Рабочая программа по учебному предмету «виолончель» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкальногоискусства Срок обучения 8 лет

Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 2» города Курска


программа
учебного предмета
« ВИОЛОНЧЕЛЬ»
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Срок обучения 8 лет
(с дополнительным 9-м годом)











2014 год

Рассмотрено
Методическим советом
МБОУ ДОД ДШИ №2
Протокол №_________
от __________________
Председатель Методического совета
МБОУ ДОД ДШИ №2

«Утверждено»
Приказ №_________
От________________
Протокол Педсовета
От________________
Директор
МБОУ ДОД ДШИ №2
Шаповалова Э.Г.




Разработчик Гончарова Марина Анатольевна, преподаватель класса виолончели
Область музыкального исполнительства.

Образовательная программа учебного предмета «Специальность»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Специальный инструмент. Виолончель» составлена и разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, утвержденных Министерством культуры Российской Федерации от 16.06.2011 года № 145ФЗ, по программе

Виолончель
Специальность

Программа предназначена для работы с детьми, обучающихся в ДШИ №2. Программа учитывает возрастные особенности обучающихся и направлена на:
- профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся;
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на виолончели, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Настоящая программа ориентирована на:
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- обеспечение преемственности программы «Виолончель» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусств.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа учебного предмета «Специальность» (виолончель) предназначена для обучения игре в классе виолончель учащихся ДШИ №2 и является составной частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты».
Основная направленность настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.
Задача педагога - создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.
На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа дает общее музыкальное образование учащимся и помогает готовить кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных задач находится в центре внимания данной программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает возможность получения общего музыкального образования. В результате развития творческих задатков ученика воспитывается подготовленный слушатель, профессиональный исполнитель, активный участник художественной самодеятельности. Основа работы в ДМШ – это индивидуальное обучение в классе по специальности, развитие присущих каждому ученику черт и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Центр образовательного процесса – ребенок, и задача
данной программы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного развития его индивидуальности, художественного мышления, научиться понимать музыку и любить ее. Эта программа способствует подъему музыкальной культуры и отвечает запросам самых широких общественных слоев, с другой стороны она обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных учащихся.

Срок реализации учебного предмета. Возраст обучающихся.

Срок освоения программы для детей, поступающих в школу в возрасте от 6 до девяти лет составляет 8 лет, с возможностью дополнительного девятого года обучения. Максимальный возраст учащихся не должен превышать 18 лет.
Структура ОП и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия).
1-8 классы
Вид учебной работы
Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
1316

Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
559

в том числе:

практические занятия
539

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачёты, контрольные работы, прослушивания и др.
20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
757

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература)
2

Зач. Контр. Ур.
экзамен
Распределение по годам, недельная нагрузка в часах



1
2
3
4
5
6
7
8

1,3,5,,,15
2,416
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5


9 класс
Вид учебной работы
Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
214,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
82,5

в том числе:

практические занятия
79,5

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технически зачёты, контрольные работы, прослушивания и др.
3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
132

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность сольфеджио, музыкальная литература)
2

Зач. Контр. Ур.
Экзамен
Распределение по годам, недельная нагрузка в часах

17
18
2,5


В соответствии с учебным планом общий объем аудиторной учебной нагрузки, предусмотренный на освоение предмета «специальность» составляет 559 (82,5) часа.
В учебном плане предусмотрены часы для самостоятельной работы учащихся. Объем самостоятельной работы в неделю для учащихся 1-3 классов составляет 2 часа, для учащихся 4-6 классов – 3 часа, для учащихся 7-8 классов – 4 часа. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность занятий - каждый день. Кроме выполнения домашнего задания, время, предусмотренное на самостоятельную работу включает в себя такие виды деятельности, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к академическим концертам, зачетам, переводным и выпускным экзаменам.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальный урок.
Результаты освоения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета учащимися приобретаются следующие знания умения и навыки в области музыкального исполнительства:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- знание в соответствии с программными требованиями виолончельного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (пьесы, этюды, обработки народных песен);
- знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
В процессе обучения решаются обучающие, развивающие, воспитательные и мотивационные задачи:
1. Обучающие:
- Овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для исполнительской деятельности на виолончели, умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения разных жанров и направлений;
- умение слышать и контролировать качество звука, выразительно исполнять соло, исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения;
- умение использовать навыки выразительного исполнения: через чистоту интонирования, расширения тембровых красок, тонкость динамических оттенков, чувство фразировки.
2. Развивающие:
- Выявление и развитие наиболее одарённых детей и подготовка их к поступлению в училища;
- Развитие художественного вкуса на лучших образцах классической и современной русской и зарубежной музыки.
3. Воспитательные:

· укрепление у ученика чувства ответственности за результат работы;

· воспитание у учащихся музыкального вкуса, интереса к музыке, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой, музыкального самообразования;

· включение учащихся в социально полезную деятельность;

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
4. Мотивационная:

· Мотивация ученика на получение музыкального образования;

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа по учебному предмету (УП) «Специальность (виолончель)» неразрывно связана со всеми другими программами ДПОП в области музыкального искусства «Виолончель». В соответствии с ФГТ обязательная часть включает следующие УП по предметным областям (ПО) «Музыкальное исполнительство» и «Теория и история музыки»: «Ансамбль», «Фортепиано», «Хоровой класс», «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература». Согласованность программ позволяет реализовать принцип «взаимодополняемости», что ведет к улучшению качества образования.

Методические рекомендации
Начальное обучение

Воспитание ученика–виолончелиста имеет целью подготовку его к самостоятельному ознакомлению с музыкальным наследием прошлого и современной музыкой или создание базы для дальнейшего профессионального образования.

Начальный курс обучения даёт ученику возможность накопить музыкальные впечатления и овладеть рядом практических навыков, к которым относятся: развитый слух, умение быстро и грамотно читать нотный текст, организованный исполнительский аппарат, понимание музыкальных стилей, навыки ансамблевой игры.
Методика обучения на подготовительном отделении должна отрицать замедленную развлекательно-игровую форму, но может стать плодотворной и интересной для каждого ребёнка, если серьёзные слуховые, координационные, двигательные задачи будут выдвинуты с учётом психологических особенностей.
При выработке методики раннего развивающего обучения следует учитывать следующие факторы:
-учебная деятельность малыша в классе должна стать естественным продолжением его жизненной музыкальной практики, музыкальных впечатлений, пассивного слухового багажа;
-простейшими активными умениями ребёнка являются ощущение ритмики и живой интонации речи и стиха;
-в связи с психологическими особенностями дошкольников (небольшим объёмом оперативного внимания, быстрым угасанием интереса, невыработанным критерием качества исполнения) доработке до концертного уровня подлежит небольшая часть произведений;
-важную роль играет правильная организация домашних занятий и помощь родителей в процессе обучения ребёнка;
-запись преподавателя в дневнике должна быть подробной, точно напоминающей ученику о всех элементах урока.
Главным результатом начального обучения должны стать:
-работа над рациональной постановкой учащегося;
- постановка исполнительского аппарата (посадка за инструментом, постановка рук и свободная координация движений);
-основа правильного звукоизвлечения, работа над качеством звука;
-освоение основных штрихов legato и detashe, а также комбинированных штрихов;
-работа над чистотой интонации;
-развитие слуха, чувства ритма и музыкальной памяти;
- ознакомление с аппликатурой в позициях, а также с позиционными переходами;
- знание наиболее употребительных музыкальных терминов;
- умение свободно и осознанно исполнить произведение в концертной обстановке.

Техническое развитие

Развитию техники в узком смысле этого слова способствует регулярная работа над гаммами, этюдами и упражнениями, однако нельзя недооценивать значение художественного репертуара, способствующего не менее качественному освоению технических приёмов и навыков игры на виолончели.
Регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями способствует развитию пальцевой беглости и чёткости, а также формированию правильных движений в правой руке в процессе звукоизвлечения, что позволит показать всю красоту и многогранность тембрового богатства виолончели. Ученик должен хорошо понимать значение технической работы, направленной на достижение художественно-музыкальной цели.
Освоение технических формул происходит на всём протяжении обучения, приобретая более качественный уровень на усложнённом музыкальном материале и в более скорых темпах.

Организация контроля учебного процесса

Все формы и методы контроля и оценки результатов, направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.
Контроль учебного процесса включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Основными формами промежуточной аттестации являются:
-академический концерт в 1 полугодии для учащихся 1-7 классов;
-технический зачет в ноябре для учащихся 3-7 классов;
- экзамен в мае во 2,4, 6 14 полугодии для учащихся 1-7 классов.
Для учащихся 8 класса в мае проводится итоговая аттестация. (В случае продолжения обучения в девятом дополнительном классе, в 8 классе проводится переводной экзамен, в 9 классе в мае проводится итоговая аттестация).
Оценки выставляются по 5-ти бальной системе.
По завершении изучения учебного предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДМШ.

Требования к проведению промежуточной аттестации.
Программные требования

1. Технический зачет предполагает:
- исполнение мажорной и минорной гамм в соответствии с программными требованиями;
-исполнение этюда;
-знание музыкальной терминологии.
2. На академическом концерте в 1 полугодии исполняются два разнохарактерных произведения либо две части сонаты.
3. На переводных экзаменах исполняются наизусть две разнохарактерные пьесы либо две части сонаты (концерта).
Итоговая аттестация по специальности – экзамен. Программа выпускного экзамена включает исполнение полной программы: крупная форма, пьеса.
Условия и формы проведения аттестации.
- Зачеты проводятся в классе при комиссии не менее чем из двух преподавателей и оцениваются отметкой.
- Академический концерт проходит в закрытом режиме при комиссии не менее чем из трех преподавателей. За выступление на академическом концерте в 1 полугодии ставится отметка. Обсуждение отражает продвижение учащегося, качество его исполнения, пожелания комиссии по дальнейшему обучению.
Переводные экзамены проходят в закрытом режиме при комиссии не менее чем из трех преподавателей. Помимо развернутого отзыва, выступления учащихся оцениваются отметкой.
Помимо обязательных выступлений учащиеся принимают участие в классных концертах, концертах духового отдела, творческих просветительских и общешкольных мероприятиях.

Учебный план
(обязательная часть)
Срок обучения 8 лет.

Наименование предмета
1класс
2класс
3класс
4класс
5класс
6класс
7класс
8класс

Специальность
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5

Ансамбль
-
-
-
1
1
1
1
1


(вариативная часть)

Наименование предмета
1класс
2класс
3класс
4класс
5класс
6класс
7класс
8класс

Чтение с листа
-
0,5
0,5
0,5
-
-
-
-

Ансамбль
-
-
0,5
-
-
1
-
-

Предмет по выбору
-
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1


9 класс

Наименование предмета
9 класс


1 полугодие
2 полугодие

Обязательная часть

Специальность
2,5
2,5

Ансамбль
2
2

Вариативная часть

Предмет по выбору
1
1


Примерный тематический план и содержание учебного предмета
Специальность
Содержание программы

В разделе отражается последовательное распределение задач в освоении учащимися инструмента, накопление ими исполнительских навыков, годовые требования по освоению музыкального материала, ожидаемые результаты развития ученика к концу обучения. Представлены также варианты программ академических концертов, переводных экзаменов, выпускного экзамена, репертуарные списки по каждому классу.
Первый класс
Задачи:
-ознакомление с названиями частей виолончели и смычка, нотная грамота, чтение нот в басовом ключе;
-простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения;
-работа над развитием слуха, ритма, музыкальной памяти;
-основы постановки: посадка ученика и установка инструмента, постановка левой руки, постановка правой руки;
-изучение I позиции в узком и широком расположении пальцев;
-основы правильного звукоизвлечения на инструменте, развитие навыков ведения и распределения смычка;
-изучение штрихов легато и деташе, комбинированные штрихи;
-работа над качеством звука и интонацией;
-с наиболее подвинутыми учащимися возможно изучение IV позиции, а также перехода из I в IV позицию;
-знание наиболее употребительных музыкальных терминов;
-формирование и развитие музыкального образного мышления;
-изучение музыкальных терминов. Требования знаний терминологии для 1-го класса: pizz.(pizzicato), F(forte), P(piano), mf(mezzo forte), mp(mezzo piano); cresc.(crescendo), dim.(diminuendo), rit.(ritenuto), legato, staccato; adagio, moderato, allegro; реприза.
Программные требования:

Мажорные гаммы до двух знаков включительно (в медленном темпе) с трезвучиями, 8-10 пьес, 10-12 этюдов.
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. М., 1960
Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений) . М., 1963
Лазько А. Этюды в форме пьес для начинающих виолончелистов. Спб: «Композитор», 2005
Бакланова Н. Этюды, упражнения (для влч в сопровождении фп.) .М., 1955
Мардеровский Л. 48 лёгких этюдов для виолончели, 1 и 2 классы ДМШ. М., 1956
Доброхотов Б. Сборник лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М.- Л., 1946
Лёгкие пьесы русских композиторов. Ред. Р. Сапожникова. М., 1954
Сборник пьес. М., 1958
Антонова Л. Хрестоматия виолончелиста; младшие классы ДМШ. Спб: «Композитор», 2009
Антонова Л. Азбука виолончелиста. Спб: «Композитор», 2009
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Тактакишвили Г. М. Школа для виолончели. В 2- х томах. Тбилиси, 1959
Пьесы:
Лядов А. «Я с комариком плясала»
Ребиков В. «Воробушек»
Антонова Л. «Русская народная песня»; Украинская народная песня; Венгерская народная песня
Захарьина Т. «Полька»
Глинка М. «Ты соловушко умолкни»
Калинников В. «Тень-тень»; «Журавель»
Кюи Ц. «Весенняя песенка»
Римский-Корсаков Н. «Проводы зимы»
Антонова Л. «Про кота», «Барашеньки», «Козочка», «Лисичка»
Моцарт А. «Аллегретто»
Иордан И. «Маленький вальс», «Аллегро», «Анданте», «Аллегретто»
Гайдн И. Анданте
Люлли Ж.-Б. Песенка
Шуберт Ф. Колыбельная
Варианты программ академического концерта в 1 полугодии
1-й вариант:
РНП «Петушок» гарм. М.Красева
И.Волчков «Дождик»
2-й вариант:
Н.Бакланова «Скерцо»
К.Орф «Пьеса»
Варианты программ переводного экзамена
1-й вариант:
Д.Кабалевский «Вальс»
Гайдн И. Анданте
2-й вариант:
А. Филиппенко «Цыплята»
Моцарт А. «Аллегретто»
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
Практические занятия 62
Контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающихся 64

Второй класс
Задачи:
-работа над постановкой, звукоизвлечением, интонацией, ритмом, фразировкой;
-освобождение от возможных зажимов;
-обучение читке с листа;
-овладение штрихами деташе, легато, их сочетаний в медленном и подвижном темпе, несиметричные штрихи, акценты;
-изучение IV и половинной позиций, позиционные переходы, возможно изучение III позиции с наиболее подвинутыми учащимися;
-работа над сменой узкого и широкого расположения пальцев;
-настройка инструмента;
-знакомство с музыкальными терминами: pp (пианиссимо), ff (фортиссимо), fermata; tenuto; poco a poco, rall. (rallentando), accel. (accelerando); largo, andante, allegretto, tranquillo, vivo.
Программные требования:

Мажорные и минорные двухоктавные гаммы до двух знаков включительно, арпеджио, 6-10 небольших пьес, 4-6 этюдов, несколько дуэтов.
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Мардеровский Л. Гамма и арпеджио. М., 1960
Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений) . М., 1963
Лазько А. Этюды в форме пьес для начинающих виолончелистов. Спб: «Композитор», 2005
Бакланова Н. Этюды, упражнения (для влч в сопровождении фп.) .М., 1955
Мардеровский Л. 48 лёгких этюдов для виолончели, 1 и 2 классы ДМШ. М., 1956
Доброхотов Б. Сборник лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М.- Л., 1946
Лёгкие пьесы русских композиторов. Ред. Р. Сапожникова. М., 1954
Сборник пьес. М., 1958
Антонова Л. Хрестоматия виолончелиста; младшие классы ДМШ. Спб: «Композитор», 2009
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Тактакишвили Г. М. Школа для виолончели. В 2- х томах. Тбилиси, 1959
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 1, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 1 и 2 классов ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1969
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 1, часть I. 1 и 2 классы ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1969
Пьесы:
Бетховен Л. «Песня»
Гендель Г. «Менуэт»
Глинка М. «Жаворонок»
Гречанинов А. «Вальс»,
Глинка М. «Песня»
Русская народная песня «Заиграй моя волынка»
Люлли Ж. «Гавот»
Бетховен Л. «Контрданс»
Хачатурян А. «Андантино»
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Варианты программ академического концерта в 1 полугодии

1-й вариант:
Гречанинов А. «Вальс»,
Хачатурян А. «Андантино»
2-й вариант:
Бетховен Л. «Песня»
Русская народная песня «Заиграй моя волынка»
Варианты программ переводного экзамена
1-й вариант:
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Люлли Ж. «Гавот»
2-й вариант:
Бетховен Л. Песня
Гендель Г. Менуэт
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
Практические занятия 64
Контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающихся 66

Третий класс
Задачи:
-в исполнительском аппарате закреплять ощущение опоры правой руки на струну (опоры звучания за счёт естественного веса руки, без напряжения и давления), а также опоры большого пальца левой руки в позициях (ощущение позиции);
-работа над звуком, переходами;
-изучение штрихов: деташе, широкое деташе, легато до восьми нот на смычках в медленном и подвижном темпе, начальное изучение штрихов мартеле;
-закрепление I и IV позиций, изучение II и III позиций в узком и широком расположении пальцев, закрепление навыков смены позиций;
-знакомство с приёмом вибрации на инструменте;
-ознакомление с простейшими двойными нотами, несложными аккордами (с открытыми струнами);
-добиваться правильной постановки рук и корпуса учащегося;
-чтение с листа лёгких, доступных пьес;
-дальнейшее изучение музыкальной терминологии: sf (сфорцандо), sp (субито пиано), piu mosso, meno mosso, a tempo, tempo I; gliss. (glissando); vibr. (vibrato); lento, andantino, presto; rubato, cantabile, maestoso.
Программные требования:

Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно в пределах двух октав четвертями и восьмыми с арпеджио (с применением различных штриховых вариантов), 6-10 небольших пьес, 6-8 этюдов, несколько дуэтов.
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Мардеровский Л. Гамма и арпеджио. М., 1960
Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений) . М., 1963
Бакланова Н. Этюды, упражнения (для влч в сопровождении фп.) .М., 1955
Мардеровский Л. 48 лёгких этюдов для виолончели, 1 и 2 классы ДМШ. М., 1956
Доброхотов Б. Сборник лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М.- Л., 1946
Лёгкие пьесы русских композиторов. Ред. Р. Сапожникова. М., 1954

Сборник пьес. М., 1958
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Тактакишвили Г. М. Школа для виолончели. В 2- х томах. Тбилиси, 1959
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 1, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 1 и 2 классов ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1963. (3-й раздел по выбору педагога)
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 3 и 4 классов ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1961
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 1, часть I. Пьесы для 1 и 2 классов ДМШ (Ред. Р. Сапожникова). М., 1967
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть I. Пьесы для 3 и 4 классов ДМШ (Ред. Р. Сапожникова). М., 1965
Пьесы для виолончели и фортепиано. Ред. А. Стогорский . I- IV классы ДМШ. Вып. 3, 5. М., 1963, 1965
Пьесы:

Чайковский П. «Игра в лошадки»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Шостакович. «Вальс-шутка»; «Колыбельная»
Хренников Т. «Колыбельная»
Люлли Ж. «Гавот»
Хачатурян А. «Андантино»
Чайковский П. «Старинная французская песенка «
Антонова Л. «Пошёл козёл в огород»
Глинка М. «Песня»
Антонова Л. «Из-под дуба, из-под вяза», «Богатый жених», «Пастушок»
Бетховен Л. «Сурок»
Гречанинов А. «Игра»
Гречанинов А. «Весельчак»
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Перголези Дж. «Песня»
Моцарт А. «Весенняя песня», «Менуэт»
Балакирева М. «У ворот , ворот»
Антонова Л. «Лягушка»
Мусоргский М. «Песня»
Варианты программ академического концерта в 1 полугодии
1-й вариант:
Моцарт А. «Менуэт»
Глинка М. «Песня»
2-й вариант:
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Гречанинов А. «Весельчак»

Варианты программ переводного экзамена

1-й вариант:
Лазько А. «Вечное движение»
Чайковский П. Грустная песенка
2-й вариант:
Мусоргский М. Песня
Бетховен Л. «Сурок»
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

Практические занятия 64
Контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающихся 66

Четвёртый класс
Задачи:
-работа над постановкой рук, развитием музыкально-исполнительских навыков;
-начальное изучение штриха стаккато, закрепление уже изученных штрихов;
-работа над координацией правой и левой рук;
-закрепление I, IV, II, III позиций, ознакомление с V позицией - в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и его возможностей, укрепление навыков смены позиций, работа над вибрацией;
-изучение натуральных флажолетов, несложных аккордов и двойных нот (с открытыми струнами), несложные хроматические последовательности;
-знакомство с тенороовым ключом;
-работа над динамикой и агогическими оттенками;
- развитие чтения с листа лёгких пьес, дуэтов, ансамблей;
-освоение мелизмов с учётом стиля и художественного направления в музыке, упражнения для развития трели;
-стремление к эмоциональному исполнению музыкальных произведений;
-подготовка к изучению крупной формы;
-дальнейшее изучение музыкальной терминологии: grave, sostenuto, agitato,animato, espressivo, scherzando, dolce, ad libitum, Da Capo al Fine (D. C. Al Fine), con moto, a piacere
Программные требования:

Мажорные и минорные двухоктавные гаммы до двух знаков включительно в умеренном и подвижном темпе,применяя различные штриховые варианты (деташе по 4 и 8 нот на смычках, мартеле, комбинированные штрихи), арпеджио, «ломаные» терции, 5-6 этюдов на различные виды техники, 6- 8 пьес
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Мардеровский Л. Гамма и арпеджио. М., 1960
Лазько А. Этюды в форме пьес для начинающих виолончелистов. Спб: «Композитор», 2005
Мардеровский Л. 48 лёгких этюдов для виолончели, 1 и 2 классы ДМШ. М., 1956
Доброхотов Б. Сборник лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М.- Л., 1946
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Тактакишвили Г. М. Школа для виолончели. В 2- х томах. Тбилиси, 1959
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 3 и 4 классов ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1961
Уткин М. Вокруг света с виолончелью; 50 несложных пьес на материале народных мелодий. Спб: «Композитор», 2010
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть I. Пьесы для 3 и 4 классов ДМШ (Ред. Р. Сапожникова). М., 1965
Пьесы для виолончели и фортепиано. Ред. А. Стогорский . I- IV классы ДМШ. Вып. 3, 5. М., 1963, 1965
Переложение Багрянова П. 15 пьес из «Детского альбома» П. И.Чайковского. М.--Л., 1950
Борисяк А. и Дзегелёнок А. (Ред. Козолупова С.) Пьесы. Сборник №1, №3, первая степень трудности. М., 1937, 1938
Пьесы:
Антонова Л. «Из-под дуба, из-под вяза»
Чайковский П. «Игра в лошадки»
Аренский А. Колыбельная
Мусоргский М. Песня
Гречанинов А. «Игра», «Весельчак»
Гречанинов А. Вальс
Бетховен Л. Песня, «Сурок»
Бах И. С. «Менуэт»
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Перголези Дж. «Песня»
Моцарт А. «Весенняя песня», Менуэт
Балакирева М. «У ворот , ворот»
Чайковский П. «Неаполитанская песенка», «Сладкая грёза», «Камаринская»
Мартини Дж. «Гавот»
Гайдн И. «Менуэт»
Дворжак А. «Мелодия»
Варианты программ академического концерта в 1 полугодии

1-й вариант:
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Аренский А. «Колыбельная»
2-й вариант:
Перголези Дж. «Песня»
Гречанинов А. «Весельчак»
Варианты программ переводного экзамена

1-й вариант:
Бетховен Л. Контрданс
Шуберт Ф. «Колыбельная»
2-й вариант:
Чайковский П. «Сладкая грёза»
Мартини Дж. «Гавот»

Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
Практические занятия 64
Контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающихся 66

Пятый класс

Задачи:
-дальнейшая работа над постановкой учащегося;
-дальнейшее развитие музыкально-исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и пальцевой техники;
-работа над вибрацией;
-дальнейшее развитие штриховой техники;
-расширение диапазона звучания;
-изучение тенорового ключа;
-ознакомление с более высокими позициями на грифе (V, VI, VII), изучение трёхоктавных гамм, несложные хроматические последовательности;
-двойные ноты, аккорды;
- совершенствование навыков игры в ансамбле с фортепиано и другими инструментами;
-стремление в игре к эмоциональности, осмысленности, выразительности исполнения;
-дальнейшее изучение крупной формы;
-дальнейшее изучение музыкальной терминологии: molto, piu, non troppo; vivace; leggiero, pesante, con fuoco, con brio, risoluto, spirituoso, capriccio, brillante, colando, secco, senza, stretto, marcato.
Программные требования:

Мажорные и минорные гаммы (две-три октавы) до трёх знаков включительно четвертями и восьмыми с трезвучием и обращением трезвучия, 5-6 этюдов, 6-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. М., 1960
Доброхотов Б. Сборник лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М.- Л., 1946
Антонова Л. Хрестоматия виолончелиста; средние классы ДМШ. Спб: «Композитор», 2009
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Тактакишвили Г. М. Школа для виолончели. В 2- х томах. Тбилиси, 1959
Тактакишвили Г. М. «Альбом для детей». Тбилиси, 1947
Тактакишвили Г. М. Сборник пьес для виолончели и фортепиано (в первых семи позициях). Музфонд, Груз. ССР
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 3 и 4 классов ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1961
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть I. Пьесы для 3 и 4 классов ДМШ (Ред. Р. Сапожникова). М., 1965
Вивальди А. Концерт ля минор (обраб. А. Стасевича). М., 1957
Пьесы для виолончели и фортепиано. Ред. А. Стогорский . I- IV классы ДМШ. Вып. 3, 5. М., 1963, 1965
Переложение Багрянова П. 15 пьес из «Детского альбома» П. И.Чайковского. М.--Л., 1950
Борисяк А. и Дзегелёнок А. (Ред. Козолупова С.) Пьесы. Сборник №1, №3, первая степень трудности. М., 1937, 1938
Барток Б. Сборник «Для детей» для виолончели и фортепиано. Будапешт, 1957
Пьесы:

Римский-Корсаков Н. «Колыбельная»
Моцарт Л. «Волынка»
Евлахов О. «Романс»
Гречанинов А. «Зимний вечер»
Тейнер Р. «Танец дервишей»
Чайковский П. «Игра в лошадки»
Аренский А. «Колыбельная»
Мусоргский М. «Песня»
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Рамо Ж. «Сельский танец»
Мартини Дж. «Гавот»
Гайдн И. «Менуэт»
Пеккер Г. Два этюда
Гедике А. «Две миниатюры»
Гендель Г. «Буре»
Марчелло Б. Соната До мажор
Вивальли А. Концерт ля минор
Варианты программ академического концерта в 1 полугодии

1-й вариант:
Тейнер Р. «Танец дервишей»
Евлахов О. «Романс»
2-й вариант:
Римский-Корсаков Н. «Колыбельная»
Рамо Ж. «Сельский танец»
Дворжак А. «Мелодия»

Варианты программ переводного экзамена

1-й вариант:
Вивальди А. Концерт ля минор (I ч.)
Гречанинов А. «Зимний вечер»
2-й вариант:
Чайковский П. «Баркарола»
Марчелло Б. «Соната» До мажор (I ч.)
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

Практические занятия 64
Контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающихся 66

Шестой класс

Задачи:
-работа над развитием музыкального мышления, художественного представления и самомтоятельности учащегося;
-повышение требовательности к выразительности исполнения;
-усложнение ритмических задач;
-работа над штрихами: деташе, легато, мартеле, стаккато, дубль-штрих;
-работа над укреплением V, VI, VII позиций на грифе, знакомство с позицией ставки;
-изучение двойных нот в пределах 4-х позиций (терции, октавы);
-изучение хроматической гаммы;
-развитие беглости пальцев;
-выработка выносливости, способности исполнять без перерыва несколько произведений.
Программные требования:

Мажорные и минорные гаммы (три октавы) до четырёх знаков включительно, арпеджио, хроматическая гамма в пределах изучаемого диапазона, 6-8 этюдов, 6-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Мардеровский Л. Гамма и арпеджио. М., 1960
Козолупов С. и Гинзбург Л. Сборник этюдов. М.- Л.,1946
Антонова Л. Хрестоматия виолончелиста; средние классы ДМШ. Спб: «Композитор», 2009
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 3, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 5 класса ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1961
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 3, часть I. Пьесы для 5 класса ДМШ (Ред. Р. Сапожникова). М., 1967
Вивальди А. Концерт ля минор (обраб. А. Стасевича). М., 1957
Пьесы. Ред. А. Стогорский .Вып. 1, 2. V- VII классы ДМШ.. М., 1960
Переложение Багрянова П. 15 пьес из «Детского альбома» П. И.Чайковского. М.--Л., 1950
Борисяк А. и Дзегелёнок А. Сборник пьес русских и советских композиторов. М.- Л., 1950
Барток Б. Сборник «Для детей» для виолончели и фортепиано. Будапешт, 1957
Марчелло Б. Сборник старинных сонат. Вып. 1,2. М., 1961
Рахманинов С. Романс. М.- Л., 1949
Гинзбург Л. Пьесы. 5-6-7 классы ДМШ. М., 1955- 1956
Н.Грановский «Этюды средней трудности для виолончели» Москва ,1958
ДМШ 6-7 классы «Хрестоматия для виолончели. Концерты» Сост. И. Волчков. М, «Музыка», 1989
Пьесы:

Гречанинов А. «Зимний вечер»
Тейнер Р. «Танец дервишей»
Маттезон И. «Ария»
Шлемюллер Г. «Непрерывное движение»
Шостакович Д. «Заводная кукла»
Чайковский П. «Ноктюрн»
Рамо Ж. «Сельский танец»
Шлемюллер Г. «Скерцино»
Пеккер Г. «Два этюда»
Гендель Г. «Буре»
Шуман Р. «Лотос»
Бородин А. «Грёзы»
Брандуков А. «Элегия»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Форе Г. «Пробуждение»
Глазунов А. «Испанская серенада»
Давыдов К. «Романс без слов»
Рахманинов С. «Романс», «Вокализ»
Марчелло Б. Соната Соль мажор, Соната ля минор
Бортнянский Д. Соната
Бреваль Ж. Концертино
Вивальли А. Концерт ля минор
Варианты программ академического концерта в 1 полугодии

1-й вариант:
Гедике А. «Скерцо»
Брандуков А. «Элегия»
2-й вариант:
Форе Г. «Пробуждение»
Шостакович Д. «Заводная кукла»

Варианты программ переводного экзамена

1-й вариант:
Бреваль Ж. Концертино (I ч.)
Сен-Санс К. «Лебедь»
2-й вариант:
Шостакович Д. «Заводная кукла»
Вивальди А. Концерт ля минор (II, III чч.)
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

Практические занятия 63
Контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающихся 99

Седьмой класс

Задачи:
-совершенствование технологической базы игры на виолончели;
-работа над выносливостью ;
-совершенствование техники при работе с различными штрихами, штрих спиккато;
-развитие техники левой руки беглость, трель, позиционные переходы, соединение позиций при игре двойными нотами;
-развите приёмов игры в позициях ставки;
-октавные упражнения;
-стремление при игре на виолончели к эмоционально окрашенному звучанию;
-развитие навыков чтения с листа небольших произведений.
Программные требования:

Мажорные и минорные гаммы (две-три октавы) до пяти знаков включительно, арпеджио, хроматическая гамма, гамма двойными нотами (терции,октавы), 6-8 этюдов, 6-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели (Под ред. А. Лазько). Л., 1967
Козолупов С. и Гинзбург Л. Сборник этюдов. М.- Л.,1946
Антонова Л. Хрестоматия виолончелиста; средние классы ДМШ. Спб: «Композитор», 2009
Глинка М. Этюды (Ред. Ю.Кочурова). М.: Музыка, 2008
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Шостакович Д. Романс (Ред. А.Лазько). Спб: «Композитор», 2009
Шапорин Ю. Шесть романсов. М., 1953
Глиэр Р .Шесть листков из альбома. Соч. 51. Вып. 1. М.- Л., 1951
Педагогический репертуар ДМШ. М., 1956
Педагогический репертуар ДМШ, первая степень трудности. Сборник третий, сост. А. Борисяк и А. Дзегелёнок. М.- Л., 1938
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 3, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 5 класса ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1961
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 3, часть I. Пьесы для 5 класса ДМШ (Ред. Р. Сапожникова). М., 1967
Бах И.Х. Концерт до минор. I или II и III части. М.,1963
Пьесы. Ред. А. Стогорский .Вып. 1, 2. V- VII классы ДМШ.. М., 1960
Борисяк А. и Дзегелёнок А. Сборник пьес русских и советских композиторов. М.- Л., 1950
Барток Б. Сборник «Для детей» для виолончели и фортепиано. Будапешт, 1957
Пьесы зарубежных композиторов XIX века. (Ред. Р. Сапожников). Сб. 1,2. М., 1961, 1968
Соловьёв В. Альбом пьес «Очарованная виолончель». Спб: «Композитор», 2012
Сборник старинных сонат. Вып. 1,2. М., 1961
Рахманинов С. Романс. М.- Л., 1949
Гинзбург Л. Пьесы. 5-6-7 классы ДМШ. М., 1955- 1956
Лазько А. Пьесы зарубежных композиторов. Спб: «Композитор», 2005
Глазунов А. Пьесы. (Ред. А. Лазько). Спб: «Композитор», 2002
Лазько А. Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. 1. Спб: «Композитор», 1995
Пьесы:

Маттезон И. Ария
Шлемюллер Г. Непрерывное движение
Шостакович Д. «Заводная кукла «
Чайковский П. «Песня без слов», «Мелодия», «Ноктюрн», «Вальс»
Гольтерман Г. «Каприччио»
Шлемюллер Г. «Скерцино»
Пеккер Г. Два этюда
Фитценгаген В. «Каприччио «
Гендель Г. Бурре
Брандуков А. «Элегия»
Шмуклер Г. «Прялка»
Сен-Санс К. «Романс», «Лебедь»
Форе Г. «Пробуждение»
Глазунов А. «Испанская серенада»
Давыдов К. «Романс без слов»
Рахманинов С. «Романс», «Вокализ»
Марчелло Б. Соната Соль мажор, Соната ре минор
Бортнянский Д. Соната
Кленгель Ю. Концертино ре минор
Бреваль Ж. Концертино
Вивальди А. Концерт ля минор, Концерт Соль мажор
Гольтерман Г. Концерт №3, №5 (II и III чч.)
Бах И.Х. Концерт до минор
Варианты программ академического концерта в 1 полугодии

1-й вариант:
Чайковский П. «Вальс»
Гольтерман Г. Каприччио
2-й вариант:
Сен-Санс К. «Романс «
Арутюнян А. «Экспромт»
Варианты программ переводного экзамена

1-й вариант:
Чайковский П. «Ноктюрн»
Глазунов А. «Испанская серенада»
2-й вариант:
Кленгель Ю. Концертино ре минор
Маттезон И. Ария
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

Практические занятия 79,5
Контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающихся 132

Восьмой класс

Задачи:
-совершенствование музыкально-исполнительских навыков;
-работа над техникой штрихов и пальцевой беглостью;
-совершенствование связи исполнительской техники и художественного образа;
-работа над умением самостоятельно разучивать музыкальное произведение учащимися (с учётом индивидуальных особенностей учащихся);
-чтение нот с листа;
-воспитание сценической выдержки;
-подготовка программы к выпускному экзамену.
Программные требования:
Мажорные и минорные трёхоктавные гаммы до шести знаков включительно с арпеджио, хроматическая гамма по всему диапазону инструмента, 5-6 этюдов, 3-4 пьесы, 1-2 крупные формы
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Ямпольский М. Виолончельная техника. М.- Л., 1939
Лазько А. Десять этюдов для виолончели и фортепиано. Спб: «Композитор», 1995
Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели (Под ред. А. Лазько). Л., 1967
Козолупов С. и Гинзбург Л. Сборник этюдов. М.- Л.,1946
Антонова Л. Хрестоматия виолончелиста; средние классы ДМШ. Спб: «Композитор», 2009
Глинка М. Этюды (Ред. Ю.Кочурова). М.: Музыка, 2008
Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Тактакишвили Г. М. Школа для виолончели. В 2- х томах. Тбилиси, 1959
Тактакишвили Г. М. «Альбом для детей». Тбилиси, 1947
Шостакович Д. Романс (Ред. А.Лазько). Спб: «Композитор», 2009
Шапорин Ю. Шесть романсов. М., 1953
Глиэр Р .Шесть листков из альбома. Соч. 51. Вып. 1. М.- Л., 1951
Педагогический репертуар ДМШ. М., 1956
Педагогический репертуар ДМШ, первая степень трудности. Сборник третий, сост. А. Борисяк и А. Дзегелёнок. М.- Л., 1938
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 3, часть II. Этюды, гаммы, упражнения для 5 класса ДМШ.(Ред. Р. Сапожникова). М., 1961
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 3, часть I. Пьесы для 5 класса ДМШ (Ред. Р. Сапожникова). М., 1967
Бах И.С. Концерт до минор. I или II и III части. М.,1963
Гайдн И. Концерт Ре мажор (малый). М.,1968
Пьесы. Ред. А. Стогорский .Вып. 1, 2. V- VII классы ДМШ.. М., 1960
Переложение Багрянова П. 15 пьес из «Детского альбома» П. И.Чайковского. М.--Л., 1950
Борисяк А. и Дзегелёнок А. Сборник пьес русских и советских композиторов. М.- Л., 1950
Барток Б. Сборник «Для детей» для виолончели и фортепиано. Будапешт, 1957
Чайковский П. Песня без слов, Мелодия, Ноктюрн (Транскрипция А.Лазько). Спб: «Композитор», 2012
Пьесы зарубежных композиторов XIX века. (Ред. Р. Сапожников). Сб. 1,2. М., 1961, 1968
Соловьёв В. Альбом пьес «Очарованная виолончель». Спб: «Композитор», 2012
Марчелло Б. Сборник старинных сонат. Вып. 1,2. М., 1961
Рахманинов С. Романс. М.- Л., 1949
Гинзбург Л. Пьесы. 5-6-7 классы ДМШ. М., 1955- 1956
Лазько А. Пьесы зарубежных композиторов. Спб: «Композитор», 2005
Глазунов А. Пьесы. (Ред. А. Лазько). Спб: «Композитор», 2002
Лазько А. Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. 1. Спб: «Композитор», 1995
Пьесы:
Минкус Л. «Застольная песня»
Дриго Р. «Волшебный танец»
Маттезон И. «Ария»
Шлемюллер Г.» Непрерывное движение»
Чайковский П. «Песня без слов», «Мелодия», «Ноктюрн», «Вальс»
Гольтерман Г. «Каприччио»
Шлемюллер Г. «Скерцино»
Римский-Корсаков Н. «Царица и царевич», «Гвидон на острове буяне»
Асафьев Б. «Романс»
Фитценгаген В. «Каприччио»
Бородин А. «Грёзы»
Брандуков А. «Элегия»
Шмуклер Г. «Прялка»
Гедике А. «Скерцо»
Сен-Санс К. «Романс», «Лебедь»
Форе Г. «Пробуждение»
Глазунов А. «Испанская серенада»
Давыдов К. «Романс без слов»
Рахманинов С. «Романс», «Вокализ»
Корелли А. Соната ре минор, Соната Соль мажор
Марчелло Б. Соната Соль мажор, Соната ре минор
Бортнянский Д. Соната
Кленгель Ю. Концертино ре минор
Бреваль Ж. Концертино
Вивальди А. Концерт Соль мажор
Гольтерман Г. Концерт №3, №5 (II и III чч.)
Бах И.Х. Концерт до минор
Гайдн И. Концерт До мажор (малый), Концерт Ре мажор (малый)
Варианты программ для выпускного экзамена

I вариант:
Давыдов К. Романс без слов
Гайдн И. Концерт До мажор (малый) I ч
II вариант:
Арутюнян А. «Экспромт»
Марчелло Б. Соната ре минор (I ч) / (II, III чч.)
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

Практические занятия 79,5
Контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающихся 132

Девятый класс

Обучение в девятом классе ДМШ подразумевает под собой подготовку профессионально ориентированных учащихся к поступлению в ССУЗы.
Программные требования:

Мажорные и минорные гаммы до шести знаков включительно в объёме трёх октав, арпеджио с обращением , двойные ноты в гамме терциями, секстами, октавами. 2 хроматические гаммы, 5-6 этюдов, 4-5 пьес, 2 произведения крупной формы
Примерный репертуар
Упражнения, этюды, педагогический репертуар:

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели (Под ред. А. Лазько). Л., 1967
Ямпольский М. Виолончельная техника. М. -Л.,1939
Козолупов С. и Гинзбург Л. Сборник этюдов (№№ 10, 13, 16 -18) . М. -Л., 1946
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Мардеровский Л. Избранные этюды для виолончели. Старшие классы ДМШ. М., 1966
Переложение Багрянова П. 15 пьес из «Детского альбома» П. И.Чайковского. М.--Л., 1950
Чайковский П. Песня без слов, Мелодия, Ноктюрн (Транскрипция А.Лазько). Спб: «Композитор», 2012
Пьесы зарубежных композиторов XIX века. (Ред. Р. Сапожников). Сб. 1,2. М., 1961, 1968
Соловьёв В. Альбом пьес «Очарованная виолончель». Спб: «Композитор», 2012
Марчелло Б. Сборник старинных сонат. Вып. 1,2. М., 1961
Гинзбург Л. Пьесы. 5-6-7 классы ДМШ. М., 1955- 1956
Глазунов А. Пьесы. (Ред. А. Лазько). Спб: «Композитор», 2002
Лазько А. Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. 1. Спб: «Композитор», 1995
Бах И.С. Концерт до минор. I или II и III части. М.,1963
Вивальди А. Концерт ля минор (обраб. А. Стасевича). М., 1957
Гайдн И. Концерт Ре мажор (малый). М.,1968
Давыдов К. Концерт № 2 ля минор. Спб: «Композитор», 2009
Пьесы:

Минкус Л. «Застольная песня»
Дриго Р. «Волшебный танец «
Маттезон И. «Ария»
Шлемюллер Г. «Непрерывное движение»
Чайковский П. «Мелодия», «Ноктюрн», «Вальс»
Гольтерман Г. «Каприччио»
Шлемюллер Г. «Скерцино»
Римский-Корсаков Н. «Царица и царевич», «Гвидон на острове буяне»
Асафьев Б. «Романс»
Бородин А. «Грёзы»
Брандуков А. «Элегия»
Шмуклер Г. «Прялка»
Давыдов К. «У фонтана»
Сен-Санс К. «Романс», «Лебедь»
Форе Г. «Пробуждение»
Глазунов А. «Испанская серенада «
Давыдов К. «Романс без слов»
Рахманинов С. «Романс», «Вокализ»
Корелли А. Соната ре минор, Соната Соль мажор
Давыдов К. Концерт № 2 ля минор
Гайдн И. Концерт Ре мажор (малый)
Бах И.Х. Концерт до минор
Сен-Санс К. Концерт ля минор
Лало Э. Концерт ре минор

Ожидаемые результаты освоения программы

– наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству на флейте;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности виолончели для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для виолончели, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.
Материально-техническое обеспечение курса:

Для успешной реализации программы необходимо наличие:
- инструмента для занятий в классе и дома;
- нотного материала в соответствии с программными требованиями.

Методическая литература в помощь преподавателю

Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Ямпольский М. Виолончельная техника. М. -Л.,1939
Струве Б. Пути развития юных скрипачей и виолончелистов. Ред. Л.Гинзбурга. М., 1952
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Избр. Труды. М., 1957
Шостакович Д. Мастерство и ремесло. Сов. Культура, 1965
Стоковский Л. Музыка для всех нас. М., 1959
Гутор В. Давыдов как основатель школы. Ред. Л.Гинзбурга. М.- Л., 1950
Римский- Корсаков Н. О музыкальном образовании, т. 2. М., 1963
Писаре Д. Влияние искусства на воспитание. - Полн. собр. Соч., т. 1. Спб: 1894
Нейгауз Г. Записки педагога. М., 1967
Рабинович И. О работе с учеником над музыкальным произведением. Ред. А.Николаев. М., 1950
Павлов И. Условный рефлекс. Избр. Труды. М., 1964
Цейтлин Л. Методические записки к редакции концерта Вивальди ля минор. (рукопись, 1933)
Борисяк А. Очерки школы Пабло Казальса. М., 1929
Гинзбург Л. Пабло Казальс. 2-е изд., М., 1966
Мострас К. Струнные ансамбли. М., 1946
Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М., 1948
Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1981
Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. М., 2000
Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
Литература: Борисяк A., Очерки школы Пабло Казальса, М., 1929; Гинзбург Л., Пабло Казальс, М., 1958, 1966; Корредор Х. М., Беседы с Пабло Казальсом. Вступит. статья и комментарии Л. С. Гинзбурга, пер. с франц., Л., 1960. Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1949
Давыдов К. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1959
Тактакишвили Г. М. Школа для виолончели. В 2- х томах. Тбилиси, 1959
Ямпольский М. Виолончельная техника. М. -Л.,1939
Струве Б. Пути развития юных скрипачей и виолончелистов. Ред. Л.Гинзбурга. М., 1952
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Избр. Труды. М., 1957
Шостакович Д. Мастерство и ремесло. Сов. Культура, 1965
Стоковский Л. Музыка для всех нас. М., 1959
Гутор В. Давыдов как основатель школы. Ред. Л.Гинзбурга. М.- Л., 1950
Римский- Корсаков Н. О музыкальном образовании, т. 2. М., 1963
Писаре Д. Влияние искусства на воспитание. - Полн. собр. Соч., т. 1. Спб: 1894
Нейгауз Г. Записки педагога. М., 1967
Рабинович И. О работе с учеником над музыкальным произведением. Ред. А.Николаев. М., 1950
Павлов И. Условный рефлекс. Избр. Труды. М., 1964
Цейтлин Л. Методические записки к редакции концерта Вивальди ля минор. (рукопись, 1933)
Борисяк А. Очерки школы Пабло Казальса. М., 1929
Гинзбург Л. Пабло Казальс. 2-е изд., М., 1966
Мострас К. Струнные ансамбли. М., 1946
Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М., 1948
Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1981
Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. М., 2000
Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315