: Алкины: sp-гибридизация, получение, свойства, применение


План-конспект урока химии в 10 классе
Тема урока: Алкины: sp-гибридизация, получение, свойства, применение
Метелёва Ирина Евгеньевна
МОУ СОШ № 53 г. Комсомольска-на-Амуре
Цель урока: изучить особенности химической связи в молекуле этина, способы получения, свойства и применение алкинов на примере этина
Задачи:
Образовательные: развить общие представления о гибридизации атомов углерода в молекулах алкинов, способах получения алкинов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении алкинов.
Развивающие: развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека.
Воспитательные: формировать умения умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, интерактивное пособие по данной теме, раздаточный материал: конспект темы «Алкины»
Планируемые результаты обучения:
- понимать смысл химических понятий: алкины, sp-гибридизация атомов углерода, общая формула алкинов, гомологический ряд алкинов, изомерия алкинов;
- уметь писать уравнения химических реакций на примере этина;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обеспечения безопасности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: постановка учебной цели; планирование, прогнозирование и коррекция.Познавательные: моделирование и преобразование модели, подведение под понятие.
Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, работа в парах
Личностные: самооценка
Актуализация знаний.
Пользуясь выданным конспектом урока, ответьте на вопросы:
1. Какие углеводороды называются алкинами?
2. Какой тип гибридизации характерен для алкинов?
3. Какова общая формула алкинов?
4. Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов? Назовите его.
5. Какие способы получения алкинов вы знаете? Каким лабораторным способом можно получить алкины?
6. Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (тройной) связи в молекулах алкинов?
7. Для чего используют алкины?
Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель: Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
Ученики: 2,5, 6 и 7.
Учитель: На этих вопросах мы с вами сейчас и остановимся.
Определение темы урока: Алкины: sp-гибридизация, получение, свойства, применение
Определение цели урока: изучить новый тип гибридизации, способы получения, физические и химические свойства и применение алкинов на примере ацетилена.
Рефлексивно-оценочный этап.
Выполнение задания по карточке с самопроверкой и самооценкой
Подведение итогов урока.
Оценки за урок
Данный урок является продолжением темы «Углеводороды».
На уроке применяются различные ИКТ: демонстрационные опыты по химии (интернет), интерактивная доска.
Раздаточный материал «план-конспект «Алкины»
 Урок построен в соответствии с требованиями развивающего обучения по системно деятельностной технологии и включает следующие этапы:
актуализация, ориентировочно мотивационный этап, операционально-исполнительский этап, рефлексивно-оценочный этап.
Тип урока: комбинированный урок
План-конспект урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организационный Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Объявляет тему, цели урока. Записывают в тетради тему урока
2. Актуализация знаний Предлагает вопрос:
1. Какие вещества называются алкадиенами?
2. Какие алкадиены имеют наибольшее значение?
3. Что такое вулканизация?
Приглашает двух учащихся к доске для выполнения индивидуальных заданий: 1 ученик - Написать уравнения химической реакции взаимодействия бутадиена-1,3 с бромной водой, 2 ученик - Написать уравнение реакции полимеризации бутадиена- 1,3
Проводит тестирование (демонстрация слайдов с вопросами). Слайды Дают определение алкадиенам, отвечают на вопросы: Наибольшее значение имеют алкадиены, в молекулах которых две двойные углерод-углеродные связи разделены одной одинарной. Процесс получения резины из каучука называют вулканизацией.
Записывают на доске уравнения химических реакций (взаимодействия бутадиена-1,3 с бромом 1-2 стадия) – 1 ученик
Реакции полимеризации бутадиена-1,3 – второй ученик.
Выбирают один правильный ответ из четырех предложенных вариантов
3.Изучение нового материала Комментирует слайды по характеристике алкинов. Предлагает конспект урока «Алкины»
Объясняет новый тип гибридизации. Предлагает сделать рисунки, используя конспект
Предлагает ознакомиться с физическими свойствами ацетилена по учебнику
Предлагает учащимся дать определение "Гомологи" и написать в тетради первых 4 гомологов класса алкинов
Предлагает учащимся дать определение "Изомеры", знакомит с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре, предлагает выполнить задание
На оценку «3»  -  Выберите формулы гомологов.
На оценку «4»  -  Выберите формулы изомеров.
На оценку «5»  -  Дайте названия всем алкинам по современной номенклатуре. Предлагает провести самопроверку, демонстрирует слайды
Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: Получение ацетилена карбидным способом http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm 
1)Изучение химических свойств ацетилена: предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: 1) горение ацетилена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htmХимические свойства определяются строением. Какие химические свойства характерны для непредельных углеводородов, например для бутадиена-1,3?Назовите несколько реакций присоединения
2)Предлагает рассмотреть реакцию присоединения хлороводорода, вводит понятие винил,  записывает схему реакции полимеризации на доске, предлагает ознакомиться с применением ПВХ. Предлагает прослушать небольшое сообщение учащегося "Вред и польза ПВХ"
3)Объясняет механизм реакции гидратации ацетилена, предлагает записать уравнения реакции присоединения воды (реакция Кучерова)
4) Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма взаимодействия ацетилена с бромной водой http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htmЕще одной качественной реакцией на ацетилен и непредельные углеводороды является обесцвечивание раствора перманганата калия (можно предложить в сильных классах посмотреть фрагмент видеофильма  http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htm )
Предлагает ознакомиться  со  схемой применения ацетилена в конспекте. После просмотра слайдов делают записи в тетради (тройная связь, общая формула)
Учащиеся делают рисунки в тетради
Знакомятся с физическими свойствами ацетилена по учебнику.
Дают определение "Гомологи", записывают в тетради формулы и названия первых 4 гомологов, исправляют ошибки
Дают определение "Изомеры", знакомятся с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре.
Один учащийся выполняет задание у доски (по желанию)
 Выполняют задания по способностям:
на "3" - выбирают формулы гомологов;
на "4" - выбирают формулы изомеров;
на "5" - дают названия всем алкинам по современной номенклатуре, комментируют названия, исправляют ошибки.    
Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения химических реакций получения ацетилена в лаборатории и в промышленности
Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения реакции горения ацетилена, делают вывод о применении данного процесса.
Для непредельных углеводородов характерны реакции присоединения. Называют реакции галогенирования, гидрирования, гидратации, полимеризации.
Записывают уравнения реакции с НСI и реакцию полимеризации в тетрадь. Делают вывод, что ПВХ находит большое применение, изделия из ПВХ нельзя брать в рот (детские игрушки, ручки), п.ч. под действием слюны во рту образуется винилхлорид, который является канцерогеном.
Записывают уравнение реакции Кучерова, отмечают его применение
После просмотра фрагмента видеофильма записывают уравнение реакции с бромом (1 стадия). Сравнивают свойства алкадиенов (на доске) и алкинов и делают вывод о качественной реакции непредельных углеводородов.
Знакомятся с областями применения ацетилена, делают вывод, что ацетилен важнейший продукт химической промышленности, который имеет широкое применение.
4.Закрепление знаний Предлагает найти выигрышный путь, определив формулы гомологов ацетилена
Предлагает сильному ученику отметить в таблице области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, получится название радикала, формула которого
СН2 = СН- Определяют выигрышный путь, называя формулы. Ученик раскрывает буквы правильного ответа на компьютере и получает правильный ответ: винил алкинов.
5.Домашнее задание Объяснение домашнего задания Записывают в дневнике домашнее задание. Учащимся предлагается сделать на листе А-4 краткий конспект темы. Схема прилагается
6.Подведение итогов Объявление итогов урока Используемые учебники и учебные пособия:
О.С Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Дрофа. Москва. 2011.
Используемая методическая литература:
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др М.:Просвещение,2011.2.
Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт
О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия.10 класс. Дрофа. Москва. 2011
В.Г.Денисова. Мастер – класс учителя химии. Планета. Москва. 2010
Используемое оборудование: компьютер, проектор
Используемые ЭОР:  
Получение ацетилена  http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htmГорение ацетилена  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htmВзаимодействие ацетилена с бромной водой   http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm 
Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htm