Комплект контрольно-оценочных средств по элементарной теории музыки.
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский педагогический колледж»
РАССМОТРЕН
на заседании предметно-цикловой
комиссии фортепиано
председатель ПЦК
Рябко Е. А. / /
Протокол от « » 2015 г. №
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ОБПОУ «КПК»
__________ / О.И. Бондарева /
Приказ от « » 2015 г. №
Комплект контрольно-оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации
на 1 курсе в форме экзамена
по учебной дисциплине
«Элементарная теория музыки, гармония»
в рамках программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
среднего профессионального образования 53.02.01
«Музыкальное образование»
Разработчик: Углицкая Н.Н.
Курск – 2015СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств. 3
2. Результаты освоения учебной дисциплины,
подлежащие проверке .. 3
3. Таблица сочетаний проверяемых знаний, умений и компетенций 4
4. Задания для оценки освоения учебной дисциплины 5
5. Пакет экзаменатора 15
6. Критерии оценивания 161. Паспорт комплекта оценочных средств
Область применения комплекта оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Элементарная теория музыки, гармония» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС специальности СПО 53.02.01 «Музыкальное образование» (базовый уровень) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции, и общими компетенциями:
З. 1. Знать основные элементы музыкального языка.
З. 2. Знать средства музыкальной выразительности.
У.1. Уметь строить основные лады, интервалы, аккорды.
У.2. Уметь анализировать строение мелодии в форме периода.
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
2. Результаты освоения учебной дисциплины,
подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Код
Результаты освоения
Основные показатели оценки результата
З 1.
Знать основные элементы музыкального языка.
Знание основных элементов музыкального языка.
З 2.
Знать средства музыкальной выразительности.
Знание средств музыкальной выразительности.
У 1.
ОК 1.
Уметь строить основные лады, интервалы, аккорды.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Умение строить основные лады, интервалы, аккорды.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
У 2.
ОК 4.
ОК 8.
Уметь анализировать строение мелодии в форме периода.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Умение анализировать строение мелодии в форме периода.
Осуществление поиска и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития.
3 Таблица сочетаний проверяемых знаний и умений
Результаты освоения
Основные показатели оценки результата
№ варианта и задания
З 1.
Знание основных элементов музыкального языка.
Вариант 1-30. Задание 1, 2, 3.
У 1.
ОК 1.
Умение строить основные лады, интервалы, аккорды.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
З 2.
Знание средств музыкальной выразительности.
Задание 1,2, 3.
Вариант 1- 30. Задание 4.
У 2.
ОК 4.
ОК 8.
Умение анализировать строение мелодии в форме периода.
Осуществление поиска и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития.
4. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
Вариант №1
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Хроматизм. Правописание хроматической гаммы в миноре и мажоре.
В тональности Es-dur построить ув.2 с разрешением, последовательность аккордов: T6-VII6-T53-S53-II65-K64-D7-T53
От звука «до» сыграть в восходящем движении лидийский лад, в нисходящем движении – б.6.
Проанализировать № 105.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №2
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Свойства музыкального звука. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы.
В тональности E-dur построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов:T53-D43-T6-S53-II65-VII43-D2-T6
От звука «ре» сыграть в восходящем движении б.7, в нисходящем движении – минорную пентатонику.
Проанализировать № 157.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №3
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия. Энгармонизм звуков.
В тональности c-moll построить ув.5 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s53-II65-VII43-D2-t6-D64-t53
От звука «ми» сыграть в восходящем движении м.6, в нисходящем движении миксолидийский лад.
Проанализировать № 252.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №4
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Обозначение звуков по буквенной системе.
В тональности cis-moll построить ум. 4 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s53-D2-t6-D64-t53-II2-t53
От звука «фа» сыграть в восходящем движении м.7, в нисходящем движении мажорную пентатонику.
Проанализировать № 269.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №5
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Нота. Длительности и их обозначение. Нотный стан. Ключи. Паузы.
В тональности A-dur построить ув.2 с разрешением, последовательность аккордов: T6-D64-T53-II43-T64-II65-K64-D7-T53
От звука «соль» сыграть в восходящем движении ч.5, в нисходящем движении фригийский лад.
Проанализировать № 311.
Вариант №6
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Интервал. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы.
В тональности As-dur построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов:T6-D43-T53-D6-D65-T53-S64-T53
От звука «ля» сыграть в восходящем движении м.6, в нисходящем движении дорийский лад.
Проанализировать № 394.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №7
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Родство тональностей.
В тональности f-moll построить ув.5 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s53-II6-K64-D53-t53-s64-t53
От звука «си» сыграть в восходящем движении б.6, в нисходящем движении дважды гармонический минор.
Проанализировать № 361.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №8
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
1.Увеличенные и уменьшённые интервалы. Энгармоническое равенство интервалов. Обращение интервалов.
2. В тональности D-dur построить ум. 4 с разрешением, последовательность аккордов: T53-D6-D65-T53-S6-K64-D53-D7-T53
3. От звука «до-диез» сыграть в восходящем движении ч.4, в нисходящем движении минорную пентатонику.
4. Проанализировать № 105.
Вариант №9
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Составные интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы.
В тональности fis-moll построить ув.2 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s53-D2-t6-D64-t53-s64-t53
От звука «ми-бемоль» сыграть в восходящем движении ч.5, в нисходящем движении дважды гармонический мажор.
Проанализировать № 157.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №10
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Характерные интервалы.
В тональности h-moll построить тритоны с разрешением, последовательность аккордов: t6-D64-t53-s6-t64-s53-K64-D7-t53
От звука «фа-диез» сыграть в восходящем движении ч.5, в нисходящем движении фригийский лад.
Проанализировать № 252.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №11
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
1. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению. Разрешение диссонирующих интервалов.
2. В тональности D-dur построить тритоны с разрешением, последовательность аккордов:T6-D64-T53-S6-T64-S53-K64-D7-T53
3. От звука «ля-бемоль» сыграть в восходящем движении б.6, в нисходящем движении мелодический мажор.
4. Проанализировать № 269.
Вариант №12
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Альтерация. Альтерированная гамма.
В тональности B-dur построить ув.2 с разрешением, последовательность аккордов:T53-S53-D2-T6-D64-T53-S64-T53
От звука «си-бемоль» сыграть в восходящем движении б.6, в нисходящем движении гармонический мажор.
Проанализировать № 311.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №13
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Отклонение, модуляция, сопоставление.
В тональности g-moll построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов: t53-D6-D65-t53-s6-K64-D-D7-t53
От звука «до» сыграть в восходящем движении м.7, в нисходящем движении гармонический минор.
Проанализировать №394.
------------------
·14
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Лад. Устойчивые и неустойчивые звуки. Мажорный и минорный лад. Гамма. Название ступеней лада.
В тональности Es-dur построить тритоны с разрешением, последовательность аккордов: T53-S53-II6-K64-D53-T53-S64-T53
От звука «фа» сыграть в восходящем движении дважды гармонический мажор, в нисходящем движении м.7.
Проанализировать №440.
Вариант №15
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Тональность. Квинтовый круг.
В тональности f-moll построить ув.2 с разрешением, последовательность аккордов: t6-D43-t53-D6-D65-t53-s64-t53
От звука «ми-бемоль» сыграть в восходящем движении б.7, в нисходящем движении лидийский лад.
Проанализировать №330.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №16
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Три вида мажора и минора.
В тональности G-dur построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов: T6-D64-T53-II43-T64-II65-K64-D7-T53
От звука «до-диез» сыграть в восходящем движении ч.5, в нисходящем движении дважды гармонический минор.
Проанализировать №361.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №17
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Параллельные и одноименные тональности.
В тональности G-dur построить ум. 7 с разрешением, последовательность аккордов: T53-D43-T6-S53-II65-VII43-D2-T6
От звука «ре» сыграть в восходящем движении б.7,в нисходящем движении минорную пентатонику.
Проанализировать №157.
Вариант №18
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Особые виды семиступенных диатонических ладов. Пентатоника. Переменные лады.
В тональности e-moll построить ум.4 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s53-D2-t6-D64-t53-II2-t53
От звука «фа» сыграть в восходящем движении м.7, в нисходящем движении мажорную пентатонику.
Проанализировать №269.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №19
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий.
В тональности F-dur построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов: T6-D43-T53-D6-D65-T53-S64-T53
От звука «ля» сыграть в восходящем движении м.6, в нисходящем движении дорийский лад.
Проанализировать №394.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №20
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.
В тональности d-moll построить ув.5 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s53-II6-K64-D53-t53-s64-t53
От звука «си» сыграть в восходящем движении б.6, в нисходящем движении дважды гармонический минор.
Проанализировать №361.
Вариант №21
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.
В тональности d-moll построить ув.2 с разрешением, последовательность аккордов: t6-D43-t53-D6-D65-t53-s64-t53
От звука «ми-бемоль» сыграть в восходящем движении б.7, в нисходящем движении дважды гармонический минор.
Проанализировать №330.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №22
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.
В тональности F-dur построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов: T53-D43-T6-S53-II65-VII43-D2-T6
От звука «ре» сыграть в восходящем движении б.7, в нисходящем движении минорную пентатонику.
Проанализировать №440.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №23
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
В тональности h-moll построить ум.4 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s53-D2-t6-D64-t53-II2-t53
От звука «фа» сыграть в восходящем движении м.7, в нисходящем движении миксолидийский лад.
Проанализировать №157.
Вариант №24
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Мелодия. Виды мелодического движения.
В тональности G-dur построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов: T6-D43-T53-D6-D65-T53-S64-T53
От звука «ля» сыграть в восходящем движении м.6, в нисходящем движении дорийский лад.
Проанализировать №440.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №25
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Музыкальный синтаксис.
В тональности e-moll построить ув.2 с разрешением, последовательность аккордов: t6-VII6-t53-s53-II65-K64-D7-t53
От звука «до» сыграть в восходящем движении лидийский лад, в нисходящем движении б.6.
Проанализировать №330.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №26
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Ритм. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт.
В тональности F-dur построить ум.7 с разрешением, последовательность аккордов: T53-II2-VII7-D65-T53-S53-K64-D53-T53
От звука «ре-диез» сыграть в восходящем движении ч.4, в нисходящем движении минорную пентатонику.
Проанализировать №105.
Вариант №27
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров.
В тональности h-moll построить ув.5 с разрешением, последовательность аккордов: t53-s6-II43-VII2-D7-t53-s64-t53
От звука «соль-бемоль» сыграть в восходящем движении ч.5, в нисходящем движении гармонический мажор.
Проанализировать №252.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №28
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Сложные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах сложных размеров.
В тональности D-dur построить ум.4 с разрешением, последовательность аккордов: T6-II7-VII65-D43-T53-S53-K64-D53-T53
От звука «соль-диез» сыграть в восходящем движении м.6, в нисходящем движении гармонический минор.
Проанализировать №269.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант №29
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
1. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах смешанных размеров.
2. В тональности g-moll построить тритоны с разрешением, последовательность аккордов: t53-II2-VII7-D65-t53-s53-K64-D53-t53
3. От звука «си-бемоль» сыграть в восходящем движении б.6, в нисходящем движении мажорную пентатонику.
4. Проанализировать №361.
Вариант №30
Утверждаю:
Зам. директора
по учебной работе
________________
Утверждаю:
Председатель ПЦК
фортепиано
_________________ Рябко Е.А.
Переменные размеры. Синкопа.
В тональности B-dur построить тритоны с разрешением, последовательность аккордов: T6-S53-II65-VII43-D2-T6-K64-D7-T53
От звука «до» сыграть в восходящем движении миксолидийский лад, в нисходящем движении б.7.
Проанализировать №394.
5. Пакет экзаменатора
Количество вариантов: 30, в каждом варианте по 4 задания.
Время выполнения задания – 45 минут.
Оборудование: учебная аудитория, площадью не менее 12 кв. м.;
музыкальный инструмент фортепиано (аккордеон), стул;
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.01. Музыкальное образование. Учебно-методический комплекс дисциплины «Элементарная теория музыки. Гармония»
Хрестоматии музыкального материала, репертуарные музыкальные сборники, нотные издания.
6. Критерии оценивания
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, динамика формирования общих компетенций)
Основные показатели
оценки результатов
Критерии оценки
результата
Балл
З 1. Знать основные элементы музыкального языка.
З 2.Знать средства музыкальной выразительности.
Знание основных элементов музыкального языка.
Знание средств музыкальной выразительности.
Чёткое определение основных элементов музыкального языка.
Чёткое определение средств музыкальной выразительности.
1
1
У1. Уметь строить основные лады, интервалы, аккорды.
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Умение строить основные лады, интервалы, аккорды.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Грамотное построение ладов, интервалов, аккордов.
1
У2.Уметь анализировать строение мелодии в форме периода.
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Умение анализировать строение мелодии в форме периода.
Осуществление поиска и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития.
Грамотный анализ строения мелодии.
Умение делать выводы.
1
1
Всего: 5 баллов
По каждому показателю оценки результата выставляется 1 балл (соответствие эталону) или 0 баллов (несоответствие эталону).
13PAGE 15
13PAGE 141715
$&,.46:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15