Бинарный урок (информатика, русский язык) в 5 классе
Бинарный урок (информатика, русский язык) Класс: 5
Тема урока:
Русский язык. Работа с текстом (тип, стиль). Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Знаки препинания в простых предложениях. Синтаксический разбор предложения. Лексика.
Информатика. Использование компьютерных программ обработки текста на уроке русского языка.
Цели урока:
Русский язык:
Повторить и закрепить знания о правописании орфограмм в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях.
Обобщить знания о постановке знаков препинания в простом предложении.
Систематизировать знания о синтаксическом разборе простого предложения.
Проверить и закрепить знания о тексте, типах и стилях теста, абзацах, заглавии.
Повторить сведения из раздела "Лексикология" (лексикон, лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы).
Развить орфографическую зоркость.
Углубить знания о морфемном разборе слова, о морфологическом разборе имени прилагательного.
Информатика:
Показать учащимся возможность использования компьютеров на предметных уроках.
Повторить и закрепить знания учащихся о задачах и приёмах редактирования текстовой информации.
Закрепить навыки корректировки ошибок, форматирования, эстетического оформления текста, использования средств автоматической проверки текста.
Повторить понятие алгоритма (работа по инструкции)
Наглядность: ТСО – компьютеры (с загруженной программой для обработки текстов Микрон, входящей в состав ПМК "Роботландия" и рабочим текстом); инструкции по работе с текстом для учащихся.
Оформление доски: Дата, тема.
Редактирование
Форматирование
Insert
Delete
Shift+Insert
Shift+Delete
Ctrl+Insert
Ctrl+Delete
F10
Ctrl+<пробел>
F5
Информатика:
Стили текста
Типы текста.
Слова для проверки
Лексика.
Лексикон.
Лексическое значение слова.
Синонимы.
Антонимы.
Русский язык:
Ход урока:
Вступительное слово учителя русского языка и учителя информатики.
Работа с текстом.
Русский язык:
Чтение учителем текста (см. Приложение 1)
Назвать отличительные признаки текста.
Как озаглавить текст?
Как можно разделить текст?
Лексическое значение слова, понятны ли все слова в тексте?
Что такое лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы?
Информатика:
Какие операции относятся к операциям редактирования?
Какие клавиши и комбинации клавиш используются при редактировании текста?
Какие операции относятся к операциям форматирования?
Какие клавиши и комбинации клавиш используются для форматирования текста?
Что такое алгоритм?
Самостоятельная работа учащихся с текстом:
Работа за компьютером (на каждом рабочем месте лежит инструкция по работе с текстом):
загрузить подготовленный рабочий текст (см. Приложение 2)
вставить пропущенные буквы и знаки препинания;
проверить текст на наличие ошибок;
вставить заголовок;
разделить текст на абзацы.
Устная работа и работа у доски:
определить стиль и тип текста;
сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор;
объяснить лексическое значение слова роса;
придумать синонимы к словам крохотные и бежать, антонимы к слову затерялись.
Физкультминутка, упражнения для глаз
Проверка заданий по тексту:
объяснение орфограмм, пунктограмм с приведением правил;
проверка лексических заданий;
проверка синтаксического разбора предложения;
проверка морфемного разбора слов;
морфологический разбор имени прилагательного.
Подведение итогов урока:
Сообщение оценок.
Задание на дом.
Приложение 1
Ребята, а вы знаете, почему бывает роса?
Хорошо летним ранним утром бежать на речку купаться. Вода тёплая, а в траве крохотные капельки сверкают в лучах утреннего солнца. Кажется, что в траве затерялись обломки хрусталя и играют красными, зелёными, синими огнями. Это роса.
Всю ночь лежит роса на траве и ранним утром не сразу испаряется. Днём солнце сначала нагревает землю, а потом от земли нагреваются растения и воздух.
Но настала ночь. Замолкают птицы, воздух свеж1. Теперь остывает первой земля. Лёгкий тёплый воздух стремится улететь в вышину, а на его место опускается холодный. Остывают трава, цветы, листья. Влага постепенно охлаждается и превращается в капельки воды.4 Так образуется роса.
Приложение 2
Ребята а вы знаете, почему бывает роса?
Х_р_шо летн_м ра(н,нн)им утром б_жать (на)реч?ку купат?ся. В_да тёплая а в траве крохотные капельки св_ркают в лучах утре(н,нн)_о со_ца. Кажет?ся, что в траве зат_рялись обломки хрусталя и играют красными зелёными синими огнями. Это р_са.
Всю ноч? лежит р_са на траве и ра(н,нн)_м утром не сразу и(с,з)паря_т?ся. Днём со_це сначала (на)гр_ва(и, е)т землю а потом от земли (на)гр_вают?ся р(а,о)стения и воздух.
Но настала ноч?. Замолкают птиц_ воздух свеж1. Теперь (о,а)стывает первой земля. Лё?кий тёплый воздух стремит?ся ул_теть в выш_ну а на его место (о,а)пуска_т?ся х_лодный. Остывают трава цветы лист?я. Влага постепенно (о,а)охл_жда_т?ся и превраща_т?ся в капельки в_ды.4 Так образу_т?ся р_са.