История страны в названиях улиц микрорайона
Методическая разработка
занятия творческого объединения «Мы – исследователи»
Класс: 4Б
Направление: проектно-исследовательская деятельность
Учитель: Акатьева Ольга Александровна
Количество учеников: 5 чел.
Цель: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в творческую деятельность
Планируемые результаты:
Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в проектных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Личностные: пользоваться готовыми презентациями, рисунками, планами, схемой, уметь составлять их самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.
Коммуникативные: умение выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.
Форма подведения итогов: конкурсы рисунков, викторины, экологические акции. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Итоговый контроль: защита проектов, фотоотчеты.
Творческое объединение «Мы – исследователи» работает второй год. Программа курса рассчитана на два года – 3-й и 4-ый класс, когда учащиеся уже имеют опыт создания индивидуальных проектов.
В течение прошлого учебного года ребята учились создавать мини-проекты, работали с различными источниками информации как в классе, так и самостоятельно (дома, в библиотеке, в интернете), учились составлять анкеты, проводить опросы среди учеников класса, обобщать ответы и оформлять результаты, знакомились с такой формой опроса, как интервью.
Затем учились систематизировать и обобщать материал, отбирать основное, составлять сообщения, отчёты, презентации. Все ребята имеют опыт работы с компьютером. Неоценимую помощь в работе оказывают наши родители.
Тема занятия: «История страны в названиях улиц микрорайона». В прошлом учебном году мы коснулись истории образования Кемеровской области и нашего города, и ребята заинтересовались названиями улиц нашего города. Мы скорректировали тему и сделали её поуже – названия улиц нашего микрорайона. Начали мы с двух самых главных улиц – Краснодонцев и Айвазовского.
Цель данной работы: изучение и обобщение исторических фактов, воспитание патриотизма.
Работа проводилась в течение месяца, ребята работали сначала индивидуально, затем в парах и группе. Затем они подготовили презентацию своей работы по данной теме.
Ход занятия:
Песня Ю.Антонова «На улице Каштановой»
Ученица 1. Стих о родном городе
Есть у каждого на светеСвой родимый уголок.Для меня таким, поверьте,Стал наш тихий городок.Раньше я не понималаИ печалилась порой,Если мама после садаНас вела пешком домой.Мы экскурсий не хотели,Мы хотели на качели!Но теперь я стала старшеИ проснулся интерес:Про родной и славный городРазузнать всё, наконец.Каждый день я с нетерпеньемЖду, когда пойдём гулять,Потому что мама можетОбо всём мне рассказать:Про скульптуры, монументыИ про памятник Победы,Про спортсменов, мастеров,Знаменитых земляков...Много я про город знаю,И теперь я понимаю: Мы должны гордиться им, Нашим городом родным!
Ученик 2. Наш микрорайон в народе называют «Вторая шахта» или «Шахта «Восход» по названию шахты, которая была открыта в декабре 1953 года. Примерно тогда же стал расстраиваться и наш микрорайон. Работала шахта, кирпичный завод. Появилась школа №7, почта, баня, детский сад, клуб, магазины. В 1965 году открылось ДСУ-4, в 1967 году – растворобетонный завод. Появляются новые улицы и переулки. Сегодня мы расскажем о двух улицах: улице Краснодонцев, которая является нашей центральной улицей, и улице Айвазовского, на которой были сосредоточены все промышленные предприятия.
Ученица 1. В прошлом учебном году мы занимались различными проектными работами: знакомились с историей нашего города и области, изучали образование морозных узоров на окнах и причины их возникновения, проводили анкетирование среди ребят класса на темы «Здоровый образ жизни» и «Как тебе живётся в классе?». В самом конце учебного года мы заинтересовались историей названия улиц нашего микрорайона и захотели узнать, чьи имена они носят. Мы выдвинули гипотезу: история страны окружает нас повсюду, во многом она заложена в названиях улиц нашего города; знакомство с историей своей страны – это знакомство со своей Родиной, своими предками. Мы провели большую работу по подготовке данного проекта: прочитали об истории образования города в справочниках в нашей школьной библиотеке и в интернете, узнали, какие названия улиц есть в нашем микрорайоне, расспрашивали наших родителей, родственников и знакомых. Затем мы определились, кто с кем будет работать, собрали и обобщили наш материал и подготовили презентацию.
Ученица 3. (Презентация 1. Город Краснодон)
Улица Краснодонцев получила своё названия от города Краснодон, который находится на юге Луганской области в Украине. (Фото 1). В годы Великой Отечественной войны в этом городе была создана комсомольская организация «Молодая гвардия», куда входили Ульяна Громова, Олег Кошевой, Любовь Шевцова и ещё около ста человек. Ребята остались в захваченном немецко-фашистскими войсками городе и вели подпольную работу. Они устраивали нападения на немецкие машины, распространяли листовки, подготавливали вооружённые захваты, помогали семьям красноармейцев. Молодогвардейцы готовились также устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Красной армии. Однако, незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта.
В 1943 году почти вся «Молодая гвардия» оказалась в тюрьме. После нечеловеческих пыток и издевательств молодогвардейцы были казнены: расстрелянными или живыми сброшены в шурф шахты в Краснодоне.
Над шурфом шахты №5 построен мемориал в память о молодогвардейцах. Осенью 1943 года молодогвардейцы были награждены посмертно. Пятерым было присвоено звание «Герой Советского Союза». В Краснодоне был создан музей «Молодая гвардия» и воздвигнут памятник.
Ученик 4. (Презентация 2. Моя улица)
Эта история была известна всем советским людям, и в честь этого подвига именем молодогвардейцев-краснодонцев названа наша улица. Начинается она от остановки «Улица Ленинградская», а заканчивается на перекрёстке, где находится наша школа. Сейчас на ней расположены три магазина и детский сад №31. Наша улица небольшая, но мы очень любим её.
Песня из кинофильма «Весна на Заречной улице»
Ученик 5. (Презентация 3. Айвазовский)
Иван Константинович Айвазовский родился в1817 году в Феодосии на берегу Чёрного моря. С детства любил рисовать, сам научился играть на скрипке. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Наиболее известные его работы: «Девятый вал», «Чёрное море», «Шторм» и другие. Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись - высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци - гласит: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память".
Видимо, жители микрорайона были хорошо знакомы с творчеством великого художника, поэтому улицу назвали его именем.
Ученица1. (Презентация 4.Интервью)
Улица Айвазовского располагается параллельно улице Краснодонцев. Раньше на ней находились все промышленные предприятия нашего микрорайона: кирпичный завод, ДСУ-4, растворобетонный завод, баня №9, продуктовые и хозяйственные магазины, аптечный пункт, книжный киоск. В 90-е годы было построено здание детского сада, потом в этом здании несколько лет находились библиотека и детско-юношеская спортивная школа. Сейчас на этой улице остались только баня, почтовое отделение и торговые точки. Сносятся старые дома, людям дают благоустроенные квартиры в других районах. Об этом нам рассказала в своём интервью жительница микрорайона Селезнёва Лилия Геннадьевна, которая живёт здесь с 1966 года и 40 лет проработала в библиотеке. Но улица живёт, в её названии имя великого художника.
Ученица 2. Собирая материал по данной теме, мы узнали много нового и интересного, мы выяснили, что имена героев-молодогвардейцев носят улица Олега Кошевого, которая находится в нашем микрорайоне, улицы Любови Шевцовой, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова ,Сергея Тюленина, которые находятся в районе третьей шахты. Кроме того, в нашем микрорайоне находятся улицы, которые носят имена таких известных людей, как учёный-биолог Д. Тимирязев, поэт В. Жуковский, художник К. Брюллов. Об этих людях мы тоже хотим узнать как можно больше. Собирая материал по данной теме, мы узнали много нового и интересного. Мы считаем, что данный материал будет интересен и другим ребятам не только нашего класса, но и школы. Кроме того, по данной теме можно организовать занятие в школьном музее, а также мы представили нашу презентацию на родительском собрании. Нашим родителям было интересно, значит, мы трудились не зря! Наша гипотеза подтвердилась: всем необходимо знать историю нашей страны, нашей малой родины, а также имена выдающихся соотечественников.
Рефлексия
Учитель: А сейчас я попрошу ребят закончить предложения.
Мы научились…..
Мы считаем, что…….
Нам бы хотелось…….
Мы планируем……….