составлением каталога.
Реализация компонента краеведения в школьном курсе биологии расширяет кругозор обучающихся, формирует навыки самостоятельной деятельности. Поиск информации способствует формированию информационной компетенции.
Изучение природы родного края, выявление редких и исчезающих видов, пропаганда этих знаний позволяет лучше узнать и увидеть то, что мы называем нашей малой Родиной.
(Приложение 1)
Минога ручьевая сибирская
(Класс Круглоротые, Отряд Миногообразные)
Место обитания.
Населяет участки Иртыша с быстрым течением и гравийно-песчаным грунтом.
Распространение вида в Омской области.
Спорадически по всему Иртышу (с. Ачаир, п. Большеречье)
Краткое биологическое описание вида.
Миноги имеют цилиндрическое удлиненное тело. Парные конечности отсутствуют, имеются непарные, хвостовой и спинной плавники. Кожа голая, слизистая. Носовое отверстие одно, на верху головы. На боках передней части тела расположено по 7 округлых жаберных отверстий. Средняя длина 20 см, редко большие. Питается водорослями и детритом (в личиночной стадии)
Причины сокращения численности рыб и меры их охраны.
Загрязнение водоемов, интенсивное судоходство, нарушение естественных нерестилищ. Меры охраны не принимались.
Осётр сибирский
(Класс Костные, Отряд Осетровые
Место обитания.
Иртыш и его притоки.
Распространение в Омской области.
В русле Иртыша от границ с Республикой Казахстан (Черлакский, Русско-Полянский районы) до границ Тюменской области (Усть-Ишимский район). Осётр – полупроходная рыба, совер-шающая длительные миграции. Кроме проходных форм встречаются оседлые особи в Саргатском, Большереченском, Тарском, Тевризском и Усть-Ишимском районах.
Краткое биологическое описание вида.
Тело вытянутое, сужающееся к хвосту. Окраска спины от светло-серой до тёмно-коричневой. Крупная, тупорылая, длиною до 180 см рыба, средний все 44 кг. Некоторые виды достигают длины 3 м и массы 100 кг. Растет медленно, полова зрелость у осетров наступает в возрасте 15 – 20 лет. Предельный возраст 60 лет. Питается ракообразными, червями, моллюсками, личинками насекомых и рыб.
Причины сокращения численности рыб и меры их охраны
Занесен в Красную книгу Омской области и России. Снижение уровня воды в реке (строительство гидротехнических сооружений), разрушение естественных нерестилищ и зимовальных ям, перепромысел, загрязнение водоёмов, интенсивное судоходство, браконьерство. Ужесточение борьбы с браконьерами. Охрана природных территорий в местах нереста и зимовки, целесообразно интенсифицировать искусственное разведение.
Стерлядь (класс Костные, отряд Осетрообразные)
Место обитания
Проточные ямы с песчаным или галечным дном.
Распространение вида в Омской области
В бассейне Иртыша. Далёких миграций не осуществляет.
Краткое биологическое описание вида.
Длина тела до 125 см, весит до 16 кг (обычно меньше). Среди других осетровых отличается наиболее ранним наступлением половой зрелости: самцы впервые нерестятся в возрасте 45 лет, самки 78 лет. Плодовитость 4140 тысяч икринок. Нерестится в мае, обычно в руслах верховий рек. Икра клейкая, откладывается на каменисто-галечниковый грунт. Она развивается около 4-5 дней. Взрослые особи обычно достигают длины 4060 см и массы 0,52 кг, иногда встречаются экземпляры массой 67 кг и даже до 16 кг. Питается преимущественно донными беспозвоночными, охотно поедает икру рыб.
Причины сокращения численности рыб и меры их охраны.
Главные факторы уменьшения численности загрязнение рек промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми стоками (стерлядь весьма чувствительна к загрязнению воды и содержанию в ней кислорода), браконьерский вылов. Негативное влияние оказывает процесс обмеления рек. Ужесточение борьбы с браконьерами. Охрана природных территорий в местах нереста и зимовки, целесообразно интенсифицировать искусственное разведение.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15