Рабочая программа география классическая линия 6 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (приказ № 273-ФЗ от 21.12.2012 г)
2. Федеральный компонент государственного образования стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089).
3. Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ № 2» (приказ № 162 от 28.05.2016)
4. Приказ МО и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 г. № 1897
5. Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ № 2» (приказ № 209 от 31.08.2016).
6. Учебный план на 2016-2017 учебный год МБОУ “Рыбно-Слободская СОШ № 2” (приказ № 178 от23.08.2016)
7. Рекомендательное письмо МКУ “Отдел образования” Рыбно-Слободского муниципального района РТ “О рабочих программах учебных предметов” (приказ № 941 от 02.09.2016 г. )«География. Начальный курс» - второй систематический курс учебной дисциплины. При изучении этого курса продолжается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся продолжают овладевать первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены, предусмотренные авторской программой:  практические работы – 10 (из которых 7 оценочных). Практические (оценочные) работы  выделены  жирным шрифтом. В связи с погодными условиями экскурсии на местность не проводятся. Практические работы курса направлены на приобретение обучающимися грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013. 159с.: ил., карт. В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника. «География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Цели и задачи курса:
Изучение курса географии в 6 классе направлено на:
освоение знаний об основных географических понятиях; источниках географической информации; географической карте, глобусе, планете, местности; о Земле как планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту; применять географические знания для объяснения разнообразных географических явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний о географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды; ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населенного пункта и др.
При изучении курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Требования к уровню достижений обучающихся
Учащиеся должны знать (понимать):
     форму и размеры Земли;
     полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
     части внутреннего строения Земли;
     основные формы рельефа;
     части Мирового океана;
     виды вод суши;
     причины изменения погоды;
     типы климатов;
     виды ветров, причины их образования;
     виды движения воды в океане;
     пояса освещенности Земли;
     географические объекты, предусмотренные программой.
Учащиеся должны уметь:
     анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
     использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
     находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
     объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
     описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
     определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
     ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
     оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
     приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
     проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного  давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
     различать изученные географические объекты, процессы и явления;
     создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
     составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
     сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
     строить простые планы местности;
     формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
     читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Географическая номенклатура:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
•          знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
•          сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
•          овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•          умение работать с разными источниками географической  информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
•          способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
•          умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•          называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
•          показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
•          описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы. Называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
•          описывать уникальные особенности Земли как планеты.
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
•          находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте,  работать с компасом;
•          объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
•          объяснять особенности строения рельефа суши;
•          описывать погоду своей местности.
2. В ценностно – ориентационной сфере:
•          знание основных правил поведения в природе;
•          анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
•          знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
•          соблюдение правил работы с картами, глобусом, теллурием
Содержание
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
         называть методы изучения Земли;
         называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
         объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
         приводить примеры географических следствий движения Земли.
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (4 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические
карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 
4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
называть масштаб глобуса и показывать изображения
разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Строение Земли. Земные оболочки (21 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 
5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы.
6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
 8. Построение розы ветров.
 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы. 
10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы.
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2ч)
Население Земли. Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Стихийные природные явления. (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни;
основами экологической культуры.
Виды деятельности учащихся на уроках географии:
Работа на контурных картах
Работа по атласам
Работа с рисунками
Работа с текстом учебника
Чтение плана местности
Составление плана местности
Определение географических координат, сторон горизонта
Работа с коллекцией горных пород
Подготовка и защита сообщений, рефератов, проектов
Описание форм рельефа, водоёмов
Построение схем
Заполнение таблиц
Составление описания географического объекта по плану
Краеведческого музея
Экскурсии
Выполнение тестовых заданий и т.д.
УМК «География. Начальный курс.6 класс»
Учебник «география. Начальный курс.6» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова ,М.: Дрофа. 2013г.
Рабочая тетрадь. Карташева Т.А.  География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.
Методическое пособие. Т. П. Громова. География. Начальный курс. 6 класс., Дрофа, 2016.
Электронное приложение к учебнику
Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.
Контурные карты. География. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительнуюлитературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который
легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
.выполнил работу без ошибок и недочетов;
.допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
.не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
.ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
.е более двух грубых ошибок;
.или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
.или не более двух-трех негрубых ошибок;
.или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
.или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
.допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
.или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка
«5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка
«5» - 18-20 правильных ответов,
«4» - 14-17,
«3» - 10-13,
«2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка ”2”
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные
результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из -за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.
При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


урока Тема урока Кол-во часов Дата проведения
план факт
1 « Введение» 2 ч.
География как наука
Путешествия и географические открытия
1 7.09 2 Земля – планета Солнечной системы.
Форма и размеры Земли
1 14.09 3 Виды изображений поверхности Земли. 9ч.
«План местности » (4 ч.) Понятие о плане местности.
Масштаб . Практическая работа №1 Изображение здания школы в масштабе (ознакомительная)
1 21.09 4 Стороны горизонта. Ориентирование
Практическая работа №2 Определение направлений и азимутов по плану местности. 1 28.09 5 Изображение на плане неровностей земной поверхности 1 5.10 6 Составление простейших планов местности. Практическая работа №3 Составление плана местности методом маршрутной съемки (ознакомительная) 1 12.10 7 Географическая карта» (4 ч.) Географическая карта Градусная сеть на глобусе и картах. 1 19.10 8 Географическая широта. 1 26.10 9 Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа №4 Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. 1 9.11
10 Изображение на физических картах высот и глубин 1 16.11 11 Литосфера»( 5 ч) Земля и её внутреннее строение. 1 23.11 12 Движение земной коры. Вулканизм 1 30.11 13 Рельеф суши. Горы. Равнины суши. Практическая работа №5 Составление описания форм рельефа. 1 7.12 14 Рельеф дна Мирового океана 1 14.12 15 Проверочная работа по разделу «Литосфера» 1 21.12 16 «Гидросфера» (6ч.) Вода на земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. 1 10.01 17 Движение воды в океане. 1 17.01 18 Подземные воды. 1 24.01 19
Реки. 1 31.01 20
Озера. Ледники. Практическая работа №6 Составление описания внутренних вод. 1 7.02 21
Проверочное тестирование по разделу «Гидросфера» 1 14.02 22
«Атмосфера» (7 ч.)
Атмосфера: строение, значение, изучение 1 21.02 23
Температура воздуха. Практическая работа №7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 1 28.02 24 Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №8 Построение розы ветров. 1 7.03 25
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки . Практическая работа №9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным 1 14.03 26
Погода и климат 1 4.04 27 Причины, влияющие на климат. 1 11.04 28
Проверочное тестирование по разделу «Атмосфера» 1 18.04 29
«Биосфера. Географическая оболочка» (4ч.)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
1 25.04 30
Распространение организмов в мировом океане. 1 25.04 31
Природный комплекс. Практическая работа №10 Составление характеристики природного  комплекса (ПК). 1 16.05 32
Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение земли. Земные оболочки». 1 16.05 33
Население Земли. (3 часа) Население Земли. 1 23.05 34 Человек и природа 1 30.05 35 Обобщение и контроль знаний по разделу: « Население Земли». 1 30.05 Литература для учителя:
Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.: ВАКО, 2012.-112 с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс -  М. Вако. 2013г
 Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение» 1991 г.
Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
Литература для учащихся:
1.  Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
2. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
3.  Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
MULTIMEDIA – поддержка предмета (Уроки географии Кирилла и Мефодия, )              Примерный тест для промежуточной аттестации по географии для 6 класса.
ВАРИАНТ 1
1. В южном, западном и восточном полушариях располагается часть света
А) АвстралияВ) Африка
Б) АмерикаГ) Антарктида
2. Где на Земле находится пункт, из которого можно двигаться только на юг?
А) на ЭкватореВ) на Южном тропике
Б) на Северном полюсеГ) на Южном полюсе
3. Расположите вулканы по частям света
А) Гекла1. Европа
Б) Ключевская Сопка2. Азия
В) Котопахи3. Африка
Г) Камерун4. Америка
А Б В Г
4. Зимой ученики школы заливают горку. Какой участок наиболее подходит для катания на санках? Назовите не менее двух причин.

5. Измерьте расстояние от школы до колодца, если масштаб карты 1: 5 000. ______________________________
6. Определите по карте, в каком направлении от колодца находится мост____________
7. При помощи карты определите, столица какого государства мира имеет координаты 42°с.ш. 12°в.д. Назовите этот город.
А) БразилияВ) США
Б) ФранцияГ) Италия
8. Берингов пролив соединяет
А) Тихий и Индийский океаныВ) Тихий и Северный Ледовитый океаны
Б) Атлантический океан и Балтийское мореГ) Атлантический и Индийский океаны
9. Что вы можете рассказать об озере, изображенном на схеме?

10. Какая река обладает быстрым течением с порогами и водопадами?
А) АнгараВ) Обь
Б) ВолгаГ) Нева
11. Какой ветер изображен на схеме? Свой ответ обоснуйте.

А) ночной бриз
Б) дневной бриз
В) пассат
Г) летний муссон
12. Дополните.
А) Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ___________________
Б) Равнины, абсолютные высоты которых не превышают 200 м, называются____________
В) Место на земной поверхности непосредственно над очагом землетрясения называется ______________________
13. На какой территории 22 июня будет самый продолжительный день?
А) полуостров Индостан
Б) остров Тасмания
В) острова Новая Земля
Г) острова Огненная Земля
14. Лесные пожары часто принимают вид экологической катастрофы. Обычно они активизируются в засушливые периоды. Но человек может спровоцировать их возникновение и распространение. Чем страшны лесные пожары? Как правильно вести себя в лесу, чтобы избежать экологического бедствия?
ВАРИАНТ 2
1. В южном, северном и западном полушариях располагается часть света
А) ЕвразияВ) Австралия
Б) АмерикаГ) Антарктида
2. Где на Земле находится пункт, из которого можно двигаться только на север?
А) на ЭкватореВ) на Северном полярном круге
Б) на Северном полюсеГ) на Южном полюсе
3. Расположите вулканы по частям света
А) Эребус1. Европа
Б) Кракатау2. Азия
В) Везувий3. Америка
Г) Орибаса4. Антарктида
А Б В Г
4. На биостанция часто приезжают школьники. Сотрудники решили построить для ребят волейбольную площадку. Какой участок лучше выбрать для этой цели? Назовите не менее двух причин.

5. Измерьте расстояние от станции до колодца, если масштаб карты 1: 5 000. ______________________________
6. Определите по карте, в каком направлении от колодца находится мост____________
7. При помощи карты определите, столица какого государства мира имеет координаты 45°с.ш. 76°з.д. Назовите этот город.
А) РоссияВ) США
Б) ЯпонияГ) Канада
8. Гибралтарский пролив соединяет
А) Тихий и Атлантический океаныВ) Средиземное море и Атлантический океан
Б) Черное и Азовское моряГ) Атлантический и Индийский океаны
9. Что вы можете рассказать об озере, изображенном на схеме?

10. Какая река обладает быстрым течением с порогами и водопадами?
А) КубаньВ) Терек
Б) ВолгаГ) Дон
11. Какой ветер изображен на схеме? Свой ответ обоснуйте.

А) ночной бриз
Б) дневной бриз
В) пассат
Г) летний муссон
12. Дополните.
А) Дробное число, показывающее, во сколько раз реальные расстояния уменьшены при изображении их на карте, называется ___________________
Б) Равнины, абсолютные высоты которых составляют от 200 до 500 м, называются____________
В) Периодически фонтанирующие источники кипящей (горячей) воды и пара называются ______________________
13. На какой территории 22 декабря будет самый продолжительный день?
А) Аравийский полуостров
Б) остров Мадагаскар
В) острова Исландия
Г) Антарктический полуостров
14. Нашу Землю по праву можно назвать планета Вода, 2/3 ее поверхности занимает океан. Но с каждым годом все больше людей сталкивается с проблемой нехватки воды. Почему?