Бинарный урок математика-информатика в 5 классе Тема: Нахождение площади и периметра прямоугольника с помощью языка программирования Бейсик.


Речь идет о применении ИКТ на уроках математики и информатики. Интересно решать задачи по межпредметным связям. Интересы учителя математики и информатики совпали. Урок был и вписан в программу курса как математики, так и информатики.
Бинарный урок математика-информатика в 5 классе
Тема: Нахождение площади и периметра прямоугольника с помощью языка программирования Бейсик.
Цель урока: совершенствование навыков в вычислении площадей фигур и их свойств с помощью компьютерной программы.
Задачи:
Обучающие: систематизировать и обобщить знания по теме «Площадь», применять свои знания при составлении программ, направленных на нахождение площадей геометрических фигур ; - Развивающие: способствовать развитию математической речи, аналитического мышления, внимания, активизировать познавательную деятельность;
- Воспитательные: содействовать воспитанию общей культуры, трудолюбия, активности, самостоятельности.
Планируемые результаты.
Умение:
- Предметные: научиться вычислять площади различных фигур, получить возможность анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию. Переводить алгоритм решения задачи на язык программирования.
- Личностные: ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Метапредметные: научится осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, научиться формулировать проблемы при решении и программировании учебных задач.
Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальная работа с классом
Необходимое оборудование: Мультимедийное оборудование, текст с исторической справкой, квадраты (количество зависит от наполняемости класса), геометрические фигуры, макет трапеции, маршрутные листы.
Структура и ход урока
Организационный момент.
Учитель здоровается с учениками, после чего они садятся.
Мотивация к учебной деятельности.
Я предлагаю вам провести урок в форме деловой игры. Давайте с вами представим, что мы сотрудники научно-исследовательского института. Перед нашим институтом поставлена задача: запрограммировать учебник по математике. И сейчас нам с вами предстоит выяснить: сможем ли мы выполнить данное поручение? Может и не стоит браться, ведь к программированию мы только приступили.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
У вас на столах лежат тексты с заданиями (задачи №205, 206 учебника по математике 5 класс И.И. Зубарева). Попытайтесь выделить основную мысль текста задания . Опрос всех групп.
Так над какой темой в данный момент мы будем работать? (ответы детей).
Вот мы с вами определили тему исследования. Это и будет темой нашего урока. Запишите ее в тетрадях, которые лежат на ваших партах.
Итак, сегодня наш институт будет работать над темой «Программирование задач по теме: Площадь фигур и ее свойства». Каждый из вас без труда даст ответы на такие вопросы: как найти площадь прямоугольника, как найти его периметр? На уроках информатики вы изучали основы программирования на Q BASIC. В связи с этим, у меня возник вопрос: Сможете вы применить свои первые знания по программированию при решении математических задач из школьного учебника?(ответы учеников).
Сегодня мы должны составить программу, с помощью которой будем вычислять площадь и периметр прямоугольника.
Итак, начинаем свою работу.
Задача № 205
На рисунке длины сторон прямоугольника обозначены буквами a и b. Используя формулы площади и периметра, найдите значения этих величин, если а=12 см, b= 18 см.

а
bS=a*b P= 2(a+b)
Решение: (решают задачу без труда)
S=12*18; S= 216 (см2)
P= 2(12+18) = 60 (см).
А теперь программируем.
У вас в маршрутных листах словарь qbasic содержащий ключевые слова, каждое из которых обозначает выполнение определенного действия. Многие ключевые слова вместе с дополнительными параметрами формируют операторы, из которых и состоит текст программы. Группам №1,№2 и №3 необходимо заполнить таблицу не только в маршрутных листах, но и на отдельном листе.
Группа №1 и №2 помещают свои таблицы на доску, проверка полученных результатов. Группа №3 на доске записывают данные и решение.
Проверяем и корректируем листинг программы:
Зачищаем площадку- CLS
Запрашиваем длину и ширину прямоугольника-
INPUT “A=”; A
INPUT “B=”; B
Присваиваем S и P соответственно произведение и удвоенную сумму
P=(A+B)*2
S= A*B
Если программу запустить , на экране будет чёрный фон. Почему? Ответ :нужно все вычисления вывести на экран. Ищем на клавиатуре «?» (принт) и выводим значение площади и периметра на экран.
PRINT “P=”;PPRINT “S=”;SОсталось закончить
END
Что!? Настало время сесть за компьютеры и проверить правильность ваших программ.

Запускаем F5
Программа будет запрашивать значения a и b, вводим, как в учебнике: а=12см .
b=18см. После каждого ввода нажимаем клавишу «ентер».

Вывод: что можно сказать про возможности программирования? Когда перед вами была поставлена задача, многие сомневались. Оказалось, что напрасно. Операторы программирования можно легко применять при решении несложных математических задач, которые даны нам в школьном учебнике. Задачи 207 и 208 очень похожи. Как найти путь, если известны скорость и время ? Задача №208 решается аналогично.
Литература:
1.Математика 5 Зубарева И.И. Мнемозина. 2013
2. Справочник программиста И. Сафронов БХВ. С-Петербург. 2009г.
3. Бейсик в задачах и примерах БХВ. 2008. И Сафронов.
Составил: Глухов В.Г.
Учитель математики МБОУ «Лицей№2» города Нижневартовск . ХМОА-Югра.