Урок в 7 классе VIII вида Крещение Руси при князе Владимире
Крещение Руси при князе Владимире.
Цель
Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г.
Задачи
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.
Коррекционно-развивающие: развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал).
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений.
Основные знания
988 год – крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа.
Основные термины и понятия
Христианство, крещение, священник, крест.
Оборудование и материалы
Презентация «Крещение киевлян», лента времени, карта «Киевская Русь IX – начале XII вв.», компьютер, портреты первых русских князей, карточки с их прозвищами и датами, смайлики с настроением, древо познания, отрывок из балета Стравинского «Весна священная» карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
Оргмомент.
- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычный урок: на нем, кроме нас, присутствуют гости, которым тоже интересна наука под названием «история».
Прежде чем начать, давайте при помощи этих смайликов покажем свое настроение в начале урока, а затем посмотрим, изменится ли оно в конце урока или останется таким же.
( выбирают смайлики и с помощью магнитов прикрепляют к доске)
Повторение пройденного материала.
а) Работа по карте.
-Какой большой раздел истории мы изучаем в течение несколько уроков? (Древняя Русь)
- Покажите территорию Киевской Руси на карте.
-Почему Древняя Русь называется Киевской Русью?
- Покажите Киев на карте.
-Покажите реку, на которой стоит Киев.
- О каком еще городе Древней Руси мы с вами знаем? Покажите его на карте.
-Каких соседей восточных славян мы знаем? Покажите на карте их территории.
- С какими соседями восточные славяне часто воевали? Торговали?
- Как называется основной торговый путь восточных славян?
б) Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей:
Ольга, Олег, Владимир, Игорь, Рюрик, Святослав
(Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир).
в) Вспомните, какие прозвища получили 1-е русские князья в истории?
( таблички с прозвищами прикрепляют к доске)
г) Догадайтесь, кому принадлежат слова:
«Хочу мстить за мужа своего» (Ольга)
«Иду на Вас!» (Святослав)
«Киев – мать городов русских» (Олег).
«И призвали меня новгородцы, и пришел я с Синеусом и Трувором» (Рюрик)
«Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего» (Олег).
«Дружина говорит мне, что Свенельд разбогател оружием и одеждой, зовет меня идти за данью к древлянам» (Игорь)
д) Назовите век по датам (показываю карточки с датами)
-Какие из названных дат нам знакомы? Какие события происходили в эти годы?
-Сегодня мы узнаем еще об одном событии, которое стало главным в истории нашего государства и всего народа. Тема нашего урока: «Крещение Руси при князе Владимире».
(слайд 1) (запись темы урока в тетрадь)
Актуализация опорных знаний, объявление новой темы.
Вспомните, как называлась вера восточных славян? (Язычество – вера в разных богов).
(слайд 2)Издавна Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и ругались друг с другом.
Как славяне изображали своих богов? (Идол – деревянное или каменное изображение богов).
Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.
У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Сварогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. (слайд 3)
-Давайте перенесемся на языческий праздник древних славян, который проходит на большой поляне. Девушки и юноши водят хороводы, поют веселые песни. Повсюду слышится веселый смех, все угощаются сладким пьянящим напитком – медовухой.
( звучит отрывок из балета Стравинского «Весна священная» (40 сек)
-И вот пришло время принести человеческую жертву главному богу славян –Перуну. Вспомните, ребята, почему славяне боялись Перуна и поклонялись ему? (бог грозы и молнии- мог градом побить урожай, молнией убить скот, поджечь дома)
- Как вы думаете, с какой целью славяне приносили могучему богу Перуну человеческую жертву? (чтобы не гневался. Задобрить его)
-Представьте, ребята, что и мы с вами находимся сейчас на этой поляне, и жребий стать жертвой может выпасть каждому из нас.
-Выразите свое отношение к верования и обычаям восточных славян, выбрав один из вариантов ответа:
1)они мне нравятся, потому что верующие веселятся и радуются;
2) мне не нравится такая вера, потому что там убивают людей;
3) я бы не стал верить в языческих богов.
(мнения детей)
Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под власть одного князя.
Изучение нового материала.
а) Работа с учебником (чтение с 3 -6 абзацы на стр.126)
Запись в тетрадях: Христианство - вера в Иисуса Христа.
988 год – Крещение Руси при князе Владимире.
Князь Владимир принял христианство в 988 году.
К какому веку относится дата? (10 век).
Это начало, середина или конец века? (конец века)
Покажите эту дату на ленте времени.
(слайд 6)И, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной.
(слайд 7 )Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон и веру нашу!». Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно, что каждый народ будет хвалить свою веру. А нужно послать в каждую страну послов, которые разузнают обычаи веры и расскажут все князю, а он сделает выбор.
(слайд 8 ) Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам (Ислам), потом к немцам (Католики), а потом к грекам (Христианство).
(слайд 9 ) У магометан и католиков послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты.
(слайд 10) А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.
(слайд 11)Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
(слайд 12)Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства.
(слайд 13)В Константинополе состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной
Интерактивная физминутка:
б) Рассказ учителя о крещении киевлян (стр. 127, иллюстрация).
(слайд 14) В Киев князь вернулся с греческим священником. Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.
(слайд 15)Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре».
(слайд 16) На следующий же день вышел Владимир с греческими священниками на Днепр (показать на карте), и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудьнекоторые держали младенцев. Священник прочитал молитву и поднял крест над головами киевлян. Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.
(слайд 17) После крещения Владимир велел «опрокинуть идолы языческих богов одних изрубить, а других сжечь».
(слайд 18) Приверженцы старой веры плакали, когда идолов жгли, рубили и валили на землю.
(слайд 19) В Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Но все волнения были подавлены и люди приняли новую веру.
в) Работа с текстом учебника (стр. 128, 1 абзац, стр. 129, 1 абзац).
Что дала Руси христианская вера? (Введение христианства принесло стране единство и примирение, так как христианство призывало к покорности, повиновению, любви к ближнему, почитанию старших).
Первичное закрепление нового материала.
а) Игра «Древо познания»:
В каком году было принято христианство на Руси? (899 год)
Что такое христианство? Чему учит христианство?
При каком князе произошло крещение Руси?
Откуда пришло христианство на Русь?
Найдите на карте государство, император которого крестил князя Владимира. (Византия)
Покажите на карте столицу Древнерусского государства, жителей которой крестил князь Владимир (Киев)
Найдите реку, в которой крестились киевляне (Днепр).
б) Самостоятельная работа учащихся.
Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.
_____________________ - вера в Бога Иисуса Христа. Чтобы стать христианином нужно принять _______________ - войти в воду и очиститься. Крещение Руси произошло при князе _____________________ в _______ году.
Домашнее задание.
стр. 126-129, вопросы 1-3, знать дату, записать в тетрадь словарные слова на стр.129.
Итог урока, выставление оценок.
- Наш урок подошел к концу. Давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение, но смайлики прикрепим на лестницу знаний?
Все понял!
Понимаю, но надо
поработать
Плохо понимаю
новый материал
13PAGE 15
13PAGE 14115
15