Программа по созданию волонтёрского отряда
МБОУ СОШ №22
Конкурс на лучшую программу по профилактике наркомании в муниципальных учреждениях Свердловской области
Номинация: «Организация деятельности обучающихся
в форме волонтерского движения»
ПРОГРАММА
«Создание волонтерского отряда в МБОУ СОШ №22»
Участники:
Волонтерский отряд
«Мандаринки 22»
Возраст: 13 – 14 лет
Руководитель:
Побережнюк Елена Васильевна
2012 год
Пояснительная записка
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.
Подростковая среда является естественной социокультурной средой для подростков – ровесников, доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным статусом, языком, стилями коммуникации и эффективностью влияний.
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Альтернативами общепринятым формам профилактической работы с подростками и молодежью являются мероприятия, которые отвечают следующим требованиям:
это мероприятия, участие в которых является добровольным,
они проводятся молодежью и для молодежи в свободное время
Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет, но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Подростку, сделавшему такой выбор, осознавшему ценности здорового образа жизни, проще донести эту информацию до сверстников. Ведь они будут общаться на одном языке, по принципу «равный - равному».
Данная программа является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни волонтерами.
Программа соответствует возрастным категориям его основных участников – учащихся 7-ых классов.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных личностных качеств, характеризующих грамотного, объективного, толерантного, социализированного члена современного общества.
В настоящее время отрядом волонтёров руководят учителя естественных дисциплин, классные руководители 7 «А» и 7 «Б» классов школы Побережнюк Елена Васильевна и Бодунова Юлия Анатольевна.
Пропаганда ЗОЖ требует определённых навыков, знаний и умений. Ребята получают необходимые компетенции благодаря отряду «Мандаринки 22».
Ребята овладевают навыками общения с аудиторией, ведения групповых занятий, передачи другим полученных знаний, т.е. набором компетенций, который позволяет им чувствовать себя более уверенно не только на рабочем этапе проекта в школе, но и в повседневной жизни. Кроме того, у ребят возникает мотивация помочь сверстникам сохранить здоровье, благодаря информационно-методической и технической поддержке со стороны организаторов проекта.
При создании программы мы руководствуемся следующими нормативными актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.); Конвенцией о правах ребёнка (1989 г.); Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»; Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Законом «Об образовании».
Цель и задачи проекта.
Цель проекта:
Создание для подростков реально действующей модели первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1.Создание условий для развития позитивной мотивации подростков для созидательной и развивающей деятельности в социальном пространстве прав и обязанностей.
2.Развитие социальных навыков и позитивных личностных качеств.
3.Показание преимущества здорового образа жизни на личном примере.
4.Формирование системы здорового образа жизни в подростковой среде силами самих подростков (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.)
5.Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
6.Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
7.Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге
При реализации проекта будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности:
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.
3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
Содержание деятельности и механизм реализации.
В подготовительный период (сентябрь 2011г.-август 2012г.)
На данном этапе идет выявление социально активных обучающихся, которых заинтересовала деятельность волонтерского движения, формирование из обучающихся школы волонтерского отряда, который под руководством педагогов и привлеченных специалистов разрабатывает сценарии мероприятий, акций, концертов, лекций и т.д., направленных на профилактику вредных привычек среди детей и подростков, реализация проекта предполагала апробацию мероприятий, лекций, выступлений и т.д. на детских коллективах МБОУ СОШ №22.
В рабочий период (сентябрь 2012г. – май 2013г.) участники проекта осуществляют заранее апробированные формы профилактической работы в группах детей.
При этом участники проекта, обучающиеся – волонтеры обращаются за советом и помощью к своим руководителям – классным руководителям и ведущим специалистам школы – заместителям директора по воспитательной работе и правовому регулированию школы.
В данный учебный период волонтерский отряд (15 человек + 2 руководителя) проводит профилактические акции, анкетирование, лекции, познавательные мероприятия, выставки и т.д. для учащихся школы.
Проводить первые занятия ребятам помогают педагоги. Ведь первый опыт может быть печальным из-за того, что дети стесняются выступать перед аудиторией. А потом волонтеры проводят занятия самостоятельно. Проводимые мероприятия предполагают живое общение, при их проведении учитывается специфика возраста, социальный статус и интересы молодежи.
Принадлежность ребят к одному поколению и способность говорить на одном языке с теми, к кому они обращаются, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность увеличивают положительный эффект такой работы.
Ребята совместно с учителем физкультуры проводили спортивно – оздоровительные праздники,
акции по пропаганде здорового образа жизни.
Силами преподавателей, детей и родителей была создана наглядная агитация – плакаты и рисунки, листовки, буклеты направленные на формирование здорового жизненного стиля.
Разработали и построили своими руками уголок отдыха в кабинете биологии
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Были проведены 2 игры: «Право в нашей жизни», «Толерантность»
Члены отряда поучаствовали в экологическом конкурсе-выставке «Вторая жизнь упаковки».
Члены волонтерского отряда поздравили ветеранов-учителей с Днем Пожилого Человека (а также своих бабушек и дедушек), с Днем Учителя.
Проводим опросы и выездные акции по проблемам чистой воды
3 этап. Заключительный (май 2013 года)
Предполагает подведение итогов рабочего периода, поощрение активных членов отряда, подготовку методических рекомендаций по профилактической работе с подростками, разработку проектов для последующей реализации. Возможна рекламная компания по привлечению новых учащихся в отряд.
Далее проект предполагает прием в отряд волонтеров новых обучающихся и организованное повторение проекта. Содержательные блоки проекта должны подвергнуться изменениям и дополнениям с учетом предложений и рекомендаций, полученных при анализе проделанной работы за данный период.
Функции волонтеров в профилактической работе:
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
Для привлечения обучающихся к профилактической работе, желательно сделать так, чтобы участие в волонтерской команде было привлекательным для ребят. Этому может способствовать наличие красивой формы для участников, выпуск полиграфической продукции, положительные отзывы в средствах массовой информации.
Привлечь волонтеров можно с помощью объявлений, рекламных плакатов и листовок, распространённых среди учащихся школы.
Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются позже, когда учащиеся уже включаются в деятельность.
Способы поощрения волонтеров:
- благодарственное письмо или грамота администрации школы учащимся-волонтёрам и их родителям;
- личная благодарность от известного человека;
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
Для эффективной работы волонтерского отряда по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде необходимо:
- помещение, как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом, повышается мотивация и эффективность работы. В нашей школе - это кабинеты № 329, №331
- поддержка, т.к. многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера»;
- материальное обеспечение (в основном, это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт).
ОИспользуемое оборудование и материалы:
Бумага для печатания, ручки, карандаши, фломастеры.
Цветная бумага, ватман, картон
Папки для хранения собранных материалов, письменных документов, фотографий, писем.
CD и DVD диски.
Цифровой фотоаппарат или видеокамера
Компьютер.
Принтер
Важной составляющей деятельности волонтерского отряда является планирование, которое позволяет четко определить цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно использовать все имеющиеся ресурсы, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования.
Планируемые мероприятия
на 2012-2013уч.гг.
Месяц
Мероприятия
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Пропаганда ЗОЖ (беседы в классах). Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр (игры: «Право в нашей жизни», «Толерантность»).
Поздравление ветеранов-учителей с Днем Пожилого Человека (а также своих бабушек и дедушек), с Днем Учителя.
Экологический конкурс-выставка «Вторая жизнь упаковки». Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды руководителем волонтёров, специалистами. Информационные буклеты по здоровому образу жизни и предупреждению вредных привычек.
Акция «Ветеран живёт рядом»» (оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда)
День здоровья. Осенний марафон. 5-11 кл.
Игровой тренинг «Ай, не буду, не хочу!» 1-4 кл.
Круглый стол для старшеклассников «Я выбираю жизнь без наркотиков» 9-11 кл. Посещение Детского дома №3 г. Екатеринбурга с целью организации и проведении различных мероприятий для воспитанников данного учреждения.
Социологический опрос «Вопросы - ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам). 7-11 кл.
Час общения «Вся правда о курении». 7-8 кл.
Встреча с детским наркологом.
1 декабря – Международный день борьбы со СПИДом 9-11 кл.
Социологический опрос «Вопросы - ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам).
Выступление "Прекрасное слово - ЖИЗНЬ"
Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Оставайся в безопасности”, “Умей сказать – “Нет!” и т.д.
Игровая программа «Как прекрасен этот мир посмотри!»
Благотворительная акция «Дети – детям»" (сбор игрушек для д/сад)
КВН на тему «Здоровый образ жизни: как мы его представляем»
Практикум «Информационные буклеты для родителей» Проведение тренинговых занятий по профилактике ПАВ. Веселые старты 10-11 кл.
“Формула успеха” Психологическая игра
Игровая программа «Мы к вам в гости» 1-4 кл.
Выставка рисунков «Портрет курильщика»
Детская Зарничка. 1-4 кл.
Игровая программа "Курильщик - сам себе могильщик»
Выставка рисунков «Портрет курильщика»
Выпуск и распространение буклетов о вреде курения “Мифы и реальность”Устный журнал «Береги здоровье смолоду!» 7 кл.
7 апреля – Всемирный день Здоровья. Спортивная программа для среднего и старшего звена. 5-8, 9-11 кл.
Устный журнал «Береги здоровье смолоду!»
Игра «Зарница» 7-8, 9-11 кл.
Общешкольный день здоровья. 1-11 кл.
Акция «Ладошки дружбы»
Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»
Рефлексия. «Что понравилось, что не получилось?»
Организация интерактивных акций членами волонтерской команды здоровья в школьном летнем детском оздоровительном лагере
Ожидаемые результаты
Стабилизация и дальнейшее снижение показателей, характеризующих социальные девиации среди подростков МБОУ СОШ №22 (см. Приложение №1).
В начале подготовительного этапа и в начале рабочего этапа проекта волонтерами проведено анкетирование «Изучение уровня информированности и отношения подростков к алкоголю и наркотическим веществам» среди ребят 7-11 классов.
На вопрос «Употребляете ли спиртные напитки?» обучающиеся ответили (всего принявших участие 69чел.):
Иногда-25% (17человек) подготовительный этап 15% (10 человек) рабочий этап
Регулярно-7% (5 человек) 4% (3 человека)
Никогда – 68% (47 человек) 81% (56 человек)
На вопрос «Ты куришь?» обучающиеся ответили (всего принявших участие 69чел.):
Да -26% (18 человек) подготовительный этап 16% (11человек) рабочий этап
Нет – 60% (41 человека) 78% (54 человека)
Иногда – 14% (10 человек) 6% (4 человека)
На вопрос «Заботишься ли о своем здоровье?» обучающиеся ответили (всего принявших участие 69чел.):
Да – 87 % (60 человек) подготовительный этап 99% (68 человек) рабочий этап
Нет – 0 человек 0 человек
Не думал об этом -13% (9 человека) 1% (1 человек)
Привлечение обучающихся школы к общественно – полезной деятельности –создание постоянно действующего волонтерского отряда, пропагандирующего здоровый образ жизни.
Организация досуга подростков, наполненного социально позитивным содержанием.
Повышение знаний и умений участников проекта по первичной профилактике вредных привычек.
Развитие коммуникативных и организаторских способностей и умений.
Волонтерская деятельность способствует улучшению качества жизни, личному самосовершенствованию и развитию личности обучающихся; включение их в волонтерское движение активизирует у них коммуникативные и организаторские способности, так как эти понятия взаимосвязаны друг от друга.
В приложении №3 представлена диаграмма результатов исследования коммуникативных и организаторских способностей по методике (КОС – 1) /6,7/. В диаграммах прослеживается наличие большего количества учащихся со средним уровнем сформированности организаторских и коммуникативных способностей. Положительная динамика в области коммуникативных способностей более существенна, чем организаторских. В дальнейшем следует уделить внимание развитию организаторских способностей на более высоком уровне
Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях.
Было проведено исследование среди обучающихся школы, что составило 50 человек. Результаты можно увидеть в виде таблиц и диаграмм (см. Приложение №2).
Анализируя результаты 50-ти обследуемых обучающихся, мы подводим итог:
Количество обучающихся с высоким уровнем напряженности снижается,
а количество обучающихся с низким уровнем напряженности повышается.
Укрепление позитивных установок и мотиваций на здоровый образ жизни среди учащихся школы.
Приложение №1.
Стабилизация и дальнейшее снижение показателей, характеризующих социальные девиации среди подростков МБОУ СОШ №22
1.Употребляете ли спиртные напитки?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2. Ты куришь?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
3. Заботишься ли о своем здоровье?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунки 1-3. Результаты показателей, характеризующих социальные девиации среди подростков
Приложение №2
Результаты исследования психологического комфорта
обучающихся МБОУ СОШ №22.
Анкета «Психологический комфорт в школе»
Анкета предназначена для исследования ощущения психологического комфорта в школе в представлении учащихся.
Обработка анкеты. Выявляется два показателя: ощущение общего психологического комфорта (ОПК), отношение к учителям (ОТУ).
Ключ. За совпадение выбранного ответа с ключом присваивается 1 балл.
Показатель ОПК. Ответ «а» - на вопросы: 1, 2, 3, 5,6, 13, 15. Ответ «в» - на вопросы: 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
Показатель ОТУ. Ответ «а» - на вопросы: 2,5,13. Ответ «в» - на вопросы: 8,10,11,14.
Интерпретация данных
Показатель ОПК.
11-15 баллов – хороший уровень психологического комфорта
6-10 баллов – допустимый уровень психологического комфорта
1-5 баллов – неблагоприятный уровень психологического комфорта.
Показатель ОТУ.
6-7 баллов – благоприятные межличностные отношения с учителями, когда у ученика и учителя складываются эмоционально-положительные отношения
4-5 баллов – допустимые межличностные отношения с учителями
1-3 балла – неблагоприятные межличностные отношения с учителями, когда ученик активно (прогулы уроков, агрессивные реакции в сторону учителя и т.п.) или пассивно (отказ работать на уроке, систематическое невыполнение домашних заданий и т.п.) выражает враждебность по отношению к учителю.
Подсчет результатов
Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + колич-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)
Шкала оценки результата анализа анкеты оценки напряженности:
Уровни
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
Мальчики, юноши
Меньше 8
8 - 11
12 - 15
16 - 18
Выше 18
Девочки,
девушки
Меньше 12
12 - 14
15 - 18
19 - 22
Выше 22
Показатель ОПК (ощущение общего психологического комфорта)
Уровни психологического комфорта
сентябрь 2011г.
сентябрь 2012г.
хороший
28 чел.(56 %)
30 чел. (60 %)
допустимый
18 чел. (36 %)
20 чел. (40%)
неблагоприятный
4 чел. (8 %)
0 чел. (0 %)
Таблица 1. Результаты исследования психологического комфорта 2011-2012г.г.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 4. Результаты исследования психологического комфорта 2011- 2012г.г. (показатели ОПК)
Показатель ОТУ (отношение к учителям):
Уровни психологического комфорта
сентябрь 2011г.
сентябрь 2012г.
благоприятные межличностные отношения с учителями
32 чел. (64 %)
34 чел. (68%)
Допустимые межличностные отношения с учителями
15 чел. (30 %)
16 чел. (32 %)
Неблагоприятные межличностные отношения с учителями
3 чел. (6 %)
0 чел. ( 0 %)
Таблица 2. Результаты исследования психологического комфорта 2011-2012г.г.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 5. Результаты исследования психологического комфорта 2011- 2012г.г. (показатели ОТУ)
Приложение №3.
Результаты исследования коммуникативных
и организаторских способностей.
Коммуникативные способности
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунки 6-7. Развитие коммуникативных способностей за 2011-2012гг.(чел; % обучающихся)
Организаторские способности
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунки 8-9. Развитие организаторских способностей за 2011-2012гг.(чел; % обучающихся)
Литература
1.Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
2.Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011
3.Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
4.Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
5.Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
6.Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
7.Работающие программы, выпуск 1. Подростковая наркомания и СПИД:концептуальный подход. – М., 2000.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011
Рисунок 3Описание: P1000153.JPGРисунок 2Описание: животные.jpgРисунок 7Описание: здоровье.jpgРисунок 15Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\игра Мои права\16.jpgРисунок 10Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\игра толерантность\2.jpgРисунок 6Описание: P131111_12.23.jpg