Проверочные тесты по Элементарной теории музыки для студентов музыкального колледжа
Тестовые задания по элементарной теории музыки
Для студентов общих курсов (с музыкальной подготовкой)
Составитель Попилова М.В.
Отметить пару энгармонически неравных тональностей:
А) H - Ces
В) Fis - Ges
C) gis - as
D) dis - es
E) Ces – Dis
правильный ответ Е
Энгармоническая замена ув.2
А) б.2
В) м.3
C) б.3
D) ч.4
E) ув.4
правильный ответ В
Сумма знаков в энгармонически равных тональностях равна:
А) 12
В) 10
C) 9
D) 8
E) 14
правильный ответ А
Сколько энгармонических замен имеет звук «as»:
А) 3
В) 4
C) 2
D) 1
E) 0
правильный ответ D
Трезвучие, обращения которого всегда энгармонически равны между собой это:
А) Б5/3
В) Ум5/3
C) Ув5/3
D) М5/3
E) М6
правильный ответ С
Отметить пару энгармонически равных тональностей:
А) Cis - des
В) Ges - Gis
C) As - a
D) gis - b
E) Cis - Des
правильный ответ Е
Определить секстаккорд II ступени «es – g – c»:
А) A-dur
В) B-dur
C) H-dur
D) fis-moll
E) E-dur
правильный ответ B
Фонизм септаккорда II ступени в гармоническом мажоре:
А) Бdur7
В) Mmoll7
C) Був7
D) Мум7
E) Мdur7
правильный ответ D
Определить аккорд «d – es – g – b»:
А) Бdur2
В) Бум.2
C) Був.2
D) Мув.2
E) Мdur2
правильный ответ А
Определить тональность, где «а – h – d - f» является II2:
А) D-dur
В) h-moll
C) C-dur
D) a-moll
E) E-dur
правильный ответ D
Интервальное строение терцквартаккорда:
А) секунда – терция - терция
В) секунда – секунда - терция
C) терция – секунда - терция
D) терция – терция - секунда
E) терция – терция - терция
правильный ответ С
определить аккорд «cis – e – g - b»:
А) Бdur7
В) Мdur7
C) Мmoll7
D) Мум7
E) Ум7
правильный ответ E
Фонизм III7 в гармоническом миноре:
А) Бdur7
В) Бmoll7
C) Мmoll7
D) Мdur7
E) Був7
правильный ответ E
Аккорд из пяти звуков:
А) трезвучие
В) септаккорд
C) нонаккорд
D) ундецимаккорд
E) терцдецимаккорд
правильный ответ С
Определить аккорд «es – g – b – c»:
А) Бmoll6/5
В) Мум6/5
C) Мmoll6/5
D) Ум6/5
E) Мdur6/5
правильный ответ C
Определить тональность, где «e – g – ais – cis» является VII4/3:
А) a-moll
В) gis-moll
C) E-dur
D) h-moll
E) C-dur
правильный ответ D
Септима D7 при разрешении:
А) идет на секунду вверх
В) идет на секунду вниз
C) остается на месте
D) переходит в приму тоники
E) переходит в квинту тоники
правильный ответ В
Средний звук в трезвучии называется:
А) примой
В) квинтовым тоном
C) септимой
D) секундой
E) терцовым тоном
правильный ответ Е
Интервальное строение Ув6/4:
А) б3 – м3
В) б3 – б3
C) б3 – ум4
D) м3 – ум4
E) м3 – м3
правильный ответ С
В квартсекстаккорде основанием является:
А) прима
В) терция
C) основной тон
D) квинта
E) секунда
правильный ответ D
Обращение трезвучия образуется в результате:
А) перенесения нижнего звука на октаву вверх
В) перенесения среднего звука на октаву вверх
C) перенесения верхнего звука на октаву вверх
D) перенесения среднего звука на октаву вниз
E) перенесения нижнего звука на октаву вниз
правильный ответ А
Отметить энгармонически равный звук «cis»:
А) «b»
В) «hisis»
C) «dis»
D) «deses»
E) «his»
правильный ответ B
Отметить аккорд энгармонически равный «cis – e – g - b»:
А) «cis – e – g - a»
В) «des – es – g - b»
C) «des – fes – g - b»
D) «cis – e – fis - ais»
E) «cis – e – g - hes»
правильный ответ C
Главные трезвучия лада это:
А) I5/3, III5/3, V5/3
В) I5/3, IV5/3, VI5/3
C) I5/3, II5/3, III5/3
D) IV5/3, V5/3
E) I5/3, IV5/3, V5/3
правильный ответ E
Интервальный состав секундаккорда:
А) секунда – терция - секунда
В) терция – терция - секунда
C) терция – секунда - терция
D) секунда – терция - терция
E) секунда – секунда - секунда
правильный ответ D
26. Слоговое обозначение звука “е”:
А) до
В) ми
С) соль
D) ля
Е) си
правильный ответ В
27. Количество полутонов в октаве:
А) 2
В) 4
С) 6
D) 8
Е) 12
правильный ответ Е
28. Определить хроматический полутон:
А) c – d
B) c – des
C) c – cisis
D) h – cis
E) c – cis
правильный ответ Е
29. Определить хроматический тон:
A) c- d
B) c – des
C) c – cisis
D) h – cis
E) c – cis
правильный ответ С
30. Буквенное обозначение ноты «си дубль бемоль»:
А) hes
B) b
C) bes
D) heses
E) h
правильный ответ D
31. Малые интервалы обращаются в:
А) большие
В) малые
С) чистые
D) увеличенные
Е) уменьшенные
правильный ответ A
32. Увеличенные интервалы обращаются в:
А) большие
В) малые
С) чистые
D) увеличенные
Е) уменьшенные
правильный ответ E
33. Ступеневая величина интервала «терцдецима»:
A) 3
B) 6
C) 10
D) 13
E) 16
правильный ответ D
34. Обозначение звука «ля» субконтроктавы:
A) A
B) A1
C) A2
D) A3
E) A4
правильный ответ С
35. Определить секстаккорд второй ступени «es – g – c»:
А) A-dur
B) B-dur
C) fis-moll
D) E-dur
E) f-moll
правильный ответ В
36. Определить тональность, где «a – h – d – f» является II2:
A) D-dur
B) h-moll
C) C-dur
D) a-moll
E) E-dur
правильный ответ D
37. Второе обращение септаккорда:
А) квинтсекстаккорд
В) терцквартаккорд
С) секундаккорд
D) секстаккорд
Е) квартсекстаккорд
правильный ответ B
38. Определить аккорд «cis – e – g – b»:
А) Бdur7
В) Мdur7
С) Мmoll7
D) Мум.7
E) Ум.7
правильный ответ E
39. Строение натуральной мажорной гаммы:
А) 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона
В) 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 0,5 тона
С) 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон
D) 1 тон, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон
Е) 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 1 тон
правильный ответ A
40. Полутоны в натуральной минорной гамме расположены на:
А) I, II ступени
В) I, VII ступени
C) VII, III ступени
D) II, V ступени
E) IV,V ступени
правильный ответ D
41. Определить тональность с двумя бемолями:
А) h moll
B) D dur
C) B dur
D) e moll
Е) cis moll
правильный ответ C
42. Гармонический мажор отличается от натурального:
А) VIb ступенью
В) VII# ступенью
C) VIb и VIIb ступенями при движении вверх
D) VIb и VIIb ступенями при движении вниз
Е) VI# и VII# ступенями при движении вверх
правильный ответ A
43. Определить одноименную тональность fis moll:
А) f moll
B) F dur
C) Fis dur
D) fis moll
Е) A dur
правильный ответ C
44. В хроматической мажорной гамме не изменяются:
А) вверх I - V, вниз III - VI
В) вверх II - V , вниз I - V
С) вверх III – VI, вниз I - V
D) вверх IV - VII, вниз III - VI
Е) вверх I - III, вниз III – V
правильный ответ C
45. Триоль четвертными равна:
А) четверти
В) четверти с точкой
С) половинной
D) половинной с точкой
Е) целой
правильный ответ С
46. Количество восьмых нот в половинной с двумя точками:
А) 7
В) 8
С) 10
D) 12
Е) 14
правильный ответ А
47. Количество звуков в пентатонике:
А) 4
В) 5
С) 6
D) 7
Е) 8
правильный ответ В
48. Количество трезвучий в диатонический гамме:
A) 4
B) 5
C) 6
D) 7
E) 8
правильный ответ D
49. Фонизм главных трезвучий в мажоре натуральном:
А) Б5/3
В) М5/3
С) Ув5/3
D) Ум5/3
Е) Б5/3 и М5/3
Правильный ответ A
50. Фонизм D7 в мажоре и гармоническом миноре:
А) Б dur 7
В) М dur 7
С) М moll 7
D) М ум 7
Е) Ум 7
Правильный ответ B
Тестовые задания по элементарной теории музыки для студентов ПЦК «Теория музыки»»
Хроматический полутон:
А) c - d
Б) c – des
В) c – cisis
Г) h – cis
Д) c – cis
Ответ Д
Хроматический тон:
А) c - d
Б) c – des
В) c – cisis
Г) h – cis
Д) c – cis
Ответ: В
Ключ «до» на третьей линейке:
А) альтовый
Б) сопрановый
В) теноровый
Г) баритоновый
Д) меццосопрановый
Ответ: А
Энгармонически неравные тональности:
А) H – Ces
Б) Fis – Ges
В) gis – as
Г) dis – es
Д) Сes – Dis
Ответ Д
Однотерцовая тональность к F dur:
А) fis moll
Б) Fis dur
В) f moll
Г) F dur
Д) A dur
Ответ А
Одноименные тональности отличаются:
А) I – III – V
Б) III – IV – VI
В) III – VI – VII
Г) II – IV – VI
Д) I – IV – V
Ответ В
В минорной ангемитонной пентатонике отсутствуют:
А) II – IV
Б) III – IV
В) IV – VII
Г) II – V
Д) II – VI
Ответ Д
Мажорный лад с VIIь:
А) ионийский
Б) лидийский
В) миксолидийский
Г) эолийский
Д) дорийский
Ответ В
Лад с двумя фригийскими тетрахордами:
А) лидийский
Б) фригийский
В) дорийский
Г) ионийский
Д) локрийский
Ответ Б
Буквенно нота «си дубль бемоль»:
А) hes
Б) b
B) beses
Г) heses
Д) h
Ответ Г
Ступеневая величина интервала «терцдецима»:
А) 3
Б) 6
В) 10
Г) 13
Д) 16
Ответ Г
Интервал «б9» обращается в:
А) м7
Б) м2
В) б2
Г) б7
Д) ув2
Ответ А
Определить интервал «дуодециму»:
А) fis – a1
Б) fis – d1
В) fis – cis2
Г) fis – a2
Д) fis – e1
Ответ В
«м14» обращается в:
А) м2
Б) б2
В) м7
Г) б7
Д) м9
Ответ Б
Однотерцовые тональности отличаются на:
А) 1 знак
Б) 2 знака
В) 3 знака
Г) 4 знака
Д) 5 знаков
Ответ Г
В лидийском ладу верхний тетрахорд:
А) лидийский
Б) фригийский
В) дорийский
Г) ионийский
Д) локрийский
Ответ Г
В миксолидийском ладу верхний тетрахорд:
А) дорийский
Б) фригийский
В) ионийский
Г) локрийский
Д) лидийский
Ответ А
Увеличенные интервалы в гармоническом мажоре строятся на:
А) VII#
Б) IIь
В) VIь
Г) VI#
Д) VIIь
Ответ В
Обозначение звуков субконтроктавы:
А) А
Б) А1
В) А2
Г) А3
Д) А4
Ответ В
Обозначение звуков малой октавы:
А) Н
Б) Н1
В) h
Г) Н2
Д) h3
Ответ В
Определить II6 es – g – c»:
А) A dur
Б) f moll
В) fis moll
Г) E dur
Д) B dur
Ответ Д
Фонизм II7 в гармоническом мажоре:
А) Бмаж7
Б) Ммин7
В) Був7
Г) Мум7
Д) Ммаж7
Ответ Г
Определить аккорд «d –es – g – b»
А) Бмаж2
Б) Був2
В) Бум2
Г) Мув2
Д) Мум2
Ответ А
Определить II2 «a – h – d - f»:
А) D dur
Б) h moll
В) С dur
Г) a moll
Д) E dur
Ответ Г
Определить аккорд «cis – e – g – b»
А) Бмаж7
Б) Ммаж7
В) Ммин7
Г) Мум7
Д) Ум7
Ответ Д
Фонизм III7 в гармоническом миноре:
А) Бмаж7
Б) Ммин7
В) Бмин7
Г) Ммин7
Д) Був7
Ответ Д
Аккорд из семи звуков:
А) септаккорд
Б) ноннаккорд
В) ундецимаккорд
Г) терцдецимаккорд
Д) квартдецимаккорд
Ответ Г
Определить аккорд «es – g – b – c»
А) Бмин65
Б) Мум65
В) Ммин65
Г) Ум65
Д) Ммаж65
Ответ В
Определить умVII43 «e – g – ais – cis »
А) a moll
Б) gis moll
В) Е dur
Г) h moll
Д) C dur
Ответ Г
Тоника Ум53 в:
А) лидийском
Б) эолийском
В) ионийском
Г) фригийском
Д) локрийском
Ответ Д
Определить характерный интервал:
А) ув1
Б) ув2
В) ум3
Г) ув3
Д) ув4
Ответ Б
Характерные интервалы строятся:
А) натуральный мажор
Б) гармонический минор
В) мелодический мажор
Г) альтерированный минор
Д) хроматический мажор
Ответ Б
Энгармоническая замена ув2:
А) б2
Б) м3
В) б3
Г) ч4
Д) ув4
Ответ Б
В хроматическом мажоре не изменяются:
А) вверх I – V
Б) вверх II – V
В) вверх III – VI
Г) вверх IV – VII
Д) вверх I – III
Ответ В
Триоль четвертными равна:
А) четверть
Б) четверть с точкой
В) целая
Г) половинная
Д) половинная с точкой
Ответ Г
Ритмический рисунок «восьмая – четверть - восьмая»
А) синкопа внутридолевая
Б) синкопа внутритактовая
В) синкопа междутактовая
Г) пунктир
Д) равномерный
Ответ Б
Размер 5/4
А) простой
Б) сложный
В) смешанный
Г) переменный
Д) полиметрия
Ответ В
Количество восьмых нот в половинной с точкой:
А) 7
Б) 8
В) 9
Г) 10
Д) 11
Ответ А
Diminuendo:
А) усиливая
Б) замирая
В) угасая
Г) ослабляя
Д) уменьшая
Ответ Г
Allegro:
А) очень быстро
Б) живо
В) скоро
Г) оживленно
Д) с движением
Ответ В
Аббревиатура – обозначение:
А) изменения темпа
Б) изменения ритма
В) изменения жанра
Г) знак альтерации
Д) знак сокращения нотного письма
Ответ Д
Тональность с 9 диезами:
А) Cis dur
Б) Gis dur
В) Dis dur
Г) Ais dur
Д) Eis dur
Ответ В
Интервал между однотерцовыми тональностями:
А) б3
Б) м3
В) м2
Г) б2
Д) ув1
Ответ В
Неполный Д7 разрешается в:
А) Т53 с удвоенным основным тоном
Б) Т53 с удвоенным терцовым тоном
В) Т53 с удвоенным квинтовым тоном
Г) Т53 без терцового тона
Д) Т53 без квинтового тона
Ответ А
Количество функциональных групп в диатонической системе:
А) две
Б) три
В) четыре
Г) пять
Д) шесть
Ответ Б
Бифункциональный аккорд:
А) Д7
Б) II7
В) Т7
Г) III53
Д) II53
Ответ Г
Бифункциональный аккорд сочетает:
А) две функции
Б) три функции
В) четыре функции
Г) пять функций
Д) шесть функций
Ответ А
II7 разрешается в:
А) Т53
Б) Т6
В) Т64
Г) Т53 и Т6
Д) Т53 и Т64
Ответ Б
Определить медианту:
А) вторая ступень
Б) третья ступень
В) четвертая ступень
Г) пятая ступень
Д) седьмая ступень
Ответ Б
VII65 разрешается в:
А) Т53 с удвоенной примой
Б) Т53 с удвоенной терцией
В) Т53с удвоенной квинтой
Г) Т6 с удвоенной примой
Д) Т6 с удвоенной терцией
Ответ Д
Соотношение аккордов S53 и II53:
А) верхнесекундовое
Б) нижнесекундовое
В) верхнетерцовое
Г) нижнетерцовое
Д) квартовое
Ответ Г
Соотношение аккордов II7 и Д43:
А) секундовое
Б) терцовое
В) квартовое
Г) кварто-квинтовое
Д) квинтовое
Ответ Г
Альтерируются ступени:
А) I – IV
Б) II – IV
В) II – III
Г) IV – VII
Д) III – VII
Ответ Б
Буквенное обозначение ноты «сиь»
А) h
Б) b
В) his
Г) bes
Д) hes
Ответ Б
Ключ «до» на 5 линейке:
А) сопрановый
Б) меццо-сопрановый
В) альтовый
Г) теноровый
Д) баритоновый
Ответ Д
Бифункциональные трезвучия:
А) III – V
Б) II – VII
В) III – VI
Г) I – IV
Д) VI – II
Ответ В
Побочные трезвучия:
А) II – III – VII
Б) I – III – VI
В) I – IV – V
Г) II – IV – V
Д) II – IV – VII
Ответ А
Внутрифункциональное разрешение:
А) VII65 – II7
Б) VII65 – T6
В) VII65 – D43
Г) VII65 – III
Д) VII65 – VII43
Ответ В
Фонизм II7 в дорийском ладу:
А) Ммин7
Б) Ммаж7
В) Мум7
Г) Мув7
Д) Ум7
Ответ А
Фонизм II7 в локрийском ладу:
А) Бмин7
Б) Бмаж7
В) Бум7
Г) Був7
Д) Ув7
Ответ Б
Септаккорд квартовой структуры содержит:
А) 2 звука
Б) 3 звука
В) 4 звука
Г) 5 звуков
Д) 6 звуков
Ответ Б
Консонирующий интервал:
А) ув1
Б) ув3
В) ув4
Г) ув6
Д) ув8
Ответ Б
Диссонирующий интервал:
А) ув2
Б) ув3
В) ув5
Г) ув6
Д) ув11
Ответ Г
Однотерцовые тональности:
А) C – Cis
Б) cis – C
В) c – C
Г) c – cis
Д) cis – Cis
Ответ Б
Количество диезов в Eis dur:
А) 8
Б) 9
В) 10
Г) 11
Д) 12
Ответ Г
Параллельные тональности:
А) Gis – eis
Б) gis – Gis
В) Gis – e
Г) gis – e
Д) Gis – E
Ответ А
Интервальный состав Ув64:
А) ув4 – м3
Б) ум4 – м3
В) ум4 – ум4
Г) ум4 – б3
Д) ув4 – б3
Ответ Г
Акустическое разрешение секунды:
А) в кварту
Б) в квинту
В) в приму
Г) в терцию
Д_ в сексту
Ответ Г
Звук «g1» на 4-той линейке:
А) скрипичный ключ
Б) меццо-сопрановый ключ
В) баритоновый ключ
Г) альтовый ключ
Д) теноровый ключ
Ответ Б
Звук «а» на 5-той линейке:
А) скрипичный ключ
Б) сопрановый ключ
В) альтовый ключ
Г) басовый ключ
Д) теноровый ключ
Ответ Г
c – cisis:
А) диатонический тон
Б) хроматический полутон
В) хроматический тон
Г) диатонический полутон
Д) альтерированный тон
Ответ В
Фонизм аккорда «си# -ре – ми – соль#»:
А) Ммаж43
Б) Ммин43
В) Бмаж43
Г) Мув43
Д) Бмин43
Ответ Г
Пунктирный ритм:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Ответ В
Ладовый диссонанс:
А) миь – реь
Б) дох – ре#
В) ре – сиь
Г) си# - ля
Д) до# - ля#
Ответ Г
Ритм
А) пунктирный
Б) синкопированный
В) ломбардский
Г) французский пунктир
Д) итальянский пунктир
Ответ В
Арабский лад:
А) минор IIь – IV#
Б) мажор IIь – IV#
В) мажор IIь - VIь
Г) минор IIь - IV
Д) минор IV# - VI#
Ответ В
Лад Р.Корсакова:
А) увеличенный
Б) уменьшенный
В) целотонный
Г) гармонический
Д) хроматический
Ответ Б
Звукоряд т-п-т-п-т-п-т-п:
А) гамма Р.Корсакого
Б) гамма Глинки
В) гамма Шостаковича
Г) гамма Рахманинова
Д) гамма Прокофьева
Ответ А
Фонизм аккода тритоновой замены:
А) Ммин7
Б) Ммаж7
В) Бмаж7
Г) Бмин7
Д) Мум7
Ответ Б
Гемиольный лад:
А) фригийский
Б) мажорная пентатоника
В) арабский
Г) миксолидийский
Д) целотоновый
Ответ В
Marcato:
А) нежно
Б) подчеркивая
В) не спеша
Г) задерживая
Д) ускоряя
Ответ Б
Размер 9/4:
А) двухдольный
Б) трехдольный
В) четырехдольный
Г) девятидольный
Д) пятидольный
Ответ Б
Размер 6/8:
А) шестидольный
Б) пятидольный
В) четырехдольный
Г) трехдольный
Д) двухдольный
Ответ Д
Ключи «соль» :
А) меццо-сопрановый и скрипичный
Б) сопрановый и скрипичный
В) старо-французский и скрипичный
Г) теноровый и скрипичный
Д) альтовый и скрипичный
Ответ В
Оттенки темпа:
А) con moto
Б) vivace
В) piu mosso
Г) grave
Д) lento
Ответ В
Определение «экмелика»:
А) звуки с определенной высотой
Б) звуки без определенной высоты
В) высокие звуки
Г) низкие звуки
Д) обертоновые звуки
Ответ Б
Гемитонный звукоряд:
А) с полутонами
Б) без полутонов
В) по тонам
Г) по полутонам
Д) тон-полутон
Ответ А
Алеаторика в музыке:
А) система из интервалов меньше 0,5 т
Б) система из интервалов больше 0,5 т
В) система из интервалов больше 1т
Г) композиторская техника незакрепленного текста
Д) композиторская техника закрепленного текста
Ответ Г
Герц – единица измерения:
А) высоты звука
Б) длительности звука
В) громкости звука
Г) частоты колебаний
Д) темпа
Ответ Г
Ключ «фа» на 5-той линейке:
А) старо-французский
Б) басовый
В) баритоновый
Г) теноровый
Д) басопрофундовый
Ответ Д
Постепенное изменение темпа:
А) tempo primo
Б) meno mosso
В) accellerando
Г) molto
Д) con moto
Ответ В
Сложный однородный размер:
А) 3/8
Б) 9/8
В) 7/8
Г) 5/8
Д) 11/8
Ответ Б
Сложный смешанный размер:
А) 4/4
Б) 6/4
В) 9/4
Г) 7/4
Д) 12/4
Ответ Г
Определить дв.ум.8:
А) eis – eis
Б) eis - e
В) es - eis
Г) eis - es
Д) es – e
Ответ Г
Определить лидийский тетрахорд:
А) до-ре-ми-фа
Б) до-ре-миь-фа
В_ до-реь-миь-фа
Г) до-реь-ми-фа
Д) до-ре-ми-фа#
Ответ Д
Определить дорийский тетрахорд:
А) ля-сиь-до#-ре
Б) ля-сиь-до-ре
В) ля-си-до-ре
Г) ля-си-до#-ре#л
Д)ля-си-до#-ре
Ответ В
Увеличенный лад:
А) по тонам
Б) по полутонам
В) с ув.2
Г) с двумя ув.2
Д) тон-полутон
Ответ А
Квартдецимаккорд состоит из:
А) двух звуков
Б) трех звуков
В) четырех звуков
Г) пяти звуков
Д) шести звуков
Ответ В
Плагальное разрешение:
А) Д7 - III
Б) Д7 - V
В) Д7 - II
Г) Д7 - I
Д) Д 7 – VI
Ответ В
Автентическое разрешение:
А) II65 – VI
Б) II65 – III
В) II65 – II
Г) II65 – S
Д) II65 – D
Ответ Д
Заменный тон:
А) вместо неаккордового тона
Б) вместо аккордового тона
В) добавочный тон
Г) побочный тон
Д) основной тон
Ответ Б
Тестовые задания по элементарной теории музыки
Для студентов фортепианного и струнного отделений
Составитель Попилова М.В.
1. Слоговое обозначение звука “е”:
А) до
В) ми
С) соль
D) ля
Е) си
Правильный ответ В
2. Количество полутонов в октаве:
А) 2
В) 4
С) 6
D) 8
Е) 12
Правильный ответ Е
3) Определить хроматический полутон:
А) c – d
B) c – des
C) c – cisis
D) h – cis
E) c – cis
Правильный ответ Е
4) Определить хроматический тон:
A) c- d
B) c – des
C) c – cisis
D) h – cis
E) c – cis
Правильный ответ С
5) Буквенное обозначение ноты «си дубль бемоль»:
А) hes
B) b
C) bes
D) heses
E) h
Правильный ответ D
6) Малые интервалы обращаются в:
А) большие
В) малые
С) чистые
D) увеличенные
Е) уменьшенные
Правильный ответ A
7) Увеличенные интервалы обращаются в:
А) большие
В) малые
С) чистые
D) увеличенные
Е) уменьшенные
Правильный ответ E
8) Ступеневая величина интервала «терцдецима»:
A) 3
B) 6
C) 10
D) 13
E) 16
Правильный ответ D
9) Обозначение звука «ля» субконтроктавы:
A) A
B) A1
C) A2
D) A3
E) A4
Правильный ответ С
10) Определить секстаккорд второй ступени «es – g – c»:
А) A-dur
B) B-dur
C) fis-moll
D) E-dur
E) f-moll
Правильный ответ В
11) Определить тональность, где «a – h – d – f» является II2:
A) D-dur
B) h-moll
C) C-dur
D) a-moll
E) E-dur
Правильный ответ D
12) Второе обращение септаккорда:
А) квинтсекстаккорд
В) терцквартаккорд
С) секундаккорд
D) секстаккорд
Е) квартсекстаккорд
Правильный ответ B
13) Интервальное строение терцквартаккорда:
А) секунда – терция – терция
В) секунда – секунда – терция
С) терция – секунда – терция
D) терция – терция – секунда
Е) терция – терция – терция
Правильный ответ B
14) Определить аккорд «cis – e – g – b»:
А) Бdur7
В) Мdur7
С) Мmoll7
D) Мум.7
E) Ум.7
Правильный ответ E
15) Строение натуральной мажорной гаммы:
А) 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона
В) 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 0,5 тона
С) 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон
D) 1 тон, 1 тон, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон
Е) 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 0,5 тона, 1 тон, 1 тон, 1 тон
Правильный ответ A
16) Полутоны в натуральной минорной гамме расположены на:
А) I, II ступени
В) I, VII ступени
C) VII, III ступени
D) II, V ступени
E) IV,V ступени
Правильный ответ D
17) Определить тональность с двумя бемолями:
А) h moll
B) D dur
C) B dur
D) e moll
Е) cis moll
Правильный ответ C
18) Гармонический мажор отличается от натурального:
А) VIb ступенью
В) VII# ступенью
C) VIb и VIIb ступенями при движении вверх
D) VIb и VIIb ступенями при движении вниз
Е) VI# и VII# ступенями при движении вверх
Правильный ответ A
19) Определить одноименную тональность fis moll:
А) f moll
B) F dur
C) Fis dur
D) fis moll
Е) A dur
Правильный ответ C
20) В хроматической мажорной гамме не изменяются:
А) вверх I - V, вниз III - VI
В) вверх II - V , вниз I - V
С) вверх III – VI, вниз I - V
D) вверх IV - VII, вниз III - VI
Е) вверх I - III, вниз III – V
Правильный ответ C
21) Триоль четвертными равна:
А) четверти
В) четверти с точкой
С) половинной
D) половинной с точкой
Е) целой
Правильный ответ С
22) Количество восьмых нот в половинной с двумя точками:
А) 7
В) 8
С) 10
D) 12
Е) 14
Правильный ответ А
23) Количество звуков в пентатонике:
А) 4
В) 5
С) 6
D) 7
Е) 8
Правильный ответ В
24) Количество трезвучий в диатонический гамме:
A) 4
B) 5
C) 6
D) 7
E) 8
Правильный ответ D
25) Фонизм главных трезвучий в натуральном мажоре:
А) Б5/3
В) М5/3
С) Ув5/3
D) Ум5/3
Е) Б5/3 и М5/3
Правильный ответ A
26) Фонизм D7 в мажоре и гармоническом миноре:
А) Б dur 7
В) М dur 7
С) М moll 7
D) М ум 7
Е) Ум 7
Правильный ответ B
27) К устойчивым ступеням относятся:
А) I – IV – V
B) I – II – V
C) I – III – IV
D) I – III – V
E) I – V – VI
Правильный ответ D
28) Ключ «соль» - это:
А) басовый ключ
B) альтовый ключ
C) баритоновый ключ
D) басо-профундовый
E) скрипичный
Правильный ответ Е
30) Количество восьмых нот в четверти с точкой:
А) 2
B) 3
C) 4
D) 5
E) 1
Правильный ответ В
31) Определить параллельную тональность к d-moll:
А) A - dur
B) B - dur
C) F - dur
D) f - moll
E) Fis - dur
Правильный ответ С
32) Тональность с 5#:
А) cis - moll
B) H - dur
C) E - dur
D) c - moll
E) Cis - dur
Правильный ответ B
33) Определить диатонический полутон:
А) f - e
B) f - fis
C) f - fes
D) f - fisis
E) f - g
Правильный ответ A
34) Транспозиция – это:
А) удлинение
B) перенос
C) ускорение
D) повышение
E) понижение
Правильный ответ В
35) Две четвертные равны:
А) восьмой
B) целой
C) половинной
D) половинной с точкой
E) двум восьмым
Правильный ответ С
36) Целая нота равна по длительности:
А) двум четвертям
B) двум половинным
C) трем четвертям
D) четырем восьмым
E) трем половинным
Правильный ответ В
37) Четыре восьмых равны по длительности:
А) четверти
B) четверти с точкой
C) целой
D) половинной
E) половинной с точкой
Правильный ответ D
38) Равномерный метр с акцентами через одну долю:
А) двухдольный
B) трехдольный
C) четырехдольный
D) шестидольный
E) однодольный
Правильный ответ А
39) Чередование сильных и слабых долей - это
А) размер
B) акцент
C) метр
D) ритм
E) синкопа
Правильный ответ С
40) Начало музыки со слабой доли – это:
А) такт
B) затакт
C) размер
D) метр
E) акцент
Правильный ответ В
41) Метр, имеющий один акцент называется:
А) смешанным
B) переменным
C) простым
D) сложным
E) однородными
Правильный ответ С
42) Несовпадение метра с ритмом – это:
А) пауза
B) тактовая черта
C) лига
D) нота с точкой
E) синкопа
Правильный ответ Е
43) Скорость движения – это:
А) группировка
B) ритм
C) такт
D) темп
E) синкопа
Правильный ответ D
44) Соразмерное чередование длительностей звуков – это:
А) метр
B) размер
C) ритм
D) группировка
E) синкопа
Правильный ответ С
45) Триоль – это:
А) деление длительности на три вместо двух
B) деление длительности на две вместо трех
C) деление длительности на шесть частей
D) деление длительности на девять частей
E) нота с точкой
Правильный ответ А
46) Расстояние между двумя звуками – это:
А) аккорд
B) септаккорд
C) нонаккорд
D) интервал
E) нота
Правильный ответ D
47) Количественная величина интервала:
А) тоновая
B) полутоновая
C) ступеневая
D) высотная
E) цифровая
Правильный ответ С
48) Количество тонов в малой сексте:
А) 6
B) 5,5
C) 4
D) 0,5
E) 0
Правильный ответ С
49) Тритон делит октаву на:
А) 3 части
B) 4 части
C) 2 части
D) 0 частей
E) 6 частей
Правильный ответ С
50) Количество звуков в интервале:
А) 1
B) 2
C) 3
D) 4
E) 5
Правильный ответ В
51) Количество способов обращения простого интервала:
А) 1
B) 2
C) 3
D) 4
E) 5
Правильный ответ В
52) Из трех тонов состоит интервал:
А) секунда
B) секста
C) терция
D) тритон
E) кварта
Правильный ответ D
53) Чистый интервал в диатонике:
А) секунда
B) терция
C) септима
D) квинта
E) секста
Правильный ответ D
54) Определить консонанс:
А) б2
B) ув1
C) м6
D) тритон
E) б7
Правильный ответ С
55) Количество способов обращения составного интервала:
А) 1
B) 2
C) 3
D) 4
E) 5
Правильный ответ С
56) Определить диссонанс:
А) ч1
B) ч8
C) б6
D) м7
E) м3
Правильный ответ D
57) Чистые интервалы обращаются в:
А) большие
B) малые
C) увеличенные
D) чистые
E) малые
Правильный ответ D
57) Акустическое разрешение секунды в:
А) приму
B) октаву
C) септиму
D) терцию
E) квинту
Правильный ответ D
58) Увеличенные интервалы обращаются в:
А) большие
B) малые
C) чистые
D) увеличенные
E) уменьшенные
Правильный ответ Е
59) Определить самую длинную ноту:
А) целая
B) половинная
C) брэвис
D) четверть
E) восьмая
Правильный ответ С
60) Какова качественная (тоновая) величина интервала “ ч 5 ”
А) два тона
В) два с половиной тона
С) три тона
D) три с половиной тона
Е) четыре тона
Правильный ответ D
61) Тритон обозначается
А) ум 4
В) ч 453
С) ув 4
D) дв.ув 4
Е) ув 5
Правильный ответ С
62) . Интервал “ч 8” обращается
А) ч 1
В) ч 4
С) ч 8
D) м 6
Е) ув 1
Правильный ответ А
63) Количество звуков в трезвучии
А) 2
В) 3
С) 4
D) 5
Е) 6
Правильный ответ В
64) Количество видов трезвучий
А) 1
В) 2
С) 3
D) 4
Е) 5
Правильный ответ D
65) Строение минорного трезвучия
А) б 3 + м 3
В) м 3 + б 3
С) м 3 + м 3
D) м 3 + ум 3
Е) ум 3 + м 3
Правильный ответ В
66) Строение уменьшенного трезвучия
А) б 3 + м 3
В) м 3 + б 3
С) м 3 + м 3
D) м 3 + ум 3
Е) ум 3 + м 3
Правильный ответ C
67) Первое обращение трезвучия
А) секундаккорд
В) терцквартаккорд
С) квартсекстаккорд
D) квинтсекстаккрд
Е) секстаккорд
Правильный ответ Е
68) Второе обращение трезвучия
А) секундаккорд
В) терцквартаккорд
С) квартсекстаккорд
D) квинтсекстаккрд
Е) секстаккорд
Правильный ответ С
69) Количество видов септаккордов
А) 4
В) 5
С) 7
D) 9
Е) 11
Правильный ответ D
70) Количество полутонов в диатонической гамме
А) 1
В) 2
С) 3
D) 4
Е) 5
Правильный ответ В
71) Количество тонов в диатонической гамме
А) 1
В) 2
С) 3
D) 4
Е) 5
Ответ: Е)
72) Полутоны в натуральной мажорной гамме расположены на
А) I, II ступени
В) I, VII ступени
C) VII, III ступени
D) II, V ступени
E) IV,V ступени
Правильный ответ С
73) Полутоны в натуральной минорной гамме расположены на
А) I, II ступени
В) I, VII ступени
C) VII, III ступени
D) II, V ступени
E) IV,V ступени
Правильный ответ D
74) Миксолидийский лад характеризуется
А) VIb
B) VII b
C) II b
D) IV#
E) VI#
Правильный ответ В
75) Характерные интервалы встречаются в
А) натуральном мажоре и миноре
В) гармоническом мажоре и миноре
С) мелодическом мажоре и миноре
D) альтерированном мажоре и миноре
Е) хроматическом мажоре и миноре
Правильный ответ В
76) Увеличенные интервалы в гармоническом мажоре строятся на
А) VII#
В) IIb
С) VIb
D) VI#
Е) VIIb
Правильный ответ С
77) Уменьшенные в гармоническом миноре строятся на
А) VII#
В) IIb
С) VIb
D) VI#
E) VIIb
Правильный ответ А
78) Количество ум 3 в альтерированной гамме
А) 1
В) 2
С) 3
D) 4
Е) 5
Правильный ответ С
79) Количество трезвучий в диатонический гамме
A) 4
B) 5
C) 6
D) 7
E) 8
Правильный ответ D
80) Фонизм побочных трезвучий в натуральном мажоре
А) Б5/3
В) М5/3
С) Ув5/3
D) М5/3 и Ум5/3
Е) Б5/3 и М5/3
Правильный ответ D
81) Фонизм главных трезвучий в натуральном миноре
А) Б5/3
В) М5/3
С) Ув5/3
D) Ум5/3
Е) Б5/3 и М5/3
Правильный ответ В
82) На каких ступенях натурального мажора строятся Б5/3
А) I, III, V
В) I, IV, V
С) II, III, IV
D) III, VI, VII
Е) I, III, VII
Правильный ответ В
83) Ув5/3 в гармоническом мажоре строится на
А) I ступени
В) II ступени
С) III ступени
D) IV# ступени
Е) VIb ступени
Правильный ответ Е
84) S6 строится на
А) I ступени
В) II ступени
С) III ступени
D) IV ступени
Е) VI ступени
Правильный ответ Е
85) D6/4 строится на
А) I ступени
В) II ступени
С) VI ступени
D) V ступени
Е) VII ступени
Правильный ответ В
86) Фонизм D7 в мажоре и миноре гармоническом
А) Б dur 7
В) М dur 7
С) М moll 7
D) М ум 7
Е) Ум 7
Правильный ответ В
87) На какой ступени строится D4/3
А) II ступени
В) IV ступени
С) V ступени
D) VI ступени
Е) VII ступени
Правильный ответ А
88) Фонизм септаккорда VII ступени в гармоническом мажоре и миноре
А) Б dur 7
В) М dur 7
С) М ум 7
D) Ум 7
Е) М moll 7
Правильный ответ D
89) Интервал «б9» обращается в:
А) м7
В) м2
С) б2
D) б7
Е) ув2
Правильный ответ А
90) Определить интервал «дуодециму»:
А) fis – a1
В) fis – d1
С) fis – cis2
D) fis – a2
Е) fis – e1
Правильный ответ С
91) Обозначение звуков малой октавы:
А) Н
В) Н1
С) h
D) Н2
Е) h3
Правильный ответ С
92) Одноименные тональности отличаются на
А) 1 знак
В) 2 знака
С) 3 знака
D) 4 знака
Е) 0 знаков
Правильный ответ С
93) Тоники параллельных тональностей отстоят на
А) м2
В) б3
С) ув2
D) м3
Е) ч4
Правильный ответ D
94) Энгармоническая замена ув2:
А) б2
В) м3
С) б3
D) ч4
Е) ув4
Правильный ответ B
95) Размер 5/4
А) простой
В) сложный
С) смешанный
D) переменный
Е) полиметрия
Правильный ответ C
96) Однотерцовые тональности:
А) C – Cis
В) cis – C
С) c – C
D) c – cis
Е) cis – Cis
Правильный ответ B
97) Арабский лад:
А) минор IIь – IV#
В) мажор IIь – IV#
С) мажор IIь - VIь
D) минор IIь - IV
Е) минор IV# - VI#
Правильный ответ C
98) Венгерский лад:
А) минор IIь – IV#
В) мажор IIь – IV#
С) мажор IIь - VIь
D) минор IIь - IV
Е) минор IV# - VII#
Правильный ответ Е
99) Увеличенный лад:
А) по тонам
В) по полутонам
С) с ув.2
D) с двумя ув.2
E) тон-полутон
Правильный ответ А
100) Параллельные тональности:
А) C – c
B) F – fis
C) b – Des
D) A – f
E) Cis – des
Правильный ответ С
101)Отметить пару энгармонически неравных тональностей:
А) H - Ces
В) Fis - Ges
C) gis - as
D) dis - es
E) Ces – Dis
правильный ответ Е
102)Энгармоническая замена ув.2
А) б.2
В) м.3
C) б.3
D) ч.4
E) ув.4
правильный ответ В
103) Сумма знаков в энгармонически равных тональностях равна:
А) 12
В) 10
C) 9
D) 8
E) 14
правильный ответ А
104) Сколько энгармонических замен имеет звук «as»:
А) 3
В) 4
C) 2
D) 1
E) 0
правильный ответ D
105) Трезвучие, обращения которого всегда энгармонически равны между собой это:
А) Б5/3
В) Ум5/3
C) Ув5/3
D) М5/3
E) М6
правильный ответ С
106) Отметить пару энгармонически равных тональностей:
А) Cis - des
В) Ges - Gis
C) As - a
D) gis - b
E) Cis - Des
правильный ответ Е
107) Определить секстаккорд II ступени «es – g – c»:
А) A-dur
В) B-dur
C) H-dur
D) fis-moll
E) E-dur
правильный ответ B
108) Фонизм септаккорда II ступени в гармоническом мажоре:
А) Бdur7
В) Mmoll7
C) Був7
D) Мум7
E) Мdur7
правильный ответ D
109) Определить аккорд «d – es – g – b»:
А) Бdur2
В) Бум.2
C) Був.2
D) Мув.2
E) Мdur2
правильный ответ А
110) Определить тональность, где «а – h – d - f» является II2:
А) D-dur
В) h-moll
C) C-dur
D) a-moll
E) E-dur
правильный ответ D
111) Интервальное строение терцквартаккорда:
А) секунда – терция - терция
В) секунда – секунда - терция
C) терция – секунда - терция
D) терция – терция - секунда
E) терция – терция - терция
правильный ответ С
112) Oпределить аккорд «cis – e – g - b»:
А) Бdur7
В) Мdur7
C) Мmoll7
D) Мум7
E) Ум7
правильный ответ E
113) Фонизм III7 в гармоническом миноре:
А) Бdur7
В) Бmoll7
C) Мmoll7
D) Мdur7
E) Був7
правильный ответ E
114) Аккорд из пяти звуков:
А) трезвучие
В) септаккорд
C) нонаккорд
D) ундецимаккорд
E) терцдецимаккорд
правильный ответ С
115) Определить аккорд «es – g – b – c»:
А) Бmoll6/5
В) Мум6/5
C) Мmoll6/5
D) Ум6/5
E) Мdur6/5
правильный ответ C
116) Определить тональность, где «e – g – ais – cis» является VII4/3:
А) a-moll
В) gis-moll
C) E-dur
D) h-moll
E) C-dur
правильный ответ D
117) Септима D7 при разрешении:
А) идет на секунду вверх
В) идет на секунду вниз
C) остается на месте
D) переходит в приму тоники
E) переходит в квинту тоники
правильный ответ В
118) Средний звук в трезвучии называется:
А) примой
В) квинтовым тоном
C) септимой
D) секундой
E) терцовым тоном
правильный ответ Е
119) Интервальное строение Ув6/4:
А) б3 – м3
В) б3 – б3
C) б3 – ум4
D) м3 – ум4
E) м3 – м3
правильный ответ С
120) В квартсекстаккорде основанием является:
А) прима
В) терция
C) основной тон
D) квинта
E) секунда
правильный ответ D
130) Обращение трезвучия образуется в результате:
А) перенесения нижнего звука на октаву вверх
В) перенесения среднего звука на октаву вверх
C) перенесения верхнего звука на октаву вверх
D) перенесения среднего звука на октаву вниз
E) перенесения нижнего звука на октаву вниз
правильный ответ А
131) Отметить энгармонически равный звук «cis»:
А) «b»
В) «hisis»
C) «dis»
D) «deses»
E) «his»
правильный ответ B
132) Отметить аккорд энгармонически равный «cis – e – g - b»:
А) «cis – e – g - a»
В) «des – es – g - b»
C) «des – fes – g - b»
D) «cis – e – fis - ais»
E) «cis – e – g - hes»
правильный ответ C
133) Главные трезвучия лада это:
А) I5/3, III5/3, V5/3
В) I5/3, IV5/3, VI5/3
C) I5/3, II5/3, III5/3
D) IV5/3, V5/3
E) I5/3, IV5/3, V5/3
правильный ответ E
132) В минорной ангемитонной пентатонике отсутствуют:
А) II – IV
В) III – IV
C) IV – VII
D) II – V
E) II – VI
правильный ответ E
133) Мажорный лад с VIIь:
А) ионийский
В) лидийский
C) миксолидийский
D) эолийский
E) дорийский
правильный ответ C
134) Ступеневая величина интервала «терцдецима»:
А) 3
В) 6
C) 10
D) 13
E) 16
правильный ответ D
135) Сумма знаков в энгармонически равных тональностях:
А) 10
B) 9
C) 12
D) 8
E) 6
правильный ответ C
136) Однотерцовые тональности отличаются на:
А) 1 знак
В) 2 знака
C) 3 знака
D) 4 знака
E) 5 знаков
правильный ответ D
137) В лидийском ладу верхний тетрахорд:
А) лидийский
В) фригийский
C) дорийский
D) ионийский
E) локрийский
правильный ответ D
138) Увеличенные интервалы в гармоническом мажоре строятся на:
А) VII#
В) IIь
C) VIь
D) VI#
E) VIIь
правильный ответ C
139) Обозначение звуков субконтроктавы
А) А
В) А1
C) А2
D) А3
E) А4
правильный ответ C
140) Обозначение звуков малой октавы:
А) Н
В) Н1
C) h
D) Н2
E) h3
правильный ответ C
141) Определить характерный интервал:
А) ув1
В) ув2
C) ум3
D) ув3
E) ув4
правильный ответ B
142) Характерные интервалы строятся:
А) натуральный мажор
В) гармонический минор
C) мелодический мажор
D) альтерированный минор
E) хроматический мажор
правильный ответ B
143) Энгармоническая замена ув2:
А) б2
В) м3
C) б3
D) ч4
E) ув4
правильный ответ B
144) Интервал между однотерцовыми тональностями:
А) б3
В) м3
C) м2
D) б2
E) ув1
правильный ответ C
145) Альтерируются ступени:
А) I – IV
В) II – IV
C) II – III
D) IV – VII
E) III – VII
правильный ответ B
150) Побочные трезвучия:
А) II – III – VII
В) I – III – VI
C) I – IV – V
D) II – IV – V
E) II – IV – VII
правильный ответ A
15