Методическое пособие по элементарной теории музыки «Музыкальный словарь в картинках» для 1-2 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»
( МБОУ ДОД г.о. САМАРА «ДМШ № 22» )

РОССИЯ, 443050, г.САМАРА, ул. ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ, 28 тел./факс (846) 264 03 63















Методическое пособие по элементарной теории музыки
«Музыкальный словарь в картинках»
для 1-2 кл.






Работу выполнили: Кривенко О.Ю.





САМАРА, 2015г.


Актуальность. Перед музыкальными учебными заведениями стоят задачи развития музыкальных способностей и вовлечение в учебный процесс учащихся, и в связи с этим возникает проблема разработки теории и эффективных методов обучения. В учебных планах среди дисциплин музыкально-теоретического цикла серьёзное место занимает сольфеджио. Как известно, музыкальная грамота и сольфеджио в детских музыкальных школах объединены в одну теоретическую дисциплину, которой и посвящена данная работа.
Сольфеджио важная составная часть работы с учеником, направленная не только на развитие его слуха и совершенствование чистоты его интонирования, но и на приобретение навыков записи музыкального текста. Для этого важно начинать обучение музыкальной грамоте с младшего школьного возраста. Необходимым условием для начала занятий считается способность детей распознавать буквы и читать книги, то есть абстрактно мыслить. Для развития музыкальной грамотности в данном сборнике правил мы используем рядом с музыкальным абстрактным знаком определенный рисунок. Аналитико-синтетическая деятельность весьма элементарна, находится на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
В музыкальной педагогике давно существует статус специального словаря, например, «Музыкальный словарь», «Энциклопедический музыкальный словарь», «Словарь музыкальных терминов» и др. Однако словаря в том понимании, которое сложилось в лингвистике, музыкознание до сих пор не имеет, точнее сказать, оно ещё его в достаточной мере не разработало. Между тем, как показала практика, школьная теория постоянно использует «словарный материал» и тем самым способствует его развитию.
Составляющими тезауруса служат учебный и стилистический словари, формирующие: первый посредством технических упражнений запас слуховых представлений элементов музыкального языка, а второй - на базе художественного материала представления элементов музыкальной речи в интонационной и аналитической деятельности, традиционно используемой в виде интонационных и слуховых упражнений, диктанта и сольфеджирования.
Музыкальная педагогика по сей день не имеет стройной, законченной его системы, а пользуется отдельными, разрозненными упражнениями, в большей своей части «живущими устной традицией». В связи с этим создание текстового содержания словаря сольфеджио является насущной и неотложной задачей. Осознание этого положения, как и других, отмеченных выше, и побудило авторов к разработке обозначенной проблемы.
Данное пособие адресовано юным музыкантам (детям 6-8 лет), обучающихся по программе с 7-летним сроком обучения. В данном сборнике помещаются правила, необходимые учащимся 1-2 классов.
Задачей данного методического пособия является оказание практической помощи при изучении теоретической части материала на уроках сольфеджио.
Чаще всего дети младших классов механически записывают правила в нотные тетради. Задача педагога сделать увлекательной эту теоретическую часть работы. Главное постараться держать детскую мысль в тонусе, активизировать внимание учеников. Теоретическая формулировка в некоторых определениях используется как характеристика физического явления, что более понятно и доступно для детей младшего школьного возраста.
Мы ставили цель: способствовать изучению и постижению музыкального теоретического искусства, формированию и развитию знаний, умений и навыков в области теории музыки.
Задачи:
формирование знаний по музыкальной грамоте;
понимание значения основных элементов музыкального языка;
формирование и развитие музыкального мышления;
формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
формирование приобретения навыков творческой деятельности;
освоение у обучающихся знаний, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
активизация интеллектуального развития, связанного с мышлением, вниманием, памятью.

Разрабатывая музыкальный словарь, мы пытались создать учебное пособие для эффективного обучения и сделать раздел музыкальной грамоты доступным для детей младшего школьного возраста, развить зрительное восприятие музыкальной грамоты в совокупности с сольфеджированием и способностью записывать музыку по слуху.
У детей младшего школьного возраста наглядно-образная память развита лучше, чем словесно-логическая. Эмоционально-образное развитие младшего школьника является важнейшим компонентом эстетического формирования личности. Эмоции определяют успешность реализации полученного опыта образования в жизни. В музыкальном воспитании содержание музыки составляют эмоции, настроение, вызванные реалиями мира. Поэтому и в познании этого искусства наличие развитой эмоциональной сферы является определяющим.
В настоящее время на эмоционально-образное развитие детей данного возраста огромное влияние оказывает аудиовизуальная музыкальная информация, варьирующаяся в системе электронных средств коммуникации (телевизионных, компьютерных, интернетных и др.). В связи с этим в музыкально-педагогическом процессе  учителя всё чаще используют аудиовизуальные средства  с целью актуализации позитивных факторов аудиовизуальной информации и нейтрализации её деструктивного воздействия.
Однако на практике отсутствует определенная система заданий, методов, методик, позволяющих реализовать в полной мере возможности развития эмоционально-образной сферы средствами аудиовизуальной музыкальной информации. Это и определило актуальность нашего научного исследования.
И поэтому мы подумали, почему не сделать красочный, эмоционально нагруженный сборник необходимых музыкальных терминов. Мы задумали создать несколько альбомов (предположительно три, сгруппированные по два года обучения), которые стали бы своеобразной «настольной книгой» для учащихся нашей школы на протяжении всего обучения. Также для нашей школы характерно сотрудничество музыкального и художественного отделения, и много детей учится на двух отделениях одновременно. И нам показалась интересной идея, показать ученикам применимость их способностей в дальнейшем выборе профориентации, спектр возможностей, неотрывность обучения от жизни.
На I ступени обучения для детей характерна живая увлеченность самим процессом учения. При этом эмоциональные переживания детей тесно связаны с наглядными образами и представлениями.
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие – различные ступени единого процесса познания. Принцип наглядности Я.А.Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышается уровень усвоения.
Все темы музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая формулировка, и к ней прилагается яркая красочная иллюстрация, с помощью которой можно сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Порядок изложения тем соответствует установившейся практике работы в музыкальных школах. Все правила (теоретические определения) подобраны в порядке возрастающей трудности.
Материал теории музыки изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в словаре ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки в течение всего курса обучения.
И в то же время в практической работе с учащимися рекомендуется для педагогов исходить из общепринятого метода изучения элементов музыки во взаимосвязи с теоретическим материалом, используемым в словаре.
Все навыки интонационные и ритмические, сведения по музыкальной грамоте подготавливают вначале путем усвоения музыкального материала.
Правила, помещенные в словаре для закрепления какого-либо навыка, выучивать не обязательно, а следует привлечь внимание детей, учитывая возрастные особенности.
Музыкальные термины необходимо не столько заучивать, сколько практически применять на уроке при пении с листа или записи диктанта.
Предлагаем Вашему вниманию первую разработку для начальных классов и в дальнейшем планируем создать методическое пособие «Музыкальный словарь» для всех остальных классов.