Мультимедийная разработка урока биологии « Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Мультимедийная разработка урока биологии в 10 классе Павленко Ольга Сергеевна, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10» г. Нефтеюганск Тема: « Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки » Учебно - методический комплекс:  В. И. Сивоглазов , И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова «Общая биология. Базовый уровень». 10 - 11 кл . М.: Дрофа; 2010.  Т.А.Козлова «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 кл .: методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2010.  А.А. Кириленко, С.И. Колесников «Биология. Подготовка к ЕГЭ». – Ростов - на - Дону: Легион; 2012.  Г.И. Лернер «Общая биология. 10 - 11 классы». – М.: ОЛМА - ПРЕСС; 2011.  Г.И. Лернер «Общая биология (10 - 11 классы):Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы». – М.: Эксмо ; 2012. Цель урока: изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ. Задачи:  Формировать умения : - классифицировать химические элементы клетки и раскрывать роль воды, катионов и анионов в жизнедеятельности клетки ; - прогнозировать последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды ; - сравнивать химический состав и объяснять единство тел живой и неживой природы ;  совершенствовать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, стремление к самостоятельному поиску знаний, навыки коммуникативного общения .  Методы работы : проблемный, словесный, практический, частично – поисковый.  Материалы и оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска; наборы для экспериментального исследования: (на каждой парте) 2 пробирки с водой и химические вещества: соль (хлорид натрия), растительное масло.  Тип урока: урок изучения нового материала.  Технология деятельностного метода.  Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная. Структура урока № Этапы урока Распределение времени (мин) 1 Мотивация к учебной деятельности. 2 - 3 2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. 3 - 4 3 Выявление места и причины затруднения. 2 - 3 4 Построение проекта выхода из затруднения. 3 - 4 5 Реализация построенного проекта. 15 - 18 6 Первичное закрепление во внешней речи. 4 - 5 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 3 - 4 8 Включение в систему знаний и повторение. 5 - 6 9 Рефлексия учебной деятельности. 2 - 3 Ход урока: I. Мотивация к учебной деятельности (2 - 3 мин) Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Деятельность учителя Включает обучающихся в учебную деятельность через высказывания писателей и ученых. - Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать с высказывания Л . Н . Толстого « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью» … - Курс общей биологии мы начинали с изучения уровней организации живых организмов . Вспомним, какие уровни организации живой природы выделяют ученые? - На каком уровне начинается различие между живой и неживой природой, обмен веществ и превращение энергии? - Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя - Биосферный, биогеоценотический, популяционно - видовой, организменный, органный . Клеточный, молекулярно - генетический . - На молекулярном уровне – это самый низкий уровень организации живого, представленный отдельными молекулами органических и неорганических веществ, входящих в состав клеток организма . Жизнедеятельность всех живых систем проявляется во взаимодействии молекул различных химических веществ . II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (3 - 4 мин) Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий. Деятельность учителя Предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний. - Многим известны крылатые слова, сказанные в 40 - х годах прошлого столетия немецкими учеными Вальтером и Идой Ноддак , что в каждом булыжнике на мостовой присутствуют все элементы Периодической системы . - Можно ли это высказывание применить к живому организму? Деятельность учащихся Отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания. - Да . На уроках биологии и химии мы не раз убеждались в том, что нас окружает мир химических соединений . В любом живом организме, в том числе и в организме человека, непрерывно протекает множество химических реакций . - Можно сказать, что каждая живая клетка представляет собой микроскопическую химическую лабораторию . Поступление химических веществ осуществляется в результате важного свойства клетки – обмена веществ и энергии . II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (3 - 4 мин) Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий. Деятельность учителя Предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний. - П рочтем строки из стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева»: Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до обитателей планет - Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой строй Менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, входи в него, вдыхай, руками трогай. - О чем свидетельствуют эти строки? Деятельность учащихся Один ученик читает вслух стихотворение. Ученики высказывают свои мысли и ассоциируют их с темой урока . Высказывания могут быть разные, но учитель вправе скорректировать некоторые из них в более четкие формулировки, не изменяя их смысл . - Живые тела состоят из тех же химических элементов, что и неживые тела . - О единстве живой и неживой природы . - Вокруг все состоит из элементов, все взаимосвязано . II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (3 - 4 мин) Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий. Деятельность учителя Предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний. 1. Из каких элементов периодической системы Д.И. Менделеева состоит клетка? 2. Для чего необходимы клетке химические элементы? 3. В каком виде химические элементы поступают в клетку? Деятельность учащихся Отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания в тетради, используя таблицу Д.И. Менделеева и схему «Строение клетки». III. Выявление места и причины затруднений (2 - 3 мин) Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. Деятельность учителя Совместно с учениками выявляет причины затруднения. - Возникло ли у вас затруднение? Где именно? - Почему не могли дать правильный ответ и объяснить значение веществ в клетке? - Насколько нам необходимо знать химический состав и значение веществ в клетке? Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя . - Рассказать из каких элементов периодической системы Д . И . Менделеева состоит клетка? Для чего необходимы эти элементы? В каком виде они поступают в клетку? - Элементов много, а какие конкретно и зачем входят в состав клетки не совсем понятно . - Не достаточно знаний, не знаем какое значение веществ в клетке, одинаково ли содержание веществ в разных типах клеток . - Да, нужно . IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 – 4 мин) Цель: определение способов и средств для реализации учебной деятельности. Деятельность учителя Предлагает определить способы реализации учебной деятельности . - Какова цель вашей работы на уроке? - Сформулируйте тему урока. - Составим план достижения поставленной цели? - Проговорите план вашей работы. Деятельность учащихся Учащиеся ставят цель проекта и формулируют шаги, необходимые для реализации проекта - Изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ. - Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. (ученики записывают тему) - Использовать учебник, провести анализ информации: 1.Выявить группы элементов. 2. Определить их содержание в клетке (% от массы) и биологическое значение по таблицам. 3. Определить пути поступления веществ в клетку. 4. Систематизировать полученные данные в таблицу. V. Реализация построенного проекта (15 – 18 мин) Цель : построение и фиксация нового знания. Деятельность учителя Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Деятельность учащихся Выполняют задание, работая в парах, заполняют таблицу (эталон 1) (таблица с дифференцированными заданиями в трех вариантах: Г1 – полное отсутствие данных, Г2 – частичное отсутствие данных, Г3 – дано полностью биологическое значение). Предъявляют результаты. (таблица на следующем слайде) ЭЛЕМЕНТЫ % БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1. Макроэлементы: 2. Микроэлементы: 3. Ультра микроэлементы: ЭЛЕМЕНТЫ содержание в клетке (% от массы) БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1. Макроэлементы : O,C,H,N 62 - 63 Входят в состав всех органических веществ клетки, воды Фосфор Р 1,0 Входят в состав нуклеиновых кислот, АТФ (образует макроэргические связи), ферментов, костной ткани и эмали зубов Кальций Са 2,5 У растений входит в состав оболочки клетки, у животных - в состав костей и зубов, активизирует свертываемость крови 2. Микроэлементы : 1 - 0,01 Сера S 0,25 Входит в состав белков, витаминов и ферментов Калий К 0,25 Обуславливает проведение нервных импульсов; активатор ферментов белкового синтеза, процессов фотосинтеза, роста растений Хлор CI 0,2 Является компонентом желудочного сока в виде соляной кислоты, активизирует ферменты Натрий Na 0,1 Обеспечивает проведение нервных импульсов, поддерживает осмотическое давление в клетке, стимулирует синтез гормонов Магний Мg 0,07 Входит в состав молекулы хлорофилла, содержится в костях и зубах, активизирует синтез ДНК, энергетический обмен Йод I 0,1 Входит в состав гормона щитовидной железы - тироксина, влияет на обмен веществ Железо Fе 0,01 Входит в состав гемоглобина, миоглобина, хрусталика и роговицы глаза, активатор ферментов, участвует в синтезе хлорофилла. Обеспечивает транспорт кислорода к тканям и органам 3. Ультрамикроэлементы : менее 0,01, следовые количества Медь Си Участвует в процессах кроветворения, фотосинтеза, катализирует внутриклеточные окислительные процессы Марганец Мn Повышает урожайность растений, активизирует процесс фотосинтеза, влияет на процессы кроветворения Бор В Влияет на ростовые процессы растений Фтор F Входит в состав эмали зубов, при недостатке развивается кариес, при избытке - флюороз V. Реализация построенного проекта (15 – 18 мин) Цель: построение и фиксация нового знания. Деятельность учителя Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Переходим к обсуждению результатов: - На какие группы делятся химические элементы в клетке? - Каково их основное значение? - какого элемента содержится больше в 1,2,3 группах? - какие функции в клетке они выполняют? - - Какая информация вам наиболее запомнилась? - Как Вы считаете, все элементы таблицы Менделеева входят в состав клетки? - Почему? . Деятельность учащихся Отвечают на вопросы. Формулируют выводы. V. Реализация построенного проекта (15 – 18 мин.) Цель: построение и фиксация нового знания . Деятельность учителя Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Как химические вещества поступают в клетку? - Посмотрите видеофрагмент этого процесса. (Диффузия 1). - Что мы видим? - Какая особенность строения позволяет молекуле воды проявлять свойства универсального растворителя? Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя . Смотрят и обсуждают видеофрагмент . - В растворенном виде, путем диффузии . - Вода с растворенными веществами поступает внутрь клетки, т . к . вода является универсальным растворителем всех веществ поступающих в клетку и тех, которые из неё выводятся . - Благодаря строению молекулы . Молекула воды - диполь, т . е . на одной стороне молекулы сосредоточен положительный заряд, а на другом конце отрицательный . - - Свойства также объясняются малыми размерами молекул воды, их полярностью и способностью соединяться друг с другом водородными связями . V. Реализация построенного проекта (15 – 18 мин) Цель: построение и фиксация нового знания . Деятельность учителя Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Все ли вещества, имеющие заряженные группы будут растворяться в воде? - Правильно, и если энергия притяжения молекул воды к молекулам какого - либо вещества больше, чем энергия притяжения между молекулами вещества, то вещество растворится. - Проведем эксперимент. Перед вами 2 пробирки с водой. В пробирку №1 прилейте 1 мл растительного масла. В пробирку №2 поместите 1г хлорида натрия. Встряхните пробирки. - Что наблюдаете? (процесс представлен на слайде 17) - По отношению к воде различают: гидрофильные вещества - хорошо растворимые в воде; гидрофобные вещества - практически нерастворимые в воде. Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя. Записывают определения в тетрадь . - Да. Любые полярные соединения окружаются молекулами воды т.е. гидратируются . - В пробирке №1 вещество в воде не растворилось. - В пробирке №2 вещество хорошо растворилось в воде. V. Реализация построенного проекта (15 – 18 мин) Цель: построение и фиксация нового знания. Деятельность учителя Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Рассмотрим, какие свойства проявляет вода и выявим её роль в клетке? (Работа с учебником с.34 - 36) Деятельность учащихся Выполняют задание, работая в группах, заполняют таблицу в тетрадях. (Эталон 2). Предъявляют результаты. Свойства воды Роль в жизнедеятельности клетки. 1. Способность растворять в себе вещества. - все биохимические реакции протекают в водных растворах; - среда для транспорта различных веществ (гомеостаз); 2. Высокая теплоемкость и теплопроводность. - поддержание теплового равновесия; Равномерное распределение тепла между всеми частями организма. 3. Высокая интенсивность испарения. - приводит к быстрой потере тепла, - предохраняет от перегрева 4.Несжимаемость воды - поддержание формы клетки. 5. Высокая сила поверхности натяжения воды Обеспечивает восходящий и нисходящий транспорт веществ в растениях и движение крови в капиллярах. Свойства воды Роль в жизнедеятельности клетки. V. Реализация построенного проекта (15 – 18 мин) Цель: построение и фиксация нового знания. Деятельность учителя Организует уточнение общего характера нового знания. - Мы узнали химический состав клетки, выявили роль неорганических веществ и воды в клетке. - С оставим кластер «Вещества в клетке» и подготовим устный ответ. Деятельность учащихся Создают кластер и фиксируют его в тетради в виде схемы. Предъявляют результаты работы. V I . Первичное закрепление (4 - 5 мин) Цель: применение новых знаний в типовых заданиях. Деятельность учителя Организует усвоение детьми нового эталона при решении задания с проговариванием во внешней речи. Задание 4. Распределите элементы по группам , назовите их, поясните их роль в клетке. ( задание 1.1. - для 1 парты 1 ряда и т.д.) 1.1. H, Cl 1.2. O, Se 1.3. N, В 1.4. C, Zn 1.5. S, Сu 2.1. Р , I 2.2. S, Cl 2.3.Р, Fe 2.4.К, I 2.5. Na, F 3.1. Ca, Cl 3.2. Mg, F 3.3. Mn , Se 3.4. Mn , Zn Деятельность учащихся Работают в парах. Выполняют задание и проговаривают ответ, используя таблицу 1, дополняют кластер на доске. Ответ: - Н, О, С, N – макроэлементы. - S, Р, К, Na, Ca, Mg, Mn, Fe, Cl – микроэлементы. - В, Zn , Сu , I, F, Se – ультрамикроэлементы . - H, O, N, C, S, Р – биогенные элементы. V I . Первичное закрепление (4 - 5 мин) Цель: применение новых знаний в типовых заданиях. Деятельность учителя Организует усвоение детьми нового эталона при решении задания с проговариванием во внешней речи. Задание 5 Поясните рисунок. Деятельность учащихся Выполняют задание и проговаривают ответ, используя таблицу 2. V I . Первичное закрепление (4 - 5 мин) Цель: применить новые знания в типовых заданиях. Деятельность учителя Организует усвоение детьми нового эталона при решении задания с проговариванием во внешней речи. Задание 6. Каких неорганических веществ не хватает клеткам живых организмов ? Деятельность учащихся Выполняют задание и проговаривают ответ, используя эталон 1. Валеологическая пауза Устали? Давайте отдохнем! 1) Массаж рефлекторных зон на ушной раковине, отвечающих за работу внутренних органов. 2) Массаж рефлекторных зон на ладонях рук. 3) Гимнастика для глаз (зажмурить и резко открыть глаза). 4) Растяжка позвоночника (поднять руки вверх, потянуться правой, а затем левой рукой) 5) Дыхательная гимнастика, направленная на процесс насыщения кислородом головного мозга (резко вдохнуть носом 5 раз). V II .Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (3 - 4мин) Цель: закрепление умения применять новые знания в типовых заданиях. Деятельность учителя Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Задание 7 - Пользуясь таблицей « Содержание химических элементов в клетке» , определите: - Какие элементы являются макроэлементам? - Какие элементы являются микроэлементами? - Какие элементы составляют группу биоэлементов (органогенов)? - Каково содержание ультрамикроэлементов в клетке? Деятельность учащихся Выполняют задания (устно), работая с таблицей « Содержание химических элементов в клетке» Элемент Содержание в % Кислород 65 - 75 Натрий 0,02 - 0,03 Калий 0,15 - 0,4 Фосфор 0,20 - 1,00 Железо 0,01 - 0,015 Йод 0,0001 Фтор 0,0001 V II . Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (3 - 4 мин) Цель: закрепление умения применять новые знания в типовых заданиях. Деятельность учителя Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует соотнесение работы с эталоном для самопроверки. Задание 8 (задание в 2 вариантах) Город Нефтеюганск относится к неблагополучной территории с дефицитом природного йода . Суточная потребность клеток человека в йоде составляет 200 мкг/сутки . Из них 10 % йода человек получает с водой и воздухом, а 90 % с пищей . ? К какой группе ( по содержанию в клетке) относят данный элемент? Какие будут последствия для организма при нехватке этого элемента? Сколько и каких продуктов необходимо употребить чтобы не допустить дефицит иода в клетках? ! Наибольшее количество микроэлемента йода содержится в жире печени трески ( мкг в 100 г ) — 350 — 700 ; в сельди соленой — 77 , 0 ; фасоли — 12 , 8 ; мясе — 11 , 4 ; горохе — 10 , 5 ; яйцах — 10 , 2 ; капусте — 9 , 5 ; масле сливочном — 9 , 0 ; свекле — 6 , 8 ; моркови — 6 , 7 ; картофеле — 5 , 8 ; молоке — 5 , 8 ; гречневой крупе — 3 , 5 . Деятельность учащихся Выполняют самостоятельно задание и производят самопроверку, анализируют свои ошибки и исправляют. Задание 8 (задание в 2 вариантах) В подростковом возрасте необходимое количество кальция составляет 1300 мг/ сут . Достаточно ли будет клеткам растущего организма 60 г йогурта и 50 г сыра для удовлетворения этой потребности ? Сколько необходимо выпить молока? К какой группе ( по содержанию в клетке) относят данный элемент? Какие будут последствия для организма при нехватке этого элемента? ! молоко и молочные продукты : в 200 г молока – 300 мг кальция, в 250 г йогурта – 350 мг кальция, в 30 г твердого сыра 45 % жирности – 200 мг ; рыба и морепродукты также содержат кальций : в 100 г от 200 до 350 мг в зависимости от сорта . ! Мешают усвоению кальция – жиры и сладости, алкоголь, кофе, газированные напитки . V II I. Включение в систему знаний и повторение(5 - 6мин) Цель: повторение приобретенных знаний на уроке. Деятельность учителя Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Тест «Неорганические вещества клетки» 1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке? а) 24; б) 80; в) 150. 2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам? а) S, Na , Ca , K; б) O, H, C, N; в) Ni , Cu , I, Br . 3. В каких клетках человека больше всего воды? а) Жировых; б) костных; в) нервных. 4. Каковы функции воды в клетке? а) Передача наследственной информации; б) среда для химических реакций; в) источник энергии. 5. К гидрофобным веществам относят: а) соли; б) сахар; в) жиры. 6. Какие ионы входят в состав гемоглобина? а) Mg 2+ ; б) Fe 2+ ; в) Zn 2+ . 7. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром? а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный. 8. Больше всего воды содержится в клетках: а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика. 9. Вода – основа жизни, т.к. она: а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном); б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена; в) охлаждает поверхность при испарении. 10. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются: а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными . Деятельность учащихся Выполняют задания в тетради. Ответы 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – в; 8 – а; 9 – б; 10 – а. I Х. Рефлексия учебной деятельности (2 - 3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результата. Деятельность учителя Предлагает детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с поставленными целями. Итак, подведем итоги теста. На полях тетради ставим отметки: «5» - верно ответили на все вопросы; «4» - если допустили 1 - 2 ошибки. «!» - если 3 и более ошибок (Знак «!» означает, что дома необходимо изучить данный материал по учебнику или индивидуально подойти к учителю) Деятельность учащихся Анализируют и оценивают усвоение нового материала. I Х. Рефлексия учебной деятельности (2 - 3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результата. Деятельность учителя Предлагает детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с поставленными целями. - В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по - разному. Предлагаю вам оценить, насколько внутренне комфортно ощущал себя на уроке каждый из вас, понравился ли вам урок. - На доске - группа клеток. Выберите, шар с химическим элементом того цвета, который соответствует уровню знаний и комфортности нашего урока и прикрепите его в клетку. Деятельность учащихся Выбирают цвет шара и уровень усвоения материала, анализируя свою работу на уроке.  Зеленый - на уроке всё было понятно, легко, комфортно в коллективе и паре.  Желтый - в чём - то возникли затруднения или не совсем комфортно себя чувствовал.  Красный - Внимание! Мне нужно поработать над данной темой, самому, с другом или учителем. I Х. Рефлексия учебной деятельности (2 - 3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результата . Деятельность учителя Организует обсуждение и запись домашнего задания. Параграф 2.2 - 2.3, Ответить на вопросы с. 33, 37. Творческое задание: Подготовить презентацию «Роль воды и неорганических веществ в жизни живых организмов» Составить 2 задачи на расчет содержания и выявление роли веществ в клетках живых организмов. Для самостоятельного ознакомления с темой «Химический состав клетки» можно посмотреть видеоурок в сети интернет: - - urovenb/himicheskij - sostav - Деятельность учащихся Записывают домашнее задание в дневниках, задают вопросы на уточнение. Самоанализ урока биологии Учитель: Павленко Ольга Сергеевна Тема урока: « Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки ». Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: Изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ. Задачи: Формировать умения: классифицировать химические элементы клетки и раскрывать роль воды, катионов и анионов в жизнедеятельности клетки; прогнозировать последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды ; сравнивать химический состав и объяснять единство тел живой и неживой природы ; совершенствовать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, стремление к самостоятельному поиску знаний, навыки коммуникативного общения . Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная. Методы: проблемный, словесный, практический, частично – поисковый. Конечный результат: ученик знает химический состав клетки и понимает роль неорганических веществ в клетке. Урок проведён в технологии деятельностного метода. С труктура урока включает 9 этапов: мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности. Задачи этапа мотивации направлены на создание положительного эмоционального настроя. На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в пробном действии создана ситуация успеха через воспроизведение обучающимися знаний, необходимых и достаточных для открытия нового способа, организовано самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание и проведена фиксация затруднений . На этапе выявления места и причины затруднения в построении проекта выхода из затруднения выявлена причина затруднения и сформулированы цели урока . Обучающиеся определили шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной темы (построен проект выхода из затруднения) . Этап реализации построенного проекта требует от обучающихся умения аргументировано доказывать свою точку зрения и продуктивно осуществлять коммуникацию со сверстниками . В ходе проведения самостоятельной работы с самопроверкой по эталону обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки . На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения обучающимся предложены задания по новой теме и на повторение . В ходе выполнения заданий выявлялись типичные ошибки и затруднения, обучающимся предоставлялась возможность исправить недочет самостоятельно . На этапе рефлексии учебной деятельности организован рефлексивный анализ учебной деятельности и оценивание собственной деятельности . На данном этапе обучающиеся самостоятельно определяли уровень усвоения материала, значимость данного урока . На всех этапах урока прослеживалась положительная мотивация к учебной деятельности, обучающиеся были активны и с интересом работали . Оценка деятельности обучающихся осуществлялась не только по конечному результату (тест), но и в процессе работы . Применяемая технология деятельностного метода способствовала достижению положительных результатов . Показателем результативности урока является высокое качество выполнения обучающимися самостоятельной работы на уроке ( 91 % справились с работой без ошибок, у 9 % обучающихся были незначительные недочёты) . Таким образом, цель и задачи урока были достигнуты и реализованы . Спасибо за внимание!